Торг 12 товарная накладная

Какие сведения содержит товарная накладная

Набор разделов унифицированной формы ТОРГ-12 следующий:

  1. Сведения об участниках поставки (продавце, грузоотправителе, грузополучателе, плательщике), в том числе их наименования, адреса, телефоны, банковские реквизиты и коды ОКПО и ОКВЭД.
  2. Реквизиты договора, на основании которого происходит поставка, и транспортной накладной.
  3. Реквизиты самой товарной накладной — ее номер и дата.
  4. Информация о товаре: наименование, единица измерения, количество, цена, а также стоимость и предъявляемый покупателю НДС (о заполнении накладной без НДС читайте в материале «Как заполнить товарную накладную (ТОРГ-12) при работе без НДС (образец)»).
  5. Сведения о приложениях к накладной (например, сертификаты, паспорта и т. п. на товар).
  6. Завершает документ раздел с многочисленными подписями. Со стороны продавца ее подписывают работник, разрешивший отпуск груза, главбух и сотрудник, который груз непосредственно отпустил. С другой стороны подписи проставляют представители покупателя и грузополучателя. Здесь же приводятся сведения о доверенности, на основании которой представитель покупателя принимает товар, и указываются даты подписания документа сторонами.

Унифицированная форма ТОРГ-12 предусматривает также проставление печатей сторон поставки. В то же время печать не является обязательным реквизитом первичного документа (ст. 9 закона № 402-ФЗ), поэтому организации, официально отказавшиеся от печати, могут накладную ей не заверять (см. также письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-01-10/45390).

Истоки появления и особенности УФТН ТОРГ-12

Унифицированная форма товарной накладной (УФТН) — ТОРГ-12 в формате Word, как и правила заполнения, утверждена в декабре 1998 г. специальным постановлением Госкомстата. А так как, согласно ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывается обязательное оформление фактов хозяйственной деятельности первичными документами, ее необходимо выписывать при каждой отгрузке (отпуске) или продаже различных товарно-материальных ценностей.

С января 2013 года использование унифицированной формы стало необязательным, за исключением определенных оговорок. С этого периода по инициативе главного бухгалтера директор компании (ИП) мог самостоятельно определить образец первичных документов, которые планировалось применять для дальнейшего оформления хозяйственной деятельности своей организации.

Каждое предприятие (ИП) может использовать либо предложенную Госкомстатом версию УФТН или самостоятельно разработанные, в том числе и фирменные бланки товарных чеков (ТЧ) и товарных накладных (ТН). При этом разрешается корректировка (внесение изменений) путем добавления реквизитов, полей, граф, строк и пр. Причем нет «жестких» требований как в плане количества пунктов, так и относительно формата данного документа. В зависимости от специфики деятельности компании и/или особенностей реализуемой продукции можно скачать и распечатать книжную или альбомную версию бланков товарных накладных.

В то же время существуют обязательные требования по поводу самостоятельной разработки первичных документов. В товарной накладной любой компании (ИП) должны присутствовать следующие моменты:

  • наименование и номер этого документа;
  • шаблон для заполнения даты оформления;
  • полное название компаний, участвующих в сделке, с указанием всех реквизитов: ИНН, контакты, адрес в ТОРГ-12, р/счет и пр.;
  • описание фактов хозяйственной деятельности, в отношении которых оформляется текущая накладная;
  • документы, на основании которых реализуется сделка;
  • перечень реализуемых наименований с указанием количества, цены за единицу, НДС, массы и итоговой стоимости покупки;
  • должности лиц, которые непосредственно совершают сделку и отвечают за ее документальное оформление;
  • подписи в ТОРГ-12 и печати.

С января 2016 года в дополнение к бумажному формату товарных накладных в Word, традиционно заполняемых под копирку, разрешено использование электронных версий на одном листе, сформированных программой Excel, с последующей распечаткой и заверением электронной подписью. В этом случае один лист (файл) необходимо отправить покупателю, а первоисточник остается на хранение у продавца.

Особенности заполнения ТОРГ-12

Использование установленных форм товарных накладных предполагает соблюдение определенных правил заполнения. Оформление товарной накладной может проводиться как специалистами бухгалтерии, так и кладовщиками, продавцами и прочими лицами, уполномоченными для отпуска продукции. Бумажная версия первичного документа обязательно составляется в 2 экземплярах, один из которых передается получателю товаров.

В «шапке» УФТН ставится номер и дата совершения сделки. Здесь же заполняются реквизиты компании (ИП), отпускающей товар: полное наименование, адрес в ТОРГ-12, контакты, расчетный счет и другая информация, утвержденная директором (ИП). Аналогично оформляются поля «Плательщик» и «Грузополучатель в ТОРГ-12». Далее — записываются реквизиты договора поставок или других документов, на основании которых совершается текущая сделка.

После этого оформляются данные о реализуемых товарах с указанием перечня, кодов (артикулов), единиц измерения, типов упаковки, цен за единицу наименования, НДС и пр. Если продукция отгружается в особой упаковке (таре), целесообразно заполнять поля «Масса брутто». Иногда в конце бланка перечисляются приложения и сопроводительные документы.

Завершается заполнение ТОРГ-12 информацией о лицах, которые совершают и контролируют сделку. Их подписи, как правило, заверяются печатью компании.

Товарная накладная ТОРГ-12: как заполнять, исправлять и хранить

Для чего требуется товарная накладная? Начнем с того, что любой факт хозяйственной жизни должен быть зафиксирован. Применяемые в таких случаях документы называются первичными учетными. Их составляют при совершении факта хозяйственной жизни либо непосредственно после его окончания. Работу с накладными регламентирует Федеральный закон от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» N 402 (далее – Закон).

Товарная накладная ТОРГ-12 является одним из документов бухгалтерского учета, создание которого позволяет оформить операции по отпуску и приему товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Согласно п. 2 ст. 9 Закона обязательными реквизитами первичного учетного документа, а значит, и накладной являются:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лиц, совершивших сделку и ответственных за ее оформление;
  • подписи лиц, совершивших сделку и ответственных за ее оформление.

В зависимости от выбранной формы товарная накладная может содержать как обязательные, так и дополнительные реквизиты.

Ваша компания до сих пор обменивается бумажными документами?

Товарная накладная и правила ее заполнения

Товарную накладную составляют в момент совершения операции либо сразу же после ее окончания, так как контролирующие органы требуют совпадения даты в бланке товарной накладной ТОРГ-12 с датой передачи материальных ценностей.

Документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается второй стороне сделки и является основанием для оприходования этих ценностей.

В унифицированную форму ТОРГ-12, утвержденную Госкомстатом России, при необходимости можно вносить дополнительные реквизиты. При этом все утвержденные реквизиты остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированной формы ТОРГ-12 не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Ускорить процессы создания, заполнения и обмена унифицированной товарной накладной ТОРГ-12 можно с помощью ее перевода в электронный вид.

Исправление ТОРГ-12

В работе с документами не исключены человеческий фактор и допущение ошибок. Независимо от того, по какой причине появился неправильно оформленный документ, его надо корректировать.

Товарная накладная ТОРГ-12 может быть исправлена следующими способами:

  1. Внесение исправлений в оригинал документа. Порядок устранения ошибок в первичных документах установлен в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 N 105 и действующем на сегодняшний момент в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Специалисты министерства считают, что в первичные учетные документы (за исключением кассовых и банковских, согласно ФЗ №402, исправления вноситься могут (п. 7 ст. 9). Но это нужно делать лишь по согласованию с участниками хозяйственной операции, что должно быть подтверждено подписями тех лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (Письмо Минфина РФ от 25 января 2012 г. N 07-02-06/9 «Об исправлении первичных документов»).
  2. Создание актов расхождения. Для уточнения данных о подлежащих принятию к учету товарах (в том числе количественных показателей) необходимо составить акт по унифицированной форме ТОРГ-2 (или N ТОРГ-3), а затем в первоначальной накладной сделать отметку об актировании.
  3. Существует еще один вариант исправления ошибок в первичке. Это аннулирование ошибочного документа и составление нового.

Применение любого из трех описанных способов не противоречит законодательству РФ. Компании могут выбрать вариант, который будет удобен им в работе.