Роспотребнадзор что проверяет

Плановые проверки Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей в этом году незаконны

EdZbarzhyvetsky / .com

Генеральная прокуратура РФ считает противозаконным проведение плановых проверок ИП и организаций в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. № 76/2-573-2018). Напомним, они проводятся Роспотребнадзором.

Проведение таких проверок – на данный момент – противоречит законодательству, поскольку:

  • надзор в сфере защиты прав потребителей надлежит осуществлять с применением РОП, то есть риск-ориентированного подхода (это прямо предусмотрено п. 26 Перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806; далее – Постановление),
  • при этом Роспотребнадзор был обязан еще до 15 мая 2017 года внести в Правительство РФ проект акта об утверждении критериев отнесения деятельности к определенной категории риска для данного вида надзора (подп. «л» п. 3.1 Постановления);
  • ведомство эту обязанность не исполнило;
  • критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни для одного поднадзорного лица не определены ни «своя» категория риска, ни «своя» периодичность плановых проверок,
  • следовательно, проведение плановой проверки в таких условиях будет грубо нарушать Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в части соблюдения установленной периодичности проведения плановой проверки.

Итак: для видов надзора, которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, возможность проведения плановых проверок без категорирования подконтрольных объектов законодательством не предусмотрена.

Подробнее о применении риск-ориентированного подхода при организации Роспотребнадзором плановых проверок в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что Генеральная прокуратура РФ и ранее высказывала аналогичное мнение (письмо от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018).

Отметим, что существует и дополнительная точка зрения на описанную проблему:

  • если критерии для определения категории риска в области защиты прав потребителей не утверждены, значит, ни одно поднадзорное лицо не «получило» свою категорию риска,
  • а следовательно, в силу прямого указания законодательства, все поднадзорные объекты автоматически считаются отнесенными к категории низкого риска;
  • а в отношении «низкорисковых» объектов плановые проверки не проводятся вообще.

Таким образом, бизнес-субъекты получили дополнительный козырь для обжалования плановых проверок Роспотребнадзора в рамках надзора за соблюдением прав потребителей. Козырь «действителен» до введения РОП в данной сфере надзора. Однако у почтенного ведомства есть и иные виды надзора – в первую очередь, за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил. В этом виде надзора РОП введен и фактически работает уже давно. Правда, и тут не все гладко: не утверждены чек-листы для плановых санитарных проверок всех поднадзорных объектов. В связи с этим, по мнению Генеральной прокуратуры РФ, плановые санитарные проверки этих «безлистовых» объектов вовсе нельзя проводить – впредь до утверждения проверочных листов.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ . Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8 917 539 39 05

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Основания проведения внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
    г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается. Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а», «б» и «г» п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Административные регламенты

  • Приказ Минздравсоцразвития от 19.10.2007 г. № 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
  • Приказ ФМБА России N 366, Роспотребнадзора N 130 от 11.04.2011 «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Федерального медико-биологического агентства и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении совместных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей »
  • Приказ Ростехнадзора N 315, Роспотребнадзора N 588 от 30.05.2012 «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве»

  • Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 762 «Об утверждении Регламента Роспотребнадзора»
  • Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (ред. от 13.10.2015) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров»
  • Приказ Роспотребнадзора от 17.07.2012 N 767 (ред. от 29.06.2015) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза»
  • Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 771 (ред. от 27.05.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»
  • Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 773 (ред. от 26.06.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)»
  • Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (ред. от 25.05.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений»
  • Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2012 N 779 (ред. от 25.11.2015) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной услуги по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584»
  • Приказ Роспотребнадзора от 23.07.2012 N 781 (ред. от 13.08.2015) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза»

Какие функции выполняет Роспотребнадзор?

Как уже сказано, основная задача Роспотребнадзора – следить за тем, чтобы не нарушались права потребителей. Сама организация была создана в 2005 году. А её деятельность регламентируется постановлением правительства РФ №322 от 20 июня 2005 года. У организации достаточно много полномочий, поэтому проверять она может практически любые организации. Но чаще всего под пристальное внимание Роспотребнадзора попадают:

  • Магазины;
  • Аптеки;
  • Точки питания (рестораны, кафе, столовые и т.п.);
  • Бюджетные организации (больницы, детские сады, школы, центры образования и пр.).

Проверке могут подвергаться разные сферы деятельности. В законе прописаны основные функции федерального орагна:

  • Поиск и ликвидация нарушений закона, касающихся прав потребителя. Предупреждение возможных нарушений со стороны компаний путём проверок деятельности этих компаний.
  • Участие в контроле за уровнем качества ввозимых на территорию страны продуктов: выдача различных сертификатов и лицензий на товары.
  • Контрольные закупки и использование услуг различных фирм с целью проверки, соответствует ли товар (услуга) нормам качества.
  • Проверка квалификации сотрудников, их прав на выполнение определённого вида деятельности (чаще всего проверяют наличие медкнижек и т.п.).
  • Медицинское обследование сотрудников.
  • Проверка соблюдения санитарно-гигиенических норм на предприятии.

Проверки Роспотребнадзора

Как и многие государственные организации подобного типа, Роспотребнадзор может проводить два типа проверок: плановые и внеплановые. И эти два типа достаточно сильно отличаются друг от друга.

Плановые проверки. Они всегда проводятся по определённому графику. Обычно Роспотребнадзор проверяет:

  • Документы компании (трудовые договора, медицинские книжки сотрудников, данные проверок других государственных органов);
  • Соблюдение закона о защите прав потребителя;
  • Координацию работы сотрудников;
  • Санитарно-гигиенические нормы;
  • Квалификацию работников (Роспотребнадзор может проводить аттестацию сотрудников).

Каждая плановая проверка должна проходить с чётким соблюдением правил:

  • Проверки могут проводиться не чаще, чем раз в три года во всех компания, кроме медицинских организаций. В последних проверки проводятся раз в два года.
  • Любые действия проверяющих производятся только в присутствии руководителя компании. Без него представитель государственного органа не имеет права даже просто осмотреть рабочие места.
  • Роспотребнадзор обязан предупредить компанию, которую собирается проверять, не менее чем за 3 дня до проверки. Официальное уведомление должно прийти руководителю организации по почте, либо представитель от Роспотребнадзора вручает документ руководителю лично в руки под подпись.
  • С графиком проверок можно ознакомится либо на региональном сайте местной прокуратуры, либо на официальном сайте местного отделения Роспотребнадзора.
  • Все проверки проводятся только специально уполномоченным сотрудником государственного органа.

Руководителю компании обязательно нужно знать все эти правила, чтобы не допустить произвола со стороны проверяющих.

Внеплановые проверки. Эти проверки проводятся не по графику, а по причине возникновения какого-либо внешнего фактора (о том, что может послужить причиной внеплановой проверки, скажем чуть позже). В отличие от плановых проверок, внеплановые менее комплексные. Представитель Роспотребнадзора будет проверять не всё, а только некоторые определённые сферы деятельности компании. Зато в отличие от плановых, эти проверки проводятся более тщательно. Представитель государственного органа в случае внеплановой проверки обычно знает, какое точно нарушение он должен обнаружить, и приложит все силы, чтобы найти его.

Причинами таких внеплановых проверок могут быть:

  • Жалоба клиента (это работает не всегда; например, если жалоба анонимная, её могут отказаться рассматривать);
  • Информация в СМИ о нарушении компанией прав потребителя;
  • Какое-либо ЧП на производстве;
  • Износ техники, использующейся на производстве и закупка нового оборудования;
  • Изменение технологии производства;
  • Заболевания, отравления, эпидемии на предприятии или по причине работы предприятия (например, массовое отравление продуктами, которые производит компания).

Если случилось какое-либо подобное происшествие, и оно непосредственно связано с вашей фирмой, можете быть уверены, что в ближайшее время к вам нагрянет уполномоченное лицо с проверкой.

Так же, как и при плановой проверке, вам должны прислать уведомление. Но уведомить компанию Роспотребнадзор в этом случае обязан не позднее, чем за 24 часа.

Внеплановые проверки могут проводится и без каких-либо вышеперечисленных причин. Вас это может коснуться, если ваша компания каким-то образом связана с производством или продажей продуктов питания (супермаркет, ресторан, фабрика, на которой производится пищевая продукция). На такие проверки даёт разрешение статья 523 ФЗ от 31 декабря 2014 года.

Если Роспотребнадзор найдёт нарушения, это моет привести к серьёзным последствиям (вплоть до уголовной ответственности). Поэтому к их проверкам надо быть готовым.

Как подготовится к проверке Роспотребнадзора?

В первую очередь нужно проверить все документы (насколько правильно там всё заполнено, нет ли неточностей и ошибок). Самые важные документы здесь:

  • Учредительные документы;
  • Различные лицензии и сертификаты;
  • Документы, связанные с установкой цен на товары (услуги);
  • Всё, что связано с помещением, в котором расположена организация (право собственности, договора аренды и т.п.);
  • Трудовые договора и медкнижки персонала;
  • Программа контроля за производством;
  • Договора с другими организациями, обслуживающими компанию (клиннинговые фирмы, поставщики материалов);
  • Журнал чёта санитарно-эпидемиологических проверок.

Всё остальное зависит от типа организации. Обязательно нужно проверить всё оборудование – оно должно быть достаточно новое и исправное. Если вы – образовательный центр, особое внимание будут уделять составлению расписания. Конечно же, будут проверять товары, которые вы производите или продаёте, на предмет качества. В магазинах особое внимание обращают на наличие ценников и соответствие цены в ценнике и реальной стоимости.