От чего зависит цена на авиабилеты

Стоимость авиабилетов и ее составляющие

Основой стоимости каждого авиабилета является тариф, который устанавливает авиакомпания на воздушную перевозку пассажиров по определенному маршруту, опираясь на определенный тарифный план. Каждая авиакомпания вправе устанавливать тарифы в зависимости от собственной ценовой политики, спроса на авиабилеты по конкретному направлению, времени года и дня недели. Более того, стоимость тарифов может изменяться за счет проводимых авиакомпанией акций по продаже билетов на рейсы по минимальным ценам.

Стоимость билетов зависит от различных сборов, которые входят в его окончательную цену. К ним относятся сборы за:

  • топливо;
  • наземное обслуживание самолетов;
  • обслуживание пассажиров в аэропорту;
  • аэронавигационное обслуживание полетов;
  • обеспечение безопасности;
  • многое другое.

При покупке обычного авиабилета на стандартном бланке, его стоимость будет выше, чем за электронный авиабилет. Сам бумажный бланк стоит от 10 до 30 евро. Оформление авиабилета также влияет на общую стоимость. Вне зависимости от способа приобретения авиабилета, вам придется оплатить комиссионный сбор за оформление документов, необходимых для проезда. В некоторых случаях общая стоимость авиабилета уже включает в себя этот сбор, но он может оформляться и отдельной квитанцией. В любом случае, он есть всегда и не важно, где именно вы приобретаете билет.

Стоимость авиабилетов, времена года и дни недели

Это звучит немного странно, но в некоторых случаях стоимость авиабилетов действительно зависит не только от времени года и дня недели, но и от времени суток. Как правило, цены на авиабилеты существенно снижаются в те сезоны, когда люди редко отправляются в поездки. К примеру, после новогодних каникул. Именно в этот период времени большинство авиакомпаний устраивают различные акции и распродажи билетов по минимальным ценам, чтобы избежать отправления полупустых самолетов.

Зачастую авиакомпании осуществляют мониторинг наполнения рейсов с учетом дней недели, в результате чего выстраивается собственная ценовая политика. К примеру, большинство туристов вылетает по пятницам и, проведя все выходные в каком-нибудь городе или стране, возвращается в воскресенье вечером. Следовательно, авиакомпаниям выгодно ввести ограничения на количество билетов по низким тарифам на рейсы в пятницу вечером туда и в воскресенье вечером обратно.

Во время праздников или школьных каникул стоимость авиабилетов может сильно повыситься. Авиакомпании всегда пользуются уникальной возможностью повысить свои доходы в периоды массовых путешествий. Как правило, стоимость авиабилетов на рейсы, вылетающие примерно в 4-5 утра, значительно ниже билетов на более поздние рейсы.

Так, если вы захотите вылететь днем, то такой авиабилет обойдется вам дороже, чем на утренний и вечерний рейс. Конечно, главным фактором, влияющим на стоимость авиабилетов, является спрос на них, поэтому в целях экономии старайтесь покупать авиабилеты заранее и желательно через Интернет.

Почему цена авиабилета изменяется по 10 раз за день?

Если вы когда-нибудь искали авиабилеты на протяжении определенного времени, например недели или двух, то заметили, что цены постоянно меняются. Порой бывает даже так, что вы нашли отличную цену, но решили подождать с бронированием несколько часов и вот, при повторном посещении сайта, цена авиабилета уже совсем другая.

Виной тому, скорее всего, не сайт на котором вы ищите авиабилеты, а авиакомпания.

Как и у любого предприятия, главная цель авиакомпании – получение прибыли. Помощником в этом деле является система управления доходами (yield management), которая позволяет устанавливать различные цены для разных групп покупателей с целью максимизации выручки на каждом рейсе.

Проще всего объяснить это на примере. Допустим, на рейсе из Москвы в Нью-Йорк 100 мест. Среди пассажиров этого рейса будут две различные группы покупателей:

  • 20 мест – бизнесмены, которые отправляются в командировку, люди, которым надо по какой-либо причине срочно попасть в Нью-Йорк, в не зависимости от цены на билет.
  • 80 мест – остальные пассажиры, которые более чувствительны к цене и, если она превышает их бюджет на авиабилеты, они просто не полетят.

Если авиакомпания установит высокие цены на авиабилеты, то на рейсе полетят только пассажиры из первой группы, и 80% салона будет пустовать. Если цены опустить до уровня приемлемого для второй группы – авиакомпания недополучит прибыль от пассажиров из первой группы. Это настоящая дилемма! Но авиакомпании нашли способ ее разрешить:

Авиакомпании устанавливают разные цены, чтобы продать каждое место в самолете по максимально высокой цене.

Если из всего рейса 10 человек готовы купить билет за 500 долларов, они с радостью его продадут за 500. Если есть 20 человек, готовых купить билет за 400 долларов, то и продадут они его за 400 и т.д. пока не заполнят весь самолет.

Как же они это делают?

Все очень просто, мы уже не раз в нашем блоге писали о том, что на каждом рейсе, существуют разные тарифы. Их может быть как несколько, что чаще всего встречается на внутрироссийских рейсах, так и несколько десятков, на международных направлениях.

Рассмотрим пример с тарифами авиакомпании Lufthansa на рейсе Москва – Барселона. В экономическом классе авиакомпания предлагает 11 различных тарифов по цене от 11 858 руб. до 80 165 руб. Разница почти в 7 раз!!!

Но самое интересное – не важно, сколько денег вы заплатили за авиабилет, вы все равно будете сидеть на одних и тех же местах и есть одно и то же что и другие пассажиры, т.е. по сути, на сервисе и удобстве перелета это абсолютно никак не отразится.

Единственный плюс более дорогих тарифов заключается в том, что их можно без штрафов или с минимальным штрафом сдать или обменять. Но если вы уверены, что ваши планы не изменятся, какая вам польза от того, что данный билет можно сдать?

Теперь, когда вы знаете, что билет Москва – Барселона можно купить от 11 858 до 80 165 вы, естественно, захотите его приобрести именно за 11 858 руб. и ни копейкой больше, но это не так-то просто…

Авиакомпания ограничивает условия приобретения и количество билетов по низким тарифам.

Например, купить авиабилет по тарифу за 11 858 руб. можно не менее чем за 21 день до вылета, при этом перелет должен быть во вторник, среду или четверг. Билеты по тарифу за 14 650 руб. можно купить не менее чем за 14 дней до вылета, а за 17 850 руб. за 7 дней и т.д.

И небольшой анекдот в тему >>

Проще говоря – чем ниже цена авиабилета, тем больше разных ограничений накладывает авиакомпания на его продажу.

Поэтому, если вы ищите билет за 21 день до вылета, то у вас есть шанс купить его всего за 11 858 руб., а уже на следующий день вы перейдете в другую ценовую категорию и заплатите не менее 14 650 руб.

Так что, как только увидите приемлемую цену на авиабилет – сразу бронируйте, не стоит надеяться на снижение цен, это очень редкое явление! Особенно на популярных маршрутах, да еще и в разгар туристического сезона.

Та же история и с количеством билетов по низким тарифам. Тут в игру вступает система управления доходами (yield management), которая анализирует сотни различных факторов и, в зависимости от полученных данных, корректирует количество мест по каждому тарифу.

Авиакомпания снижает количество мест по дешевым тарифам, если спрос на билеты увеличивается, и наоборот увеличивает их, если спрос падает.

Все это происходит в реальном времени, поэтому цена билета может измениться в течение дня и даже одного часа.

Например, по самому дешевому тарифу за 11 858 руб. осталось всего 3 места. Кто-то едет всей семьей и сразу выкупил их. Следующий доступный тариф – 14 650 руб., но система управления доходами авиакомпании посчитала, что билеты уж очень быстро раскупают и закрыла продажу тарифов по этой цене. Следовательно, цена авиабилета подскочит до следующего тарифа – 17 850 руб.

Классификация авиабилетов

К услугам пассажиров авиатранспорта предлагаются различные по уровню обслуживания классы перелета в самолете.

Они делятся на следующие уровни:

  • первый;
  • бизнес;
  • эконом (или туристический).

Каждая из предложенных категорий предусматривает соответствующие тарифные планы. Они различаются по стоимости билетов, а также спектру дополнительных услуг: выбор блюд для питания во время полета, разрешенная и бесплатная спутниковая связь на борту, транспортировка багажа и т. п.

Авиаперевозчики не обязаны следовать установленной градации и могут добавлять новые промежуточные позиции для комфортного перелета пассажира (например, «туристический премиальный» между классами бизнес и эконом).

Классификация также учитывает компоновку салона авиалайнера. В зависимости от возможностей воздушного судна, перевозчик может предложить выбрать класс обслуживания «туристический улучшенный», «премиальный бизнес» или «империал». Пассажир может выбрать подходящий класс при покупке авиабилета. Предлагаем также ознакомиться – как купить дешевые билеты на самолет.

Классификация авиабилетов по тарифам:

  • Бизнес «премиум» (маркировка по классам J, C, D).
  • Бизнес «оптимум» (I, Z).
  • Комфорт «премиум» (A, S, W).
  • Эконом «премиум» (Y, B).
  • Эконом «оптимум» (M, U, K, H, L).
  • Эконом «бюджет» (Q, T, E, N).
  • Эконом «промо» (R).
  • Молодежные тарифы (N, E, T, Q, L).

Эконом-класс

Самые популярные посадочные места на борту самолетов именно в эконом классе. К нему относится большая часть всех пассажирских кресел. Принадлежность посадочного места к этому классу может обозначаться буквами латинского алфавита у разных авиаперевозчиков. Но чаще всего это обозначение в соответствующей графе — «СL».

Эконом имеет свои преимущества и недостатки. К первым относится экономия средств. Цена авиабилета для полета в обычном салоне самолета существенно ниже билетов в салонах «первой» и «бизнес» категорий. Также достоинством обычного салона считается безопасность пассажиров, ведь хвостовая часть лайнеров (где располагаются бюджетные места) признана специалистами наиболее надежной и защищенной. К дополнительным преимуществам можно отнести вполне комфортабельные условия и достойный сервис.

Что входит в стоимость билета:

  • откидной столик на спинке впереди стоящего сидения;
  • наличие дополнительного кармашка со стандартным набором печатных изданий;
  • предоставление подушки и пледа (иногда – наушников и т. п.).

Эконом имеет и определенные неудобства:

  • недостаточно широкие пространства между креслами, ограничивающие движения;
  • отсутствие функций регулировки положения спинки на некоторых креслах;
  • простое меню со скудным ассортиментом блюд;
  • высадка пассажиров из салона лайнера в последнюю очередь;
  • отсутствие льгот при регистрации;
  • ограничение веса багажа (регистрируемый – до 22 кг, ручная кладь – до 10 кг).

При раннем бронировании мест стоимость билетов снижается. Но возрастает вероятность, что при изменении обстоятельств приобретенный документ будет сдан. Можно ли вернуть такой билет, нужно изначально уточнить на момент покупки у перевозчика.

Все авиабилеты эконом класса делятся на 4 категории.

Эта классификация выглядит так:

  • Промо;
  • Бюджет;
  • Оптимум;
  • Премиум.

Билеты «бюджет» и «промо» являются невозвратными. К ним относятся также билеты акционные или купленные по молодежному тарифу (для пассажиров 12–24 лет), их возврат невозможен. Денежная компенсация и возможность обмена также исключаются.

Важно помнить: чем ниже стоимость билета, тем выше будут требования по его обмену (возврату).

Билет первого класса на самолет

Обслуживание уровня «лакшери» ожидает пассажиров, приобретающих билеты на самолет в первый класс. Его отличия от категорий бюджет и эконом заключается во внимании, оказываемом клиентам, а также массе привилегий.

Авиабилеты первого класса стоят дороже, чем бюджетные и бизнес, но они полностью оправдывают обширный спектр предоставляемых услуг и качество сервиса.

При перелете в роскошных апартаментах пассажир может рассчитывать:

  • На огромный выбор напитков и спиртного без каких-либо ограничений;
  • Разнообразное меню с множеством изысканных блюд и деликатесов;
  • Подарки за выбор люкс класса от компании-организатора воздушного путешествия;
  • Незамедлительное обслуживание;
  • Бесплатную транспортировку ручной клади и багажа (до 40 кг).

Дополнительно по прилету пассажиру могут предложить ночь в отеле или доставку лимузином до пункта окончательного прибытия.

Для VIP-клиентов предусмотрен отдельный ресепшен для оформления документов. К услугам пассажиров, ожидающих свой авиарейс, роскошный зал ожидания. Зачастую они оборудуются душевыми кабинами, отдельными комнатами отдыха.

Полет на самолете бизнес классом

Полет бизнес классом отличается от бюджетного более разнообразным меню и широким спектром предоставляемых услуг. Но пассажирам этого класса уделяется меньше внимания, чем получают клиенты с высшим уровнем обслуживания.

Стоимость такого перелета также превосходит стоимость билетов в бюджетный салон самолета. В то же время это предполагает полное соответствие качеству услуг. Их заявленный перечень всегда соответствует реальной картине. Но иногда на посадку могут подаваться воздушные судна, сервис в которых не предусматривает наличие салона с местами «бизнес». В таких ситуациях пассажиры вынуждены лететь в обычном салоне, так и не узнав, какие преимущества предлагают авиабилеты бизнес класса.

Билеты на самолет в салоне повышенной комфортности имеют следующие преимущества:

  1. Разнообразное меню, а также внушительный перечень напитков (в том числе спиртных).
  2. Широкие проходы между сидениями и рядами.
  3. Комфортабельные кресла с полным набором регулировок спинки.
  4. Возможность провозить бесплатно с собой вдвое больше багажа, чем пассажиры из обычных салонов.
  5. Не исключена услуга трансфера в/из аэропорта с доставкой до пункта назначения.
  6. Некоторые авиаперевозчики включают в стоимость билетов оплату за ночь пребывания в отеле транзитного пункта.

Полет бизнес имеет и другие преимущества: возможная сдача или обмен билета. Это условие применимо к ситуациям, когда на посадку подается авиалайнер с общими условиями. Учитывая, сколько стоит билет на самолет бизнес класса, пассажиры могут бесплатно воспользоваться своим правом не осуществлять вылет при не соответствующих тарифу условиях. Также можно выбрать другой день для перелета, осуществив обмен документов на бесплатной основе.

В зависимости от компании-организатора полетов цена билетов для такого класса может варьироваться в пределах 5900–49000 рублей. Точную стоимость могут сказать сотрудники авиакомпаний, учитывая дальность поездки и тарифной сетки конкретного перевозчика.

Приятные бонусы предусматривают организаторы воздушных путешествий для пассажиров, летящих более 6 часов. Подарки, которые выдают после полета, выглядят, как небольшие дорожные наборы. Обычно в них входят полезные мелочи вроде зубной щетки, гигиеничной помады, обувной ложечки, гребешка, берушей и т. п.

Другие полезные статьи об авиабилетах:

Буквенные обозначения классов

Класс Обозначение Расшифровка специальных обозначений на авиабилете
Первый (F) Ф Р Премиальный
Р R Сверхзвуковой
П F Обычный первый
A A Со скидкой
Бизнес (С) Б С Стандартный бизнес
И J Премиальный
ДD, ШZ, Ы І Со скидкой
Экономический,

Туристический

(Y)

СS, ЭY Стандартный эконом
Ю W Премиальный
СS, ЭY Со скидкой
К К Дешевый (со скидкой)
Л L Дешевый со скидкой
М М Туристический (эконом со скидкой)
НN, ЯQ, ТТ Экономический со скидкой
B V Молодежный (эконом со скидкой)
Х Х Экономический со скидкой
Е Е Тариф челночный с гарантированным наличием мест, без резерва
Г G Групповой – резервирование на определенных основаниях
О О Эконом со скидкой

Каждый пассажир может самостоятельно расшифровать свой билет или маршрутную квитанцию. Эти документы являются аналогом электронного билета. Они оформляются для подтверждения бронирования. В зависимости от авиаперевозчика документы могут иметь разный вид, но их содержание включает обозначения, соответствующие единой системе.

В соответствующих графах на билетах указываются: ФИО и номер паспорта пассажира, название авиаперевозчика и агентства по продаже билета, пункт отправки и назначения, дата выписки билета, дата и время взлета самолета, норма клади и багажа соответственно его массе, стоимость билета. Расшифровке специальных обозначений на авиабилете также подлежат кодовые обозначения. К ним относится бронь системы, выписавшей билет, и бронь авиакомпании.