Методы бизнес анализа

Основные виды анализа бизнес-процессов и подходы к совершенствованию DMAIC

Существуют различные методы анализа бизнес-процессов. Авторы В. Елиферов и В. Репин приводят следующую классификацию данных методов:

Исходя из данной схемы, можно увидеть, что авторы делят виды анализа на качественный и количественный. Выделяют методы на основе субъективных оценок, которые были разработаны основоположниками методологии реинжиниринга процесса. Если рассматривать методы на основе графического анализа процесса, то они менее проработаны. Авторы предлагают свои способы анализа. Методы количественного анализа процессов более подробно разработаны в мировой практике. Большая их часть основана на сборе, обработке и анализе статистической информации о процессах.

Рис.1. Классификация видов анализа бизнес-процессов

Рассмотрим более подробно такой инструмент как DMAIC. При реализации проектов совершенствования по методике «Шесть сигм» используется поэтапный подход, называемый DMAIC. Каждая буква в названии DMAIC является первой буквой в названии соответствующего этапа:

*Define -Определение

*Measure -Измерение

*Analyze -Анализ

*Improve -Улучшение

*Control -Контроль

Каждый этап проекта характеризуется определёнными методами и результатами. Данный подход удобен тем, что у людей, реализующих проект, есть понимание, что нужно делать на каждом этапе и какого типа промежуточный результат должен быть получен.

Каждый из пяти шагов цикла имеет цели, служащие фильтром решения при поиске источников управляемых факторов и контрольных точек и поддерживают результаты процесса в желаемом диапазоне действий.

Фильтры решений процесса появляются последовательно.

1. Исключение второстепенных проблем бизнеса и отношений

2. Исключение факторов, которые не управляемы для анализа

3. Исключение факторов, вносящих малый вклад в общую дисперсию

4. Выявление факторов, влияющих на корректировку или на управление вариацией

5. Управление повседневными или рутинными операциями для критических факторов

Первым этапом данной методике является фаза Определение (Define). На первом шаге данного процесса решаются следующие задачи:

1. Установление задачи для команды.

2. Обеспечение фокуса на потребителя.

3. Определение постановки проблемы, подходящей для рабочих стандартов и наблюдаемого уровня достижений.

4. Планирование общего проекта «Шести сигм».

5. Установление целей совершенствования.

На этом этап команда работает над структурой проектного решения задания под присмотром руководителя и спонсоров-лидеров бизнеса. Постановка проблемы определяется целями совершенствования, задачами менеджмента, масштабом проекта, промежуточными результатами, составом команды и всеми ресурсами, нужными для его завершения. И руководитель, и спонсор-лидер бизнеса, должны формально одобрить проектное задание. Это дает команде полномочия для ведения проекта и помогает решать проблемы сбора данных или проведения пилотного эксперимента. Поскольку большинство проблем возникает на границах процесса, важно чтобы каждый владелец процесса согласовал задание проекта.

Спонсирующий проект лидер бизнеса должен организовать первоначальную встречу всех его участников: команды, руководителя, владельцев процессов и технических специалистов. В ходе встречи рассматриваются следующие вопросы:

*определение масштаба проблемы;

*понимание ее величины;

*установление ее важности;

*определение проблемы и условий дефекта в операциональных терминах;

*распределение ответственности за решение и внедрение.

Цель этого шага DMAIC — выработка проектного задания с четко сформулированной проблемой бизнеса, которую поручено решать проектной команде. Успешное завершение этого этапа дает целенаправленный проект, в котором требуемый уровень анализа достаточен для «Шести сигм», а некритические моменты бизнеса исключены. Основные работы выполняют команда проекта, которые могут быть одновременно и владельцами процесса, и руководителями.

Второй фазой данного метода является Измерение (Measure). Шаг «Измерение» показывает организации картину реального состояния ее рабочих процессов и дает материал для постановки и проблемы. Здесь выявляют критичные для качества характеристики, дефекты в процессе или в продукте, а также проверяется достоверность измерений. Разрабатывается модель процесса методами графического анализа. «Черный пояс» тщательно рассматривает процесс, чтобы разобраться в деталях при преобразовании входов в выходы. Он также создает логическую модель процесса, используя взаимосвязи измеряемых элементов для получения связей, количественно описывающих отношение показателей. Оцениваются все факторы, влияющие на выход, и их потенциальное влияние на виды дефектов.

Команда проекта изучает операции исследуемого бизнес-процесса. Команда рисует карту потока процесса, петли обратных связей, определяет контрольные точки для измерений и ищет свободных людей в группах организации. Затем команда выявляет логическую структуру проблемы путем анализа мер системы показателей. После установления логических связей между мерами результатов и мерами, критичными для удовлетворенности потребителей, команда сосредоточивается на управляемых факторах, выявленных в процессе анализа возможных дефектов.

Под руководством руководителя команда также исследует чувствительность измерительной системы с точки зрения ее способности выявлять отклонения, существенные для потребителей. Команда может улучшить эту систему, чтобы убедиться в ее пригодности, и приступить к сбору данных о текущем наборе показателей процесса.

Основные задачи шага «Измерение»- описание выходных факторов и формулировка основных гипотез о проблеме. Эти гипотезы должны учитывать реальную информацию, позволяющую оценить вклад каждого контролируемого фактора в общую вариацию в проблеме.

Основное внимание направлено на описание проблемы, которое включает:

*описание соответствующих бизнес — и рабочих процессов;

*установление измерений и анализ взаимосвязей между ними;

*связывание мер процесса с представлениями потребителя;

*выявление контролируемых параметров, воздействие на которые может стать составной частью решения проблемы;

*анализ измерительной системы и проверка ее «чувствительности» для выявления перемен, ожидаемых потребителями;

*изучение возможных видов и последствий отказов и анализ критичности этих отказов при их выявлении на выходы;

*накопление знаний для последующего, более детального анализа данных.

На этом этапе исследование проблемы принимает статический характер. Статический анализ выявляет ее коренные принципы, чтобы определить факторы, влияющие на вариацию, и какую долю общей вариации они объясняют. Статические инструменты можно использовать для вычисления доли вариации в общей проблеме каждого фактора. С помощью проверки гипотез устанавливаются факторы, вносящие различие в показатели процесса, и выявляются зависимости между факторами. Когда анализ завершен, выявляются доминирующие источники контролируемой вариации. Это помогает установить область, на которой надо сосредоточиться при построении окончательного решения на шаге «Совершенствование».

Третьей фазой методики DMAIC является Анализ (Analyze). Цель шага «Анализ» — это использование данные «Измерение», чтобы локализовать и оценить источники управляемой вариации и определить их коренные причины. Это делается преимущественно статическими методами и в основном командой проекта.

Данная фаза включает:

*оценивание различий между факторами и проверку гипотез на реальных данных;

*выявление вкладов каждого фактора в общую наблюдаемую вариацию;

*выявление влияние факторов на среднее и дисперсию отклика;

*выявление взаимодействий между переменными процесса;

*установление того, все ли важные факторы учтены в анализе;

*расчет исходных показателей процесса и определение цены плохого качества.

Следующей фазой является Совершенствование (Improvement). Шаг «Совершенствование» сосредоточен на ранее согласованных возможностях улучшения бизнеса. Работа статистическая и выполняется в основном командой проекта. Она включает:

*выявление факторов процесса для решения статистической проблемы, сдвига среднего и (или) снижения дисперсии (или то и другое);

*демонстрацию способности управление процессом, задавая уровни этих параметров;

*перепроверку оптимального набора точек для непрерывного управления процессом;

*внедрение решения для получения устойчивых предсказуемых результатов с учетом возможных дефектов.

В ходе этого шага члены команды собирают и интерпретируют результаты эксперимента. Руководитель проверяет план и проведение эксперимента. Менеджмент одобряет инициативы и идеи. Владелец процесса оказывает команде проекта финансовую и практическую поддержку при проведении экспериментов, регулярно отслеживает развитие проектов и интерпретирует результаты анализа.

Задачей данного шага является выявление факторов, которые определяют статическую проблему, сдвиг среднего критических факторов к номиналу или сокращение вариации, чтобы удержать процесс в желаемых потребителем пределах. Устойчивые результаты достигаются при управлении выявленными критическими факторами таким образом, чтобы в дальнейшем обеспечить стабильное получение стандартных результатов.

Пилотный эксперимент перепроверяет факторы, влияющие на показатели процесса. Это помогает менеджменту изучить риски, сопряженные с полным штабным внедрением предлагаемых изменений процесса, и получить согласие рабочих, которые сначала увидят результаты улучшений в малом масштабе.

Последним этапом данной методики является фаза Контроль (Control). Работа, выполняемая на этом шаге, ложится на плечи владельца процесса и команды внедрения. Команда проекта поддерживает определение плана действий, обеспечивающих достижение целей проекта.

Действия команды на шаге «Контроль»:

*определение практических условий, гарантирующих «обслуживаемость» пространства решения;

*выявление потребностей в обучении цеховых рабочих, чтобы обеспечить стабильность характеристик процесса во всех сменах и на всех уровнях;

*»пока-ёкэ» — обеспечение гарантий защиты от влияния мелких ошибок на уровень показателей;

*подготовка статического контроля для поддержания оптимальных значений его критических параметров;

*перевод статических принципов на профессиональный жаргон цеха.

Цель шага «Контроль» — разработка и внедрение перемен для улучшения процесса на основе результатов шага «Совершенствование». Человеческий фактор процесса направлен на внедрение и управление переменами и в повседневной работе и достижение целей проекта перемен. Этот шаг также включает мониторинг процесса для сохранения дисциплины, необходимой при внедрении перемен, получении запланированных выгод и поддержании достигнутых показателей.

В данной главе рассматриваются основные теоретические подходы к изучению бизнес-процессов и алгоритма продаж продуктов. Также здесь приведено подробное изучение методики DMAIC, на основе которой проведено исследование в работе.

>Моделирование и анализ бизнес-процессов>1.Моделирование и анализ бизнес-процессовЛекция 1