Лицензия по сбору отходов

Содержание

Кто выдает и на какой срок?

По Федеральному закону от 24.06.1998 года, 89-ФЗ, Федеральная служба надзора сферы природопользования, призвана осуществлять лицензирование. Основанием служит личное заявление владельца бизнеса.

Внимание! Сроки оформления могут колебаться. Поэтому всегда обсуждается индивидуально. Одно дело сфера обычных сборов мусора, совсем другое, когда речь идет о радиоактивных, химических, других сложных отходах.

Если это так, то компания будет тщательно проверяться. В таком случае, ожидание может затянуться до года.

Транспортирование занимает значительно меньше времени (45 дней). Так что, сроки получения различные.

По Административному регламенту, регулирующего шаги в данном направлении, действие лицензии не имеет ограничений (бессрочно).

Минприроды издал специальный приказ по этому поводу от 01.07.2016 года, №379.

О том, как получить лицензию Ростехнадзора, переоформить или продлить ее, а также лицензии:

  • на эксплуатацию котельной;
  • на эксплуатацию ОПО;
  • на экспертизу промышленной безопасности;
  • атомную;
  • на производство маркшейдерских работ,

читайте в статьях по ссылкам.

Кому требуется и зачем?

ИП, юридические лица, занимающиеся очисткой территорий, заводов, строек – должны пройти лицензирование. Это требование Федерального закона 458-ФЗ, от 29.12.2014 года.

Осторожно! Особенно этот момент касается сложных видов деятельности — утилизация лекарственных препаратов, сломанных термометров, и др. Они становятся опасными для населения и природы.

Рассмотрим виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Сбор

Что касается сбора разбитых, вышедших из строя люминесцентных ламп, то здесь ситуация еще более сложная. Стекло и газ. Эти опасные фракции требуют повышенного внимания со стороны работников.

Транспортирование

Транспортировка опасных отходов требует определенных правил:

  • груз паспортизируется обязательно;
  • транспорт со спец обозначениями на лобовом стекле;
  • необходимо, чтобы на водительском месте находился профессионал высокого уровня, прошедший специальную подготовку по доставке сложных грузов;
  • необходимы сопроводительные путевые листы на транспортировку/передачу груза, с указанием количества, места прибытия и цели перевозки.

Требования разработаны совместно Федеральным органом исполнительной власти по транспорту и Росприроднадзором. Зависят от территориального места предоставления услуг предпринимателем и класса опасности.

О получении лицензии на перевозку опасных грузов, читайте статью по ссылке

Обработка

Обработка опасных отходов 1 — 4 класса так же имеет особенности:

  • разделение на чистые/загрязненные;
  • распределение по фракциям (стекло, металл, тряпки и т. д);
  • отделение от общего мусора люминесцентных ламп, термометров, электроприборов;
  • определение полезных фракций.

Утилизация

Утилизация проводится по ФЗ № 89, статья 1, предусматривающей:

  • рециклинг (повторное использование) стеклянные банки, бутылки;
  • регенерация отходов (макулатура);
  • рекуперация (полезные компоненты) термометры, аккумуляторы, радиоприборы.

Обезвреживание

Обезвреживание, пожалуй, самое сложное направление:

  • снижение массы;
  • сжигание в печах, в спец установках для обеззараживания;
  • сжигание отработанного масла и других нефтепродуктов в котельных вместо топлива.

Размещение

Для складирования существуют специализированные полигоны с дополнительной охраной.

Список документов

Здесь процедура традиционно сложная. Процесс оформления изматывает.

Справка! Российский рынок наводнен юридическими компаниями, специализирующимися на юридическом сопровождении предпринимателей. Значительно проще обратиться к ним.

Но можно собраться с силами, стиснув зубы, попытаться сделать все самостоятельно.

Долгая процедура обязательно увенчается успехом, если следовать нашим советам.

Начать нужно с посещения Росприроднадзора.

Всегда есть дополнения, неточности, разъяснения, изменения.

Готовим:

  1. Заявление, оформленное согласно ФЗ: статья 13, части 1-2, «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  2. Ксерокопии свидетельств, подтверждающие наличие зданий, площадей, полигонов, принадлежащих лицензиату.
  3. Ксерокопии паспортов на исправное оборудование, установки.
  4. Документы на спецтранспорт, оборудованный спецсредствами, принадлежащий соискателю.
  5. Ксерокопии сертификатов, дипломов, свидетельств, о профессиональной подготовке нанятых сотрудников и самого лицензиата (владельца компании).
  6. Приказ о приеме в штат сотрудника, отвечающего за соблюдение правил контакта с отходами повышенной опасности.
  7. Ксерокопию заключения СЭС о состоянии фирмы.
  8. Квитанция госпошлины.
  9. Свидетельство о регистрации в налоговой инспекции, ИНН.
  10. Договоры на обслуживание с водоканалом, энергосбытом, пожарной охраной.
  11. Опись документов, передаваемых в Росприроднадзор.

Ксерокопии обязательной нотариальной отметки не требуют. Достаточно предъявить вместе с копиями оригиналы. Но будьте начеку – в любой момент список может быть изменен, дополнен.

Как получить: нюансы и этапы

Придется побегать. Тогда как одна справка успевает устареть, другая еще не готова.

Внимание! Начните с посещения офиса Росприроднадзора. Там вы получите исчерпывающий ответ на любой вопрос, последние изменения.

На сегодняшний день сроки рассмотрения заявки составляют 45 дней.

Но это не совсем так, как выглядит на бумаге. Пока вы соберете справки, пока пройдете все согласования/подписания, соберете копии документов сотрудников (один в командировке, другой заболел), пройдет не менее двух месяцев.

Заключение Роспотребнадзора будет проходить в течении двух месяцев. И, собственно, получение лицензии 45 дней.

60 д + 60 д + 45 д = 165 дней пройдет с той минуты, как вы начнете оформление.

Это не потому, что вы плохо работаете. Каждый контролирующий орган работает в строго отведенном по срокам регламенте. К тому же это не сводится к техническому обеспечению – выписал справку и готово. Сотрудники выезжают на объект, внимательно отслеживают ситуацию.

Это если решитесь находиться в свободном плаванье. Юридические службы сделают быстрее. И дороже.

Вам удастся сократить сроки ожидания, если вы одномоментно подадите запрос во все инстанции. Все равно, это длительный период. К тому же, неполный пакет Росприроднадзор не примет.

Речь идет «О лицензировании отдельных видов деятельности». Просто так такие бумаги не выдаются. Идет тотальная проверка каждой справки.

Способы подачи документов:

  • личное присутствие;
  • курьерская служба;
  • электронная почта;
  • Почта России;
  • коммерческие почтовые службы;
  • юристы, представляющие интересы предпринимателей.

Этапы подачи:

  1. Подготовка всего пакета (справки, копии, и т. д.) — два месяца.
  2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора — два месяца.
  3. Подача пакета в приемную Росприроднадзора.
  4. Получение лицензии через 45 дней.

Опять же, уточним, что на бумаге действие происходит быстро и благополучно. Но самостоятельно собрать весь пакет достаточно сложно. Бизнесмены не каждый день занимаются этим процессом.

Ответственность за работу без разрешения

Административная

На заре 2000-х были любители халявы. Они не стремились выйти из тени. И, бывало, что проскакивали мимо закона. Сегодня закон более совершенен, контролирующие органы набрали скорость и опыт.

Так что больше играть в опасные игры с государством нельзя. Нарушитель рискует получить солидный штраф, который прописан в КоАП РФ, статья 8.2.

Физические лица получают квитанцию на оплату 1-2 тысяч, должностные лица уже заплатят в бюджет государства 10-30 тысяч.

А юридические лица вовсе здорово попадут на деньги – 100-250 тысяч.

К тому же, юридические и должностные лица могут получить предписание о запрете деятельности до трех месяцев.

Ст. 14.1 КоАП РФ расширяет возможности штрафных санкций, предусматривая некоторое снижение денежной нагрузки, но есть возможность лишиться оборудования и продукции навсегда (конфискация).

Ст. 19.20 КоАП РФ гласит, что работа, не влекущая прибыли, но без разрешения, предусматривает предупреждение или штраф 500-1000 рублей с граждан, 30-50 тысяч с должностных лиц, либо дисквалификация до одного года.

По этой же статье заплатят 30-40 тысяч ИП, возможно отстранение от работы на 90 дней.

170-250 тысяч для юридических лиц или приостановка работы на три месяца.

Уголовная

Предприниматели, решившиеся начать работать без получения разрешения, рискуют попасть под уголовное преследование согласно ст. 171 УК РФ. Причинив ущерб гражданам, организациям, государству, они могут подвергнуться аресту до шести месяцев.

Возможно, будут оштрафованы до трехсот тысяч рублей или исправительными работами до 480 часов. Совсем немаленькая сумма. Суд изберет меру ответственности.

Группа лиц за аналогичное преступление, или сговор с целью извлечения особо крупных доходов, наказывается штрафом в размере 150 000 – 500 000 рублей каждый участник. Или до суммы трехлетнего дохода осужденного. Возможны так же лишение свободы до пяти лет.

Часто задаваемые вопросы: нужна ли лицензия?

На вывоз строительного мусора?

Начиная с 2016 года обязательно получение разрешения для транспортировки строительного мусора на место сбора отходов.

О лицензии на международные перевозки автомобильным транспортом узнаете из статьи по ссылке.

На утилизацию медицинских отходов?

Медицинские отходы привлекают внимание законодателей и для их утилизации потребуется разрешение. Предоставив необходимые документы в Росприроднадзор, вы получите согласие контролирующего органа.

На утилизацию автомобилей и шин?

Старые машины создают экологические и технические риски. Да, разрешение необходимо. Так же и умелые руки специалистов.

Утилизация старых покрышек вообще создает сложности для окружающих, по причине выделения токсичных веществ в атмосферу.

Поэтому лицензирование обязательно, с указанием места утилизации, чтобы не нарушался экологический баланс.

На утилизацию компьютерной оргтехники?

Если вы приобретаете оргтехнику для последующей переработки, то да. Обычно, из компьютеров извлекаются полезные материалы – цветной металл. Особенно этот касается тех предприятий, у которых разборка оргтехники основная сфера.

На отходы 5 класса опасности?

5 класс отходов не требует согласия государства, так как это незагрязненная стружка стальная, лом цветных, черных металлов и т.д. Начинающие предприниматели чаще всего работают именно с такими отходами.

Что принято понимать под сбором и обработкой отходов

1. Сбор отходов

В конце 2017 года ФЗ «Об отходах производства и потребления» был изменен. Так, с 1 января 2018 года к сбору отходов не относится деятельность по их приемке с целью перемещения и передачи организациям, перерабатывающим, утилизирующим, обезвреживающим или размещающим отходы. В связи с этим актуальным является вопрос: требуется ли переоформление лицензии на обращение с отходами тем, чья деятельность более не подпадает под определение сбора отходов.

Часть 1 ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает, что процедура получения лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

2. Обработка отходов

Прежде чем утилизировать отходы, их подготавливают – сортируют, разбирают, очищают. Все эти манипуляции являются обработкой отходов. Определение этого термина дано в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», а также в ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Под обработкой отходов понимают выполнение каких-либо технологических процессов, вследствие которых изменяется физическое, химическое или биологическое состояние отходов и становится возможным осуществление дальнейших манипуляций с ними. Разложение отходов тоже является разновидностью их обработки. Чтобы разложить опасные отходы и утилизировать их, не причиняя вреда окружающей среде и людям, создают условия для протекания биохимических, биологических и физико-химических реакций, в результате которых образуются безопасные соединения.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Юридическое сопровождение бизнеса: от правовых консультаций до сделок купли-продажи
  • Банкротство юридического лица: от просчета до решения суда
  • Виды арбитражных споров: общая характеристика и юридические нюансы

Стоит отметить, что ГОСТ содержит и определение термина «переработка отходов», который дублирует понятие «обработка отходов». Итак, переработка отходов – это деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Наша рекомендация – считать приоритетным определение из Федерального закона.

Раньше применялся термин «использование отходов», который объединял обработку и утилизацию отходов. После введения в действие ФЗ № 203 от 29.06.2015 обработка отходов стала отдельным видом деятельности. К примеру, обработкой отходов является отделение крупного мусора от общей массы, сортировка отходов по материалам, извлечение макулатуры и стеклянных предметов.

Как регламентировано лицензирование деятельности по сбору и обработке отходов

Процедура оформления лицензии на сбор и обработку отходов регулируется следующими законодательными актами:

  • Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
  • Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  • Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  • Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»).

Деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности включает в себя ряд работ. Перечень их устанавливает Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062. Перечислим некоторые работы:

  • сбор отходов I класса опасности;
  • сбор отходов II класса опасности;
  • сбор отходов III класса опасности;
  • сбор отходов IV класса опасности.

Итак, лицензию на сбор и обработку отходов необходимо получать, если организация собирает, перевозит, обрабатывает, утилизирует, обезвреживает и размещает отходы I–IV классов опасности. Проводимые с отходами манипуляции являются отдельными составляющими деятельности по обращению с отходами, подлежащей обязательному лицензированию.

Когда не нужна лицензия на сбор и обработку отходов

Деятельность по накоплению отходов не является лицензируемой в обязательном порядке. Хотя накопление является по сути формой хранения отходов. Однако длительность этих процессов различна.

Накопление отходов подразумевает их временное складирование. Общая продолжительность процесса не должна быть больше 11 месяцев. Обязательным требованием является непрерывность складирования в течение этого разрешенного периода, однако интервал накопления может быть как в пределах одного календарного года, так и переходить на следующий.

Если продолжительность складирования превышает 11 месяцев, то деятельность организации или ИП по обращению с отходами расценивается как их хранение и подлежит обязательному лицензированию по прошествии разрешенного для накопления отходов без лицензии периода.

Осуществляя складирование опасных отходов, необходимо помнить о следующих требованиях:

  • Накопление разрешено только на специальных площадках, обустройство которых регламентируется несколькими нормативными актами. Требования прописаны, в частности, в ст. 51 закона № 7-ФЗ от 10.01.02 «Об окружающей среде» и ст. 22 закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Накапливать отходы можно, если в дальнейшем они будут применены, переработаны, перемещены, обезврежены или размещены (допускается и захоронение).

Необходимо отметить, что лицензирование является обязательным, если организация занимается сбором и обработкой отходов I–IV классов опасности. В ст. 4.1 закона № 89-ФЗ об отходах выделяется пять классов опасности. Опасность отходов V класса практически минимальна, поэтому, чтобы перевозить их, перерабатывать, утилизировать и т. п., лицензию получать нет необходимости.

Но соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды все равно является обязательным. Нарушение положений нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по обращению с отходами, наказывается в соответствии со ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как определяется, к какому классу опасности относятся отходы? Для этого существует специальный документ – Федеральный классификационный каталог отходов. При отсутствии в нем вида отходов, с которыми работает организация, или при необходимости подтверждения класса опасности этих отходов следует направить соответствующий запрос в территориальное отделение Росприроднадзора РФ по месту осуществления деятельности. Порядок обращения прописан в приказе Минприроды РФ № 541 от 05.12.14.

Получение лицензии на сбор и обработку отходов: пошаговая инструкция

Получение лицензии на сбор и обработку отходов I–IV классов опасности является обязательным. Требования к процедуре лицензирования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 1062 от 03.10.15 (п. 3 данного Постановления). Основные из них следующие:

  • чтобы перевозить отходы 1–4 классов опасности, организация должна иметь транспортные средства со специальным оборудованием и знаками. Соискатель лицензии на сбор и обработку отходов должен быть собственником этих транспортных средств либо владеть ими на других законных основаниях;
  • у соискателя должны быть в законном владении здания, сооружения, помещения, предназначенные для размещения и обезвреживания отходов и имеющие требуемое для этого оснащение;
  • соискатель должен иметь документальное подтверждение того, что сотрудники организации прошли соответствующий образовательный курс в области обращения с отходами. Переработка отходов лицами, не имеющими специального обучения, является нарушением закона. Если соискатель лицензии является ИП, то он тоже обязан обучиться.

Вас также может заинтересовать: Восстановление учредительных документов ООО: порядок действий

Обеспечив соблюдение этих условий, можно начинать подготовку необходимых документов. Лицензию на сбор и обработку отходов нужно согласовывать в трех инстанциях – ФБУЗ, Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре.

В первую очередь необходимо собрать исходные данные, а именно:

  • Учредительные документы.
  • Пояснительную записку. Она включает аннотацию, сведения о заявителе, описание деятельности по обращению с отходами и процессов, при которых они образуются, приложение с документами. Приложение должно состоять из следующих бумаг:
  • — копии документов, подтверждающих владение зданиями, сооружениями, помещениями, используемыми в работе с отходами;

    — копии документов, подтверждающих правомерность эксплуатации оборудования, задействованного в обращении с отходами;

    — копии документов, свидетельствующих о том, что сотрудники обучены работе с отходами и прошли медосмотр;

    — если соискателем лицензии является юридическое лицо, то необходимо предоставить копию документа, подтверждающего, что в компании есть сотрудник, компетентный допускать людей к работе с отходами I–IV категорий.

Примечание. В основном организации не ограничиваются обработкой отходов, а еще и занимаются их сбором. Соответственно, в таком случае лицензии только на обработку недостаточно.

Когда подготовлен весь пакет документов, их подают в ФБУЗ. Сотрудники учреждения проверяют, все ли предоставлены бумаги и правильно ли они оформлены. Проверка достоверности сведений осуществляется инспектором Роспотребнадзора при выезде на предприятие.

Если проверяющий от ФБУЗ нарушений не выявляет, то соискателю лицензии на сбор и обработку отходов выдается экспертное заключение о том, что осуществляемая им деятельность соответствует санитарным правилам и нормам.

Выданное экспертное заключение направляется в Роспотребнадзор, который выдает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии лицензируемой деятельности своду санитарных правил и норм.

Согласование полученных заключений осуществляется сотрудниками Росприроднадзора.

Направляя документы в Росприроднадзор, необходимо приложить к ним заявление, указав в нем сведения о соискателе лицензии и особенностях деятельности.

Общая информация:

  • наименование и контакты предприятия;
  • ИНН;
  • данные из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины;
  • адрес, по которому осуществляется деятельность по обращению с отходами, подлежащая обязательному лицензированию.

Дополнительная информация в случае оформления разрешения непосредственно на обработку отходов:

  • таблица, в которой указываются получаемые/эксплуатируемые в процессе работы организации отходы, в том числе их названия, классы, коды; необходимо также перечислить в таблице работы, составляющие деятельность по обработке отходов;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о том, что в обработке отходов задействуется материальная база, отвечающая санитарным правилам и нормам.

В заявлении может содержаться просьба об уведомлении Росприроднадзором о ходе работы по электронной почте. Документы в Росприроднадзор можно отправлять через Интернет, в таком случае требуется подкрепление их усиленной квалификационной электронной подписью.

После отправки заявления Росприроднадзор в течение 20 рабочих дней выезжает на предприятие-заявитель.

Цель выездной проверки – оценка инспектором состояния материальной базы, которую планируется задействовать в работе с отходами. Также проверяется, есть ли в штате сотрудники, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие право осуществлять деятельность по обращению с отходами I–IV классов опасности.

Отказ в приеме документов возможен на любом из этапов получения разрешения на работу с отходами в следующих случаях:

  • Документ (к примеру, заявление) составлен не по образцу.
  • Предоставлены не все необходимые сведения.
  • Было выявлено, что усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя недостоверна.

Вас также может заинтересовать: Как сменить генерального директора и избежать проблем

Если документы не приняли, то возможна повторная их подача после исправления обнаруженных нарушений (в течение 30 дней).

Продолжительность рассмотрения заявления может составлять до 45 дней с момента подачи документов. Если организация планирует осуществлять сбор и обработку отходов не в одном федеральном округе, то рассматривать документы и принимать решение о выдаче разрешения будет филиал, назначенный центральным аппаратом Росприроднадзора. Если масштабы деятельности небольшие, то рассмотрением будет заниматься территориальный орган по месту регистрации соискателя.

Любой из органов вправе не выдать разрешительный документ, если выявлены следующие обстоятельства:

  • Не подтвердилась достоверность предоставленных сведений.
  • Выявлено несоответствие организации обязательным условиям лицензирования (она не является собственником материальных объектов, задействованных в деятельности по обращению с отходами, или не предоставила доказательств права собственности; сотрудники не прошли обучение в области обращения с отходами, или этот факт не доказан).
  • Инспектор при выезде на предприятие выявил несоответствие информации, предоставленной при подаче заявления, реальному положению, либо были нарушены изначальные условия получения разрешительного документа.

После проверки инспектор составляет подробный акт с результатами. Если проверка пройдена успешно, то Росприроднадзор выдает организации лицензию на сбор и обработку отходов в течение 2 рабочих дней.

Действие лицензии заканчивается, если:

  • изменяется состав и фактический адрес площадки;
  • изменяется законодательство в области обращения с отходами.

Имея разрешительный документ, можно осуществлять сбор и обработку отходов в течение пяти лет. По прошествии данного периода возможно переоформление разрешения.

Пакет документов для получения лицензии на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов

1. Лицензия на сбор отходов

Под сбором отходов понимают прием или поступление их от физических и юридических лиц с целью дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения этих отходов.

Прием или поступление отходов – действие, имеющее юридическую значимость и отражаемое в документах первичного учета. Осуществление первичного учета регулируется 721 Постановлением от 01.11.2011 «Об утверждении первичного учета в области обращения с отходами».

Таким образом, управляющая компания, которая обслуживает многоквартирный дом или перемещает отходы в границах принадлежащего ей участка, накапливает, а не собирает отходы, а потому получать лицензию на сбор и обработку отходов ей не нужно. Лицензированию не подлежат и погрузочно-разгрузочные операции при перемещении отходов. Компания может работать без разрешительного документа, если у нее нет специальных пунктов приема отходов, а транспортная организация не владеет участками/помещениями, которые предназначены для накопления отходов и из которых они вывозятся.

Чтобы получить лицензию на сбор отходов, необходимы следующие документы:

  • Заявление.
  • Перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды в соответствии с ФККО.
  • Копии документов, являющихся подтверждением факта владения зданиями, строениями, сооружениями и помещениями.
  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о том, что здания, строения, сооружения, помещения и оборудование соответствуют санитарным правилам.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами.
  • Копия документа, который подтверждает, что в штате организации есть должностное лицо, которое вправе допускать персонал к работе с отходами.

2. Лицензия на транспортировку отходов

Транспортирование отходов – это их перемещение с использованием транспортных средств за пределы земельного участка, который находится во владении юридического лица или ИП на основании права собственности или других прав.

Транспортирование может включать следующие работы: изъятие отходов из мест их образования и перемещение к площадкам временного складирования, чтобы сформировать транспортную партию, погрузочно-разгрузочные работы в местах изъятия отходов и временного складирования.

Чтобы получить лицензию на транспортирование отходов, нужны следующие документы:

  • Заявление.
  • Перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды в соответствии с ФККО.
  • Копии документов, подтверждающих факт владения организацией специально оборудованными и снабженными соответствующими знаками транспортными средствами.
  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о том, что здания, строения, сооружения, помещения и оборудование соответствуют санитарным правилам.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами.
  • Копия документа, который подтверждает, что в штате организации есть должностное лицо, которое вправе допускать персонал к работе с отходами.

3. Лицензия на обработку отходов

Обработка отходов – это их подготовка к дальнейшей утилизации. Обработка включает такие процессы, как сортировка, разборка и очистка.

Обработку отходов осуществляют ИП и юридические лица, подготавливающие их к утилизации и использующие для этого технические средства и технологии, которые позволяют проводить сортировку мусора по видам, очистку или разбор его на однородные группы путем освобождения от посторонних компонентов, затрудняющих дальнейшую утилизацию. Обработкой отходов не является деятельность, подпадающая под действие ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Не относится к обработке и деятельность мусороперегрузочных станций, а также складов и помещений, в которых мусор прессуют.

Чтобы получить лицензию на обработку отходов, нужны следующие документы:

  • Заявление.
  • Перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды в соответствии с ФККО.
  • Копии документов, являющихся подтверждением факта владения организацией зданий, строений, сооружений и помещений.
  • Копии документов, свидетельствующих о наличии оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных.
  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о том, что здания, строения, сооружения, помещения и оборудование соответствуют санитарным правилам.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами.
  • Копия документа, который подтверждает, что в штате организации есть должностное лицо, которое вправе допускать персонал к работе с отходами.

4. Лицензия на утилизацию отходов

Утилизация отходов – это их использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, в том числе повторное использование отходов: по прямому назначению (рециклинг), возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для повторного использования (рекуперация).

Чтобы получить разрешение на утилизацию отходов, нужны следующие документы:

  • Заявление.
  • Перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды в соответствии с ФККО.
  • Копии документов, являющихся подтверждением факта владения организацией зданий, строений, сооружений и помещений.
  • Копии документов, свидетельствующих о наличии оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных.
  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о том, что здания, строения, сооружения, помещения и оборудование соответствуют санитарным правилам.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами.
  • Копия документа, который подтверждает, что в штате организации есть должностное лицо, которое вправе допускать персонал к работе с отходами.

Под обезвреживанием отходов понимают уменьшение их массы, изменение состава, физических и химических свойств (в том числе сжигание и (или) обеззараживание отходов на специализированных установках) с целью снизить неблагоприятное воздействие отходов на здоровье человека и окружающую среду.

5.Лицензия на размещение отходов

Размещение отходов – это их хранение и захоронение.

Чтобы получить лицензию на обезвреживание и размещение отходов, нужны следующие документы:

  • Заявление.
  • Перечень конкретных видов отходов, содержащий их наименования, классы опасности и коды в соответствии с ФККО.
  • Копии документов, являющихся подтверждением факта владения организацией зданий, строений, сооружений и помещений.
  • Копии документов, свидетельствующих о наличии оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных.
  • Реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты, с которыми связана деятельность по размещению отходов.
  • Реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
  • Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о том, что здания, строения, сооружения, помещения и оборудование соответствуют санитарным правилам.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами.
  • Копия документа, который подтверждает, что в штате организации есть должностное лицо, которое вправе допускать персонал к работе с отходами.

Можно ли купить готовую фирму с лицензией на сбор и обработку отходов

Получение разрешительного документа на обращение с отходами доступно как юридическим, так и физическим лицам. Осуществление предпринимательской деятельности гражданином возможно только после регистрации его в качестве ИП (п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Обязательной является и регистрация юридического лица. Если оно не зарегистрируется, то при подаче документов для получения лицензии ему будет отказано в их рассмотрении и выдаче разрешения.

Однако возможно обойтись без регистрации новой организации. Для официального осуществления деятельности в рамках закона можно купить готовую фирму, имеющую лицензию на сбор и обработку отходов. Чтобы не быть обманутым, перед заключением сделки необходимо проверить реестр выданных и действительных лицензий. Сделать это можно на сайте http://rpn.gov.ru/node/8745.

Желающим приобрести готовую фирму с разрешением вести работы с отходами, нужно помнить, что в соответствии со ст. 9 закона № 89-ФЗ «Об отходах потребления и производства» запрещается:

  • осуществление деятельности под чужой лицензией;
  • работа на объекте, на котором размещаются и (или) обезвреживаются отходы 1–4 класса опасности, при условии, что на нем уже работает другое лицо, имеющее необходимую лицензию на обращение с опасными отходами.

Поэтому при приобретении фирмы необходимо провести проверку.

Кроме того, покупая готовую организацию, прошедшую процедуру лицензирования, нужно помнить о поправках, внесенных законом № 458-ФЗ от 29.12.14 в закон «Об отходах потребления и производства». В соответствии с изменениями:

  • действие лицензий на размещение и обезвреживание отходов, выданных до 01.07.2018, заканчивается 31.12.2018. Возможно переоформление этих лицензий компаниями и ИП и получение взамен лицензии на сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание, обработку и размещение отходов I–IV классов опасности;
  • переоформление лицензий на перевозку, сбор, утилизацию и обработку отходов 1–4 классов опасности компании и ИП должны были осуществить до 30.06.2016. Те, кто не получил новый разрешительный документ, с указанной даты были не вправе вести работы с отходами.

Из вышеизложенного следует, что при приобретении готовой фирмы с лицензией на сбор и обработку отходов нужно учесть немало нюансов, чтобы избежать возникновения неприятных ситуаций.

Чем грозит работа без лицензии на сбор и обработку отходов

Выполнение работ с отходами без наличия лицензии является нарушением закона и административно наказуемо. Поэтому, если у вас накопился мусор, лучше для его утилизации воспользоваться услугами соответствующих организаций.

В случае выявления факта осуществления деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, при отсутствии разрешительного документа оформляется акт об административном правонарушении. На ИП или юридическое лицо накладывается штраф. Возможна конфискация сырья (мусора), оборудования и продукции. Размер штрафа для гражданских лиц составляет от 2 000 до 2 500 руб., для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб., для организаций – от 40 000 до 50 000 руб.

Если осуществляется деятельность по обращению с отходами при отсутствии разрешения и она не направлена на извлечение прибыли, то применяются следующие санкции:

  • штраф в размере от 500 до 1000 руб. для гражданских лиц;
  • штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или лишение права заниматься данной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц;
  • штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление работ на срок до 3 месяцев для ИП;
  • штраф в размере от 170 000 до 250 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев для юридических лиц.

Если работы с отходами ведутся на законных основаниях, то ИП или организация все равно ответственны за нарушение санитарно-эпидемиологических правил при обращении с мусором, загрязняющим окружающую среду.

При выявлении такого нарушения с должностного лица взыскивается штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., с ИП – в размере от 30 000 до 50 000 руб., с юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб. Также они лишаются права проведения каких-либо работ, связанных с их профессиональной деятельностью, на 3 месяца.

Чтобы получить лицензию на сбор и обработку отходов, необходимо потратить немало сил и времени. Побыстрее оформить разрешительный документ на деятельность по обращению с отходами могут помочь сторонние юридические фирмы.

Получить консультацию

Нажимая кнопку «Отправить» я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных