Лицензия на природопользование

Содержание

4.Процесс экологического лицензирования

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участниками процесса лицензирования являются предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии, с одной стороны, и государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий, – с другой.

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий: а) представление заявления и других необходимых документов; б) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности; в) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; г) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.

Начинается процесс экологического лицензирования с представления заинтересованным предприятием или лицом заявления и других необходимых документов в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. В законодательстве определяются достаточно строгие требования к содержанию заявления и перечню документов. Так, в заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны:

для юридических лиц – наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес, номер расчетного счета и соответствующего банка;

для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

вид деятельности;

срок действия лицензии.

Наряду с заявлением представляются:

а) копии учредительных документов, и если они не заверены нотариусом – с предъявлением оригиналов;

б) копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

в) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

г) справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.


В зависимости от специфики деятельности по охране окружающей среды в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов. Так, в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды требуется представить:

д) сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать проведения аттестации специалистов на профессиональнyю пригодность;

е) данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения заявляемых видов деятельности, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы;

ж) экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией и санацией указанных территорий).

Следующей стадией процесса лицензирования является регистрация документов, представленных для получения лицензии. Они регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Регистрация означает, что заявление на получение лицензии принято к рассмотрению.

Наиболее ответственная стадия касается принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

В некоторых случаях решение не может быть принято в течение этого времени. Отчасти это связано с тем, что материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» относятся к объектам обязательной государственной экологической экспертизы (ст. 11, 12). Хотя Закон безоговорочно относит данный вид деятельности к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, на практике в ряде ситуаций в такой экспертизе нет необходимости. Например, к объектам экспертизы не относятся заявления и другие материалы, касающиеся разрешений на выброс загрязняющих веществ. Принятие здесь соответствующего решения может не требовать государственной экспертизы.

В отношении же материалов обоснования лицензии, которые становятся объектом экспертизы, в зависимости от их сложности и объема, срок для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть продлен до 90 дней руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности.

Если государственный орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, такое решение должно быть мотивированным и обоснованным, т.е. должно иметь законные основания. Согласно законодательству такими основаниями являются: а) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; б) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности. Положение о порядке лицензирования экологической деятельности в г. Москве одним из оснований для отказа в выдаче лицензии признает несоответствие квалификационного состава специалистов и материально-технической базы (для юридических лиц) или базового образования, квалификации, стажа и характера выполняемой работы (для физических лиц) заявленному виду экологической деятельности.

В процессе природопользования и осуществления иных видов деятельности, связанных с возможным воздействием на окружающую природную среду, может причиняться экологический вред. Если такая деятельность допускается на лицензионной основе, то совершенно естественно, что на стадии, предшествующей выдаче лицензии, важно получить гарантии компенсации этого вреда. Гарантии в любой форме должны быть предоставлены предприятием или гражданином, претендующими на получение лицензии, государственным органам, уполномоченным выдавать лицензии. В законодательстве такие требования пока не сформулированы, но их общественная значимость очевидна.

Важным для принятия решения о выдаче лицензии на природопользование и охрану окружающей среды является вопрос о ее содержании. Он решен в законодательстве с учетом видов лицензий. Требования к содержанию лицензии определяются в постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В лицензии указываются:

а) наименование органа, выдавшего лицензию;

б) для юридических лиц – наименование и юридический адрес предприятия, организации, учреждения, получающего лицензию;

для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);

в) вид деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, на осуществление которой выдается лицензия;

г) срок действия лицензии;

д) условия осуществления данного вида деятельности;

е) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

По нашему мнению, с учетом места и значения лицензирования в механизме природопользования и охраны окружающей среды и в целях наиболее полной реализации их регулятивного потенциала лицензии в данной сфере должны содержать более развернутые условия той или иной деятельности. Они должны касаться:

а) конкретных перечней и объемов используемых природных ресурсов и (или) допустимых объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и иных воздействий на нее;

б) экологических требований, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;

в) нормативов (ставок), размеров, сроков и порядка платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;

г) порядка охраны сопутствующих видов природных ресурсов;

д) особых требований к применяемым технологиям и др.

Требования к содержанию лицензий должны быть сформулированы в головном акте отрасли экологического права – в Законе «Об охране окружающей природной среды», в котором их пока нет.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но он не может быть менее трех лет. Однако по заявлению лица, обратившегося за получением лицензии, она может быть выдана и на срок менее трех лет. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Продолжительность действия лицензии – один из важных факторов обеспечения принципа устойчивости права природопользования. Длительный срок действия лицензии создает природопользователю, обладателю лицензии, необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Так как лицензирование в рассматриваемой сфере является одной из основных правовых мер обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при определении содержания лицензии необходимо обеспечить соблюдение в процессе природопользования и других соответствующих видов деятельности всех требований, предусмотренных действующим экологическим законодательством.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе. Размеры платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии определяются исходя из соответствующих затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Плата за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии поступает в доход бюджета, за счет средств которого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Соответственно лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего ее оплату.

Хотя одним из обязательных элементов содержания лицензии является ее регистрационный номер, вопрос о регистрации в нормативных актах решен недостаточно последовательно. Регистрация как элемент процесса лицензирования важен с той точки зрения, что результатом регистрации является банк данных о том, какие виды экологически значимой деятельности осуществляются на лицензионной основе и кто обладает такими лицензиями. Нельзя при этом недооценивать и то, что в процессе лицензирования собирается информация о масштабах и видах вредного воздействия на окружающую среду и мерах по ее охране.

В утвержденном постановлением Правительства РФ Положении о порядке ведения лицензионной деятельности указывается, что лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия – заместителем руководителя) органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа.

Ясно, что регистрация лицензии производится соответствующим органом после ее подписания и перед выдачей предприятию или лицу-заявителю.

Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории иных субъектов РФ может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. Основания для принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования соответствующего вида экологически значимой деятельности. Общие основания такого рода определены в постановлении Правительства РФ » О лицензировании отдельных видов деятельности». Они касаются:

представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности предприятия, организации и учреждения, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

>6. Лицензирование природопользования

Экологическое лицензирование и его природоохранное значение

Лицензирование является способом регулирование и контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Лицензия — разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия выдачи регулируются законодательством: ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О животном мире», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах»

В содержание лицензий входят:

  1. сведения о предоставляемом природном объекте

  2. субъекте права природопользования

  3. о целях

  4. способах использования природного объекта

  5. его пространственных границах

  6. сроках

  7. объемах

  8. условиях пользования

  9. требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными органами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. Предусмотрена обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования

Что же касается специального природопользования, то оно осуществляется гражданами и другими субъектами права лишь на основе специальных разрешений (лицензий) соответствующих органов. Лицензирование природопользования является одним из эффективнейших способов гос. регулирования природопользования. В Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) предусмотрена выдача лицензий на комплексное природопользование, под которым понимается пользование природными комплексами в определенных территориальных границах. Лицензии на комплексное природопользование выдаются специально уполномоченными на то гос. органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:

1)видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

2)экологических требований, при которых опускается их использование и последствий несоблюдения этих требований.

3) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.;

4) переход титула права собственности на недвижимость, какой явля­ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия один год. По отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов количество лицензий может ограничиваться.

Лицензии выдаются по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение порядка пользования лицен­зией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, эколо­гических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии до постановлению органа, который выдал лицензию.

Лицензия как правовой инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Лицензия и договор в экологическом праве России приобрели большое юридическое значение. Получение лицензии или заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает или не допускает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии или договора, если для ее ведения это требуется. Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности. Значение лицензирования и договоров определяется также другими их функциями в механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Функции лицензирования и договоров природопользования:

  1. информационная, в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация об экологически значимой деятельности;
  2. превентивная, посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов и других экологически значимых условий осуществления экологически значимой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;
  3. контрольная, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;
  4. гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.

Хотя лицензирование и заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами реализации разных методов в праве окружающей среды:

    • административно-правового (лицензия) и
    • гражданско-правового (договор).

Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами. Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов). Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».

По поводу выдачи разрешений на выбросы см. также Росприроднадзора от 16.11.2016 №АС-08-02-36/23507 «О рассмотрении обращений».

В России существует множество законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы о лицензировании в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «» лицензирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды претерпело изменения: сокращено число видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Совокупность норм, регулирующих лицензионные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, может рассматриваться как комплексный институт экологического права.

Лицензируемые виды экологически значимой деятельности

Изучение практики показывает, что виды экологически значимой деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, можно подразделить на две группы:

1) деятельность по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий (лицензируется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды);

В первую группу включается деятельность по специальному природопользованию, к примеру, пользованию недрами, животным миром, а также иные виды, в том числе:

  • сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение опасных отходов;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • в области использования источников ионизирующего излучения.

деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды (лицензируется иными, не природоохранными органами).

Во второй группе речь идет о таких лицензионных видах деятельности, как:

  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатации химически опасных производственных объектов;
  • перевозка железнодорожным транспортом грузов;
  • космическая деятельность;
  • проектирование зданий и сооружений;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • и др.

Государственные органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды, определяются либо в законах, либо в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Так, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование деятельности по: сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; эксплуатация химически опасных производственных объектов; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — по выполнению работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; по выполнению работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления.

Процесс экологического лицензирования

Экологическое лицензирование — деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.

Участники процесса лицензирования:

    • предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, требующую получения лицензии;
    • государственные органы, уполномоченные на выдачу таких лицензий.

Этапы процесса экологического лицензирования:

    1. направление или представление соискателем лицензии в соответствующий лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии ( ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
    2. проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
    3. принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
    4. приостановление действия лицензии или ее аннулирование.

Подробнее

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

    • полные данные о соискателе лицензии как о ЮЛ или ИП;
    • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
    • лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

    1. копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
    2. копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида;
    3. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
    4. опись прилагаемых документов.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 , лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 ст.13 о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Следующей стадией процесса лицензирования является проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Наиболее ответственная стадия касается принятия органом решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Такое решение должно быть принято в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

На этой стадии важным с точки зрения учета правовых экологических требований является то, что в соответствии со статьями и Федерального закона «Об экологической экспертизе» материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, должно пройти государственную экологическую экспертизу.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Специфической стадией процесса экологического лицензирования является приостановление действия лицензии или ее аннулирование. Правом на такие действия наделены государственные органы, выдавшие лицензию. В соответствии со Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Основания отказа в предоставлении лицензии:

    1. наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
    2. установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
    3. представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 Федерального закона вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

При этом соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» установлена особенность лицензирования на уровне субъектов РФ. Деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и их охраны

Лицензионные основы права пользования недрами

Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от:

    1. характера полезных ископаемых;
    2. вида работ, связанных с недрами;
    3. вида пользования недрами.

Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.

В других случаях предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Закон РФ «О недрах» в определяет основания возникновения права пользования участками недр. Такими основаниями, в частности, являются:

    1. решение Правительства РФ;
    2. решение федерального органа управления государственным фондом недр;
    3. решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр;
    4. решение органа исполнительной власти субъекта РФ, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону.
Некоторые особенности юридического оформления права пользования недрами предусмотрены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Особенности оформления права пользования водами

Право пользования водами оформляется договором или решением о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются на основании договоров водопользования в пользование для:

    1. забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
    2. использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
    3. использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет (ВК РФ).

Водный кодекс РФ допускает передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 19).

Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Одновременно Водный кодекс РФ предусматривает обширный перечень случаев водопользования без заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Подробнее

К последним, в частности, относится пользование водами для:

  1. судоходства (в том числе морское судоходства), плавания маломерных судов;
  2. забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  3. забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  4. забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  5. воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;
  7. рыболовства, рыбоводства, охоты;
  8. осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  9. полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
  10. купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 данного Кодекса.

Договорные основы права пользования лесами

В соответствии с Лесным кодексом РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (ст. 71). При этом предоставление их в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Предоставление лесных участков гражданам и юридическим лицам в аренду, оформляется договором аренды лесного участка, заключаемым на срок до сорока девяти лет (ст. 72). Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Договор аренды лесного участка заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора или без проведения аукциона (ст. 74).

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются в случаях:

  • использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых;
  • для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;
  • для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
  • реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных Лесным кодексом РФ. Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством РФ.

Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира

Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации», некоторыми другими актами.

Правом пользования животным миром в Российской Федерации могут обладать граждане и юридические лица, в том числе иностранные, а также лица без гражданства.

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории. Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (ст. 35 ФЗ «О животном мире»).

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ:
ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;
собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 36 ФЗ «О животном мире»).

Подробнее

Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заявку (ст. 37).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Для регулирования права пользования водными биоресурсами Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» использует такие инструменты как разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и договор пользования рыбопромысловым участком (глава 4).

Особенности лицензирования деятельности по удалению отходов в окружающую среду

Лицензирование данного вида деятельности регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей среды», природоресурсными актами законодательства, Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, другими нормативными правовыми актами.

Речь идет о лицензировании выбросов предприятиями загрязняющих веществ в атмосферу, сброса сточных вод и размещения (захоронения) твердых отходов производства и потребления, захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра. Удаление отходов в окружающую среду регулируется в экологическом праве как вид пользования соответствующим природным ресурсом — атмосферным воздухом, водами, землями, недрами.

Активную роль в лицензировании в данной сфере играет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, осуществляет лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется.

Гарантией, обеспечивающей выполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении деятельности по удалению названных выше видов отходов, служит проведение государственной экологической экспертизы экологических обоснований соответствующих лицензий.

Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган проводит экспертизу представленных материалов, определяет условия действия лицензии и при необходимости проводит экологическое аудирование предприятия, обратившегося с заявлением.

Лицензирование природопользования.

Лицензирование – один из наиболее широко используемых административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окр. среды. это разрешительная система. ЭЛ – это деятельность уполномоченных гос. органов, связанную с выдачей лицензий на природопользование, или осуществление иной деятельности, в процессе которой оказывается негативное воздействие на окр. среду.

В законе есть треб-е о необходимости лицензир-я отдельных видов деят-ти в области охраны окр. среды, их перечень устанавливается ФЗ.

Лицензия – официальный документ, который разрешает определенному лицу осуществление указанного в нем вида деятельности (или совершение конкретных действий) в течении установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Источники права. ВК, ЛК, ФЗ «о континентальном шельфе», ФЗ «Об исключительной экономической зоне», Положение о лицензировании деятельности с опасным отходами, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Виды ЭЛ:

1. По объекту лицензирования выделяются группы разрешений (лицензий) на:

a. Природопользование (определяют права и обязанности природопользователя при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окр. среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса)

b. Осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса (морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа)

c. Оказание воздействий на окр. среду и ее компоненты (негативное – например, на выброс вредных веществ в атмосферу; позитивное – на природоохранительную деятельность)

2. По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения (Л):

a. Полученные для удовлетворения личных нужд,

b. Для осуществления хоз. деят-ти в целом или ее этапа,

c. Связанные с изъятием и полным использ-ем предмета Л,

d. Связанные с извлеч-ем, использ-ем полез. св-в части предмета Л.

3. По субъекту выдачи Л:

a. Л, выдача и контроль за использованием которых осуществляется органом Э управления единолично

b. Л, которые выдаются таким органом по согласованию с иными органами, специально уполномоченными в области охраны окр. среды и природопользовнаия.

  • 4. По названию документа: лицензии и разрешения. (В принципе отсутствует внятное разъяснение различий между ними. Их употребление, видимо, связ. с традициями, как и некоторых специфич-х названий для отд. Л (лесоруб. билет, ордер, лесной билет))
  • 5. По субъектам пользования Л: выдаваемые российским физ. и юр. лицам / иностр. физ. и юр. лицам / международным организациям.
  • 6. По источнику права:

a. Лицензирование деятельности в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001) (например, по эксплуатации хим-ки опасных производственных объектов, уничтожению хим. оружия, производство дезинфекционных средств)

b. В соответствии с иными общими и специальными Э ФЗ. (например, вышеуказанным законом не регулируются использование природных ресурсов, деятельность в области атомной энергии и др.)

7. По сфере лицензирования: Л на пользование или иную деятельность в отношении

a. Недр. Л на пользование недрами – официальный документ в форме гос. разрешения, оформляемый на бланке установленной формы с гербом РФ и необходимыми текстовыми, графическими и иными приложениями, удостоверяющий право на пользование участком недр в определенных границах, с указанием его целей, сроков и условий. Л выдаются для:

  • • Проведения работ по геологич. изучению недр
  • • Разработки месторождений полезных ископаемых
  • • Использовании отходов горнодоб. промышл-ти и связ. с ними перераб-х произв-в
  • • Использ-я недр в целях, не связ. с добычей полез. ископ-х
  • • Образ-я особо охраняемых геологич-х объектов
  • • Сбора палеонтологических, минералогических и иных коллекционных материалов.

b. Лесопользования. Выдача произв-ся при налич. договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования, концессии. Выдаются ежегодно.

  • • Лесной билет – документ, предоставляющий право на побочное лесопользование
  • • Лесоруб. билет – док-т, предост-ий право на заготовку и вывоз древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов
  • • Лесной ордер – выдается лесничеством на основ. лесоруб. билета и явл-ся док-том на право осущ-я отд. видов заготовки и вывоза древесины.

c. Земель.

d. Вод. Л на водопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на пользование водным объектом или его частью в течении установленного срока на определенных условиях:

  • • Л в области использования и охраны поверхностных, подземных и трансграничных водных объектов
  • • Л на водопользование
  • • Распорядительные Л, по к-рым осущ-ся переход права пользования вод. объектами от одного лица к др.

Для осуществления специального водопользования требуется получение Л и заключение договора.

Для осуществления особого водопользования – получение решения уполномоченного органа.

Для осуществления общего водопользования – получения Л не требуется.

По целевой направленности видов осуществляемой деятельности Л разделяются на получаемые:

  • o Для водопольз-я в целях забора воды для целей гидроэн-ки
  • o Для использ-я поверх. вод. объектов без изъятия воды,
  • o Для сброса сточных вод
  • o Для добычи полез. ископаемых, торфа
  • o Для бур. и др. работ, связ. с недропольз.

e. Объектов животного мира: охота, рыболовство, добыча объектов живот. мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Долгосрочные и краткосрочные.

f. Атм. воздуха.

g. Обязательное лицензирование в исключительной экономической зоне:

  • • Л на вылов живых ресурсов в научно-исслед. и контрол. целях для оценки сост-я их запасов и для опред-я общего допустим. улова
  • • для их воспр-ва и акклиматизации, в т.ч. искусств. воспроизведение, товарное выращивание
  • • в учебных и культурно-просветительных целях
  • • на разведку и промысел
  • • на любительский и спортивный вылов
  • • Р на проведение ресурсных исследований
  • • Р на проведение морских научных исследований
  • • Р на сброс вредных веществ и захоронение отходов и др. материалов с судов, ЛА и др.
  • • Р на разведку и разработку неживых ресурсов.

h. Лицензии на осуществление деятельности на континентальном шельфе:

  • • Л на регион. геологич. изучение, поиск минер. рес.
  • • Л на промысел живых ресурсов
  • • Р на создание искусств-х островов, установок, сооруж-й
  • • Р на проведение морских научных исследований
  • • Р на захоронение отходов и др. материалов
  • • Р на прокладку подвод. кабелей и трубопроводов
  • • Р на проведение буровых работ.

i. Иные виды лицензирования, например,

  • • В области обращения с опасными отходами
  • • Промышленной безопасности промышл. объектов
  • • Гидрометеорологии
  • • Мониторинга окр. среды
  • • Сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и др.

Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования:

  1. Если имеет место использование природного ресурса (эксплуатация/добыча/разработка), то требуется лицензия на природопользование.
  2. Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.
  3. При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.

Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации.

В основном, все лицензии и разрешения прописаны в федеральном законе «О лицензировании … видов деятельности». Некоторые виды деятельности подпадают под действие экологических кодексов и иных положений о лицензировании.

Виды экологического лицензирования

Как правило, для предприятий крупного-среднего бизнеса экологическое лицензирование заключается в получении следующих документов:

  • Лицензия на обращение с отходами 1-4 классов (UPD. Закон подписан. Читайте новость!)
  • Лицензия на недропользование (в т.ч. в части обращения с водой)
  • Экологическая сертификация

В лицензии (на отходы или недра) указывается объем, вид природного ресурса или отхода и срок действия. Лицензия не продлевается, по истечении срока подаются документы на новую лицензию. Право на приостановление или аннулирование лицензии есть только у государственных органов, выдавших ее.

Экологическое лицензирование подразумевает обоснование с точки зрения нормативов, установленных законодательно (закон о природопользовании).

Лицензия на отходы с 1 января 2016

С 1 июля 2015 действуют новые поправки к закону о лицензировании обращения с отходами. По закону лицензия на отходы 1-4 классов необходима с 1 января 2016 года — по всем видам деятельности по обращению с отходами.