Консолидированная отчетность

Формирование группы предприятий для включения в консолидированную отчетность

Особенностями консолидации по МСФО, а также по американским стандартам ГААП является привязка способа консолидации к наличию контроля над дочерней фирмой. Таким образом, в крайнем случае, если предприятие не имеет ни одного процента акций фирмы, но обладает контролем над ней, то такая фирма будет считаться дочерней и ее надо будет включать в консолидированную отчетность группы. Естественно, будет использоваться так называемый метод покупки. Однако, так как вознаграждение за дочернюю фирму не было уплачено, то, согласно методу покупки, в консолидированную отчетность войдет не только 100% чистых активов дочерней компании, но и гудвилл — тот нематериальный актив, который «позволил» нам получить дочернюю компанию бесплатно.

В зависимости от формы контроля, косвенным показателем которого является доля в собственности дочерней компании (или процент акций), существует несколько методов консолидации. Формально свидетельством наличия контроля является владение прямо или косвенно более 50% голосующих акций компании. При доле менее 20% финансового вложения таковое учитывается по себестоимости. При доле от 20 до 50% инвестируемая фирма называется ассоциированной и ее отчетность включается в консолидированную отчетность группы по методу долевого участия. Методы консолидации финансовой отчетности представлены в таблице «Методы консолидации».

Таблица

Методы консолидации

N Доля
инвестора
Тип группы Метод
консолидации
Регулирование Правила
1. менее 20% Инвестор и
инвестируемая
компания
По себестоимости МСФО 39 Инвестиции
отражаются по
стоимости
финансового
вложения
2. 20 — 50% Инвестор и
ассоциированная
компания
Метод долевого
участия
МСФО 28 Инвестиции в
ассоциированную
компанию
отражаются по
первоначальной
стоимости на дату
покупки и
увеличиваются
(уменьшаются) на
долю инвестора в
сумме прибыли
(убытка)
ассоциированной
компании
3. 50% — 100% Материнская и
дочерняя
компания
Метод покупки МСФО 3
МСФО 27
Активы компании
оцениваются по
справедливой
стоимости на дату
приобретения.
Разница между
справедливой
стоимостью чистых
активов и
справедливой
стоимостью
уплаченного
вознаграждения
отражается как
гудвилл с
дальнейшей его
ежегодной
переоценкой. Если
доля инвестора
менее 100%,
рассчитывается
доля меньшинства.
Исключаются
инвестиции
материнской
компании, капитал
дочерней компании
и результаты
внутрифирменных
операций
4. Полный
контроль над
принадлежащей
долей
Инвестор и
совместное
предприятие
Пропорциональный
метод
МСФО 31 Каждая статья
участвующей
компании
суммируется с ее
частью в
совместном
предприятии за
исключением
инвестиций и
капитала
совместного
предприятия
5. Инвестиции в
компании,
удерживаемые
для продажи
Инвестор и
инвестируемая
компания
Метод учета
инвестиции по
справедливой
стоимости
МСФО 5 Стоимость
инвестиции,
удерживаемой на
продажу,
отражается в
балансе инвестора
по справедливой
стоимости
(переоценивается),
переоценка
относится на
прибыли или убытки
периода

Для удаления двойного учета одних и тех же операций при консолидации финансовой отчетности удаляется весь внутригрупповой оборот. Это и понятно. Нет смысла в отражении прибылей и убытков при продаже товара от одной компании группы другой.

В целях консолидации финансовой отчетности необходимо распространить единые правила учета операций (учетную политику) на все компании, входящие в группу. Данная процедура может быть легко реализована при наличии контроля над дочерними компаниями. Единые правила учета операций благотворно скажутся на управляемости компании и «едином корпоративном духе».

Особенности финансового учета при слияниях и поглощениях (M&A)

Как известно, последние два десятилетия ознаменовались быстрым развитием интеграционных процессов в различных отраслях экономики, что привело к созданию групп предприятий — концернов, корпораций, финансово-промышленных и банковских групп. В российских условиях эти процессы развивались по двум сценариям.

Согласно первому сценарию, нехарактерному для всего мира, формирование групп компаний проходило в период формирования рыночной экономики. Подчас создание множества компаний было обусловлено желанием минимизировать налогообложение или экономические риски собственности. Множество компаний разрознены в силу исторического фактора.

Согласно второму сценарию, характерному для остальных стран мира, в период укрупнения бизнеса собственники начинают осознавать преимущества, достигаемые слияниями и поглощениями, а именно: эффект от масштаба деятельности, выгоду от вертикальной или горизонтальной интеграции и т.п.

Немногие проблемы экономической теории и практики вызывают более жаркие дискуссии, чем проблемы слияния и поглощения (Mergers and Acquisitions, M&A) компаний. Сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной реструктуризации компаний: некоторые рассматривают слияния как важный источник повышения результативности деятельности компаний; другие считают их только отражением властных инстинктов менеджеров, чье стремление снижает, а не повышает эффективность компании. Но какие бы ни существовали мнения по этому вопросу, слияния и поглощения компаний — это объективная реальность сегодняшнего российского бизнеса, которая должна находить отражение в учете.

Примечание. Существует два метода финансового учета при слияниях и поглощениях — покупка активов и объединение интересов.

Между этими методами существует значительная разница. Рассмотрим различия этих двух методов на примере.

Пример. Компания А покупает компанию Б, что приводит к созданию группы АБ.

Балансы компаний до объединения:

Баланс группы компаний АБ по методу покупки, млн. долл.

Актив Сумма Пассив Сумма
Чистые оборотные активы 2,1 Долги 3,0
Внеоборотные активы 8,9 Акционерный капитал 8,8
Гудвилл 0,8

Почему же компания А переплатила 800 тыс. долл. над стоимостью чистых активов компании Б? Ведь стоимость чистых активов равна 0,1 + 0,9 = 1 млн. долл. Однако компания А могла платить за нематериальные активы, которые не числятся на балансе Б. Такими неосязаемыми нематериальными активами могут являться многообещающий продукт или технология, развитая компанией Б. Или такая премия может быть уплачена за дополнительные экономические выгоды от объединения бизнеса (например, эффект масштаба).

В рассмотренном примере переплата 800 тыс. долл. попала в нематериальный актив — гудвилл, который должен будет со временем перенести свою стоимость на расходы периода. До 2001 г. в США это достигалось путем амортизации гудвилла в течение 40 лет (в МСФО до 2003 г. — амортизацией гудвилла в течение 20 лет). После этого как ГААП США, так и МСФО начали требовать переоценки гудвилла и списания обесценения в убытки.

Метод слияния интересов не показывает расходов по амортизации или обесценению гудвилла в течение последующих лет, оставляя прибыль завышенной. Поэтому метод слияния интересов запрещен с 2001 и 2003 гг. соответственно в ГААП США и МСФО.

Сегментирование отчетности

Сегментирование отчетности представляет собой выделение активов и результатов деятельности, приходящихся на определенный сегмент бизнеса (МСФО 14 «Сегментная отчетность»). Сегментирование в консолидированной отчетности — это некоторый «шаг назад». С одной стороны, мы «сложили» компании группы в консолидированную отчетность. С другой стороны, мы должны представить отдельно отчетность по сегментам, выделение которых по МСФО обычно связано с отделением видов деятельности, выручка которых превышает 20% выручки всей группы. То есть мы снижаемся на уровень вниз — на уровень различных бизнесов, сегментов. Сегменты могут совпадать с компаниями группы, а могут отличаться от них. Здесь играет роль приоритет экономического содержания над юридической формой, так как один бизнес может вестись как в пределах части юридически выделенной компании группы, так и целиком в компании группы, и в нескольких компаниях группы.

Сегментирование обязательно. Оно позволяет видеть, какие инвестиции вложены в сегмент (активы сегмента), а также результаты работы этого сегмента. На основании этого можно принимать управленческие решения — развивать сегмент или продать его.

Порядок составления и представления бухгалтерских отчетов. Порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрываются динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управления рисками; деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; природоохранные мероприятия; иная информация.

Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

При составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним организация должна придерживаться принятых ею их содержания и формы, которые приняты ею, последовательно от одного отчетного периода к другому. Под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета за месяц, квартал и год, если иное не установлено законодательством РФ (месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года).

Данные по числовым показателям отчетности приводятся минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год) в сопоставимых условиях (если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причины).

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой, то есть датой, по состоянию на которую должна составляться отчетность, считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Консолидированная отчетность должна показывать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом.

Основная особенность составления консолидированных отчетов – элиминирование (т.е. исключение) операций между компаниями, входящими в группу, с целью устранения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Основной сферой применения сводной (консолидированной) отчетности группы является котировка акций группы на фондовом рынке.

Правила и порядок составления сводной отчетности группами взаимосвязанных организаций в России регулируется следующими нормативными документами:

­ Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приложение к приказу МФ РФ от 30.12.96 N 112);

­ Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утв. постановлением Правительства России от 09.01.97 N 24.

Перечисленные документы содержат базовую информацию о порядке составления консолидированного отчета, не отражая многих аспектов этого процесса. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный в данной области за рубежом.

В Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности под группой взаимосвязанных организаций понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация:

­ обладает более 50% голосующих акций (долей в уставном капитале);

­ имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором либо иными способами.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций (долей в уставном капитале) общества (п.1.4 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности).

Для составления сводной бухгалтерской отчетности группы используются следующие правила, изложенные в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности:

1. Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется путем построчного суммирования соответствующих данных (п.3.2).

2. В сводную бухгалтерскую отчетность не включаются (п.3.6):

— финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации;

— показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами;

— дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;

— выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию; любые иные доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.

3. В случае, когда сумма финансовых вложений головной организации не совпадает со стоимостью акций (доли в уставном капитале), показанной в балансе у дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей «Деловая репутация дочерних обществ» (п.3.7).

4. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества, в котором головная организация имеет более 50, но менее 100% голосующих акций (уставного капитала), в сводном бухгалтерском балансе и сводном отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства в уставном капитале и финансовых результатах деятельности общества (п.3.9).