Как открыть свой шиномонтаж

Особенности бизнеса

В прошлом почти каждый автолюбитель одновременно являлся механиком, поэтому большинство из них предпочитали выполнять шиномонтаж в домашних условиях своими руками, при помощи лома и монтировки. Сегодня многие водители не знают, как правильно устанавливать шины или выполнять другие работы по обслуживанию автомобиля: это вполне объясняет желание предприимчивых людей выяснить, как открыть в гараже автосервис в формате шиномонтажной мастерской.

Невысокий входной порог делает данную нишу доступной для всех, что приводит к огромной конкуренции. Чтобы выделить сервис среди десятков таких же мастерских, нужно не только обеспечить безупречное качество выполнения работ, но и задуматься о повышении комфортности пользования услугами шиномонтажа для автолюбителей:

  • Установить удобный для всех посетителей график работы;
  • Использовать систему записи на определенное время, удобную для занятых людей;
  • Записывать клиентов на обслуживание по телефону;
  • Оказывать сопутствующие услуги — например, шиномонтаж с выездом на дом;
  • Обустроить удобную зону ожидания с кулером, кофе-машиной и телевизором;
  • Предоставлять необходимые клиентам для отчета чеки и квитанции.

Для шиномонтажного бизнеса характерна выраженная сезонность. Перед первыми заморозками или после наступления весенних оттепелей автолюбители массово меняют шины на соответствующие погоде. В эти месяцы предприниматели трудятся без отдыха и получают порядка 600–700 тысяч рублей дохода. Летом и зимой загрузка мастерской снижается до 25–30% от максимальной: в это время шиномонтаж работает практически на точке безубыточности.

Однако подобный спад активности не означает, что сервис следует открывать лишь на четыре месяца в году: услуги балансировки, ремонта пробитой шины, проверки давления или правки колесных дисков нужны водителям постоянно. Соответственно, клиенты должны знать о том, что в этой конкретной мастерской они всегда могут рассчитывать на помощь: обнаружив закрытые двери шиномонтажа, они попросту уйдут к конкурентам.

Виды шиномонтажных мастерских

Немногие компании закупают оборудование и инструменты для шиномонтажа всех возможных видов: разные целевые аудитории требуют разного подхода, а потому достаточно сложно продвигать услуги предприятия одновременно по всем направлениям. Обычно предприниматели выбирают для себя более узкую специализацию:

  1. Легковой шиномонтаж. Представляет собой подразделение СТО или самостоятельную стационарную мастерскую, выполняющую большинство видов работ. Отдельные поставщики предлагают новичкам готовый бизнес — шиномонтаж по франшизе;
  2. Мастерская для элитных машин. Дорого обойдется бизнесмену: владельцы лимузинов и спортивных авто требовательны как к интерьеру, так и к стоимости оборудования сервиса. С другой стороны, цена на услуги здесь также является высокой;
  3. Шиномонтаж на колесах. Мастерская представляет собой фургон, оснащенный генератором и шиномонтажными приспособлениями. Услуги стоят дороже обычного, поскольку выезды к клиентам сопряжены с расходом времени и ГСМ;
  4. Грузовой шиномонтаж. Ниша характеризуется низкой конкуренцией: обслуживать грузовики очень сложно. Мастерскую рекомендуется открывать только при наличии контрактов с грузоперевозчиками, заинтересованными в услугах стационарного или выездного грузового шиномонтажа;
  5. Шиномонтаж для спецтехники. Для ремонта колес большегрузных самосвалов, экскаваторов и тракторов требуется специальное дорогостоящее оборудование: иногда одна шина весит сотни килограммов. Такие мастерские обычно открывают при каких-нибудь крупных промышленных предприятиях.

Услуги шиномонтажа

Предпринимателю нужно составить список основных услуг перед тем, как открыть шиномонтаж с нуля: бизнес план должен содержать сведения об их себестоимости и рентабельности. Ценовая политика определяется изучением рынка: устанавливать цены на ремонт выше средних можно только при отсутствии других мастерских в этом районе или в качестве платы за особо комфортное обслуживание. В целом к шиномонтажным работам относятся:

  • Демонтаж и монтаж шин при устранении проколов или сезонной смене резины;
  • Балансировка, устраняющая вибрацию колес при движении;
  • Замена колеса в сборе при предоставлении владельцем новых шин вместе с дисками;
  • Мойка колеса на стенде для качественного ремонта и балансировки;
  • Ремонт бескамерных шин жгутами, грибками и заплатками;
  • Ремонт боковых порезов при помощи вулканизации и усиления борта шины;
  • Заклейка камер заплатками путем нанесения клея или вулканизации;
  • Сезонное хранение шин для клиентов, не располагающих свободным местом дома;
  • Нарезка протектора для продления срока эксплуатации шин;
  • Проверка затяжки болтов, необходимая для предотвращения аварийных ситуаций;
  • Ремонт дисков — прокатка, покраска, заваривание трещин и сколов;
  • Чернение шин сажевым составом, придающим им вид новых изделий;
  • Проверка давления и подкачка шин;
  • Подкачка азотом, предотвращающая быстрое падение давления в шинах.

Большинство из этих операций являются стандартными для всех мастерских. Чтобы заинтересовать клиента, можно предложить ему какие-нибудь дополнительные услуги:

  • Бесплатно проверять степень износа протектора;
  • Предоставить возможность вызвать шиномонтаж на колесах;
  • Обрабатывать снятые шины силиконовым консервантом и упаковывать их в пакеты;
  • Бесплатно утилизировать изношенные шины.

Выбор местоположения

Как открыть шиномонтаж, с чего начать? Прежде всего, нужно найти площадку для размещения мастерской. Местоположение полностью определяет успех предприятия: поскольку все сервисы предоставляют один и тот же набор услуг на примерно одинаковом уровне, клиент предпочитает выбирать исполнителя поближе к дому или к ежедневным маршрутам. Кроме того, ситуация осложняется огромной конкуренцией: шиномонтаж как бизнес отличается доступностью и высокой доходностью, а по тому самые удачные места наверняка уже заняты другими мастерскими. Соответственно, бизнесмену придется объездить весь город в поисках участка, соответствующего таким требованиям:

  1. Площадка должна находиться возле дороги с интенсивным движением, но без пробок;
  2. Преимуществом является соседство со стоянкой, гаражным кооперативом, СТО, АЗС, большим магазином автозапчастей, авторынком, популярным торговым центром;
  3. Не стоит открывать шиномонтаж рядом со школами, детскими садами, больницами;
  4. Желательно отсутствие в радиусе двух километров других мастерских;
  5. Участок должен иметь промышленное назначение;
  6. Санитарная зона шиномонтажа составляет минимум 50 метров;
  7. Клиенты должны иметь возможность подъехать к мастерской с разных направлений;
  8. Обязательно наличие парковки из расчета 2–3 места на один пост;
  9. Запрещается открывать мастерскую в месте прохождения трубопроводов.

После того как подходящее место выбрано, неизбежно возникает вопрос: как взять участок под шиномонтаж в аренду? Если владельцем земли является частное лицо или компания, проблема решается простым подписанием договора. Чтобы арендовать муниципальную или государственную собственность, предприниматель должен подать в местную администрацию определенный пакет документов и принять участие в торгах, победитель которых и получает право на заключение контракта.

Подготовка помещения

Помещение под шиномонтаж может быть любым: мастерские с равным успехом размещают в гаражных боксах, капитальных или быстровозводимых зданиях, бытовках и блок-контейнерах. Технологическое оборудование отличается компактностью, поэтому все необходимые станки поместятся на площади в 20–25 м². В целом для комфортного обслуживания клиентов нужно обустроить:

  • Производственное помещение;
  • Зону ожидания для посетителей;
  • Рабочую площадку, где с автомобиля снимают колеса;
  • Парковку для клиентов, ожидающих своей очереди.

Экономный вариант бизнес плана по открытию шиномонтажа в собственном помещении предполагает установку готового утепленного блок-контейнера. Основные преимущества такого решения заключаются в следующем:

  • Для модульного здания не нужен капитальный фундамент;
  • При необходимости мастерская легко перевозится на новое место;
  • Не требуются проект и разрешение на строительство;
  • Модуль изначально оснащен всеми инженерными системами;
  • Блок-контейнер в десять раз дешевле капитального сооружения.

Перед тем, как открыть свой шиномонтаж, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляют инстанции к производственным помещениям такого типа:

  1. В мастерской необходимы минимальные бытовые удобства — санузел и умывальник;
  2. Цех подключают к централизованной системе отопления либо обустраивают местную;
  3. Вытяжная или приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать воздухообмен на уровне 20 объемов помещения в час;
  4. Температура воздуха в мастерской в любое время года должна находиться в диапазоне 16–27°С при максимальной влажности 65% и скорости потока воздуха до 0,5 м/с;
  5. Обязательно наличие естественного и искусственного освещения. Рекомендуемый уровень освещенности на рабочих местах составляет 300 лк;
  6. Оборудование для шиномонтажа подключают к электрической сети мощностью до 5 кВт и напряжением 220/380 В;
  7. Отделка помещения, электропроводка, технологическое оборудование и светильники должны быть пожаробезопасными. Цех оснащают огнетушителями.

Теперь можно перечислить все, что нужно, чтобы открыть шиномонтаж:

Вложения в помещение

Позиция
Расходы, руб.
Блок-контейнер утепленный 6х4,9х2,5 м 130000
Бетонирование рабочей площадки 50000
Подключение к электросетям, 750 руб./кВт 7500
Система вентиляции 20000
Пожарная и охранная сигнализация 15000
Система видеонаблюдения, 2 камеры 10000
Итого:
232500

Оборудование шиномонтажа

Невозможно представить себе бизнес план шиномонтажа без подробного перечня необходимых станков и инструментов. Практически все поставщики предлагают готовые комплекты оснащения, которые вполне подойдут новичкам. Однако если бизнесмен не желает ограничиваться стандартными услугами по установке шин и балансировке колес, то ему стоит задуматься о разработке собственной спецификации. Следует перечислить, какое оборудование нужно для шиномонтажа, ремонта проколов, правки дисков и повторной шиповки зимних шин:

Оснащение для шиномонтажа

Позиция
Цена, руб.
Кол-во, шт.
Сумма, руб.
Шиномонтажное оборудование
Балансировочный станок 42900 1 42900
Шиномонтажный станок 45800 1 45800
Компрессор поршневой 14200 1 14200
Домкрат подкатной 6800 2 13600
Устройство «третья рука» 32000 1 32000
Станок для правки дисков 86000 1 86000
Расширитель бортов 28900 1 28900
Вулканизатор 21700 1 21700
Бустер-ресивер 12000 1 12000
Ванна для шиномонтажа 7000 1 7000
Шиповальный пистолет 12900 1 12900
Сепаратор шипов 19700 1 19700
Гайковерт пневматический 8600 1 8600
Пистолет для подкачки 1500 1 1500
Машинка шлифовальная 4300 1 4300
Пускозарядное устройство 14800 1 14800
Мойка для колес 190000 1 190000
Металлический верстак 8800 2 17600
Инструменты
Набор головок гайковерта 2000 1 2000
Индикатор износа шин 900 1 900
Набор лопаток монтажных 3600 1 3600
Набор монтировок 10400 1 10400
Балансировочные клещи 1000 1 1000
Установщики вентилей и ниппелей 1100
Противооткатный упор 800 4 3200
Шланг витой 12 м 1500 2 3000
Отвертки, шила, скребки, стамески, ножи 2500
Прочее оборудование
Светильник взрывобезопасный 3100 5 15500
Печь на отработанном масле 35000 1 35000
Распределительный щит 6500 1 6500
Огнетушитель 2300 2 4600
Компьютер 17000 1 17000
Стол 2600 1 2600
Стул 750 2 1500
Чайник электрический 550 1 550
Спецодежда 700 5 3500
Биотуалет уличный 13800 1 13800
Шкафчик для одежды 2300 2 4600
Клиентская зона
POS-терминал 10000 1 10000
Уголок потребителя 2600 1 2600
Телевизор 18000 1 18000
Диван 8000 1 8000
Кулер 4600 1 4600
Итого:
749550

Работники

Задумываясь о том, как открыть шиномонтаж в гараже, предприниматель может обойтись и собственными силами. Однако для организации мастерской, работающей без праздников и выходных, ему обязательно понадобятся помощники.

Если шиномонтаж состоит из одного поста, рекомендуется нанять двух сотрудников на каждую смену: в этом случае они будут лучше справляться с пиковыми нагрузками и подменять друг друга при необходимости. Предпочтение следует отдавать кандидатам 25–40 лет: люди в этом возрасте являются ответственными, исполнительными, а также обладают необходимой для работы физической формой. Наличие опыта желательно, но необязательно: если человек не знает, что такое шиномонтаж, то его можно обучить основным приемам буквально в течение недели.

Каждая смена должна работать по два дня с двумя выходными. Чтобы охватить весь поток потенциальных клиентов, сервис следует открывать в 6:00 и закрывать не раньше 22:00. В период массовой сезонной смены шин предпринимателю придется расширить график работы и даже самому выйти на помощь мастерам.

Таким образом, в бизнес план шиномонтажной мастерской нужно включить отдельную статью расходов, связанную с оплатой труда наемного персонала:

Персонал шиномонтажа

Позиция
Цена, руб.
Расход, шт.
Сумма, руб.
Кисть 250 4 1000
Мел 30 1 30
Гранулы для мойки колес (25 кг в год) 960 1/12 80
Жгут для бескамерных шин (50 шт.) 300 2 600
Вентиль для бескамерных шин (100 шт.) 940 1 940
Грибки резиновые (21 шт.) 420 3 1260
Заплата для шин (50 шт.) 550 1 550
Очиститель 210 1 210
Монтажная паста 250 1 250
Герметик борта 320 1 320
Смазка медная 350 1 350
Клей-активатор 250 1 250
Клей для горячей вулканизации 360 1 360
Клей для холодной вулканизации 360 1 360
Грузы балансировочные (100 шт.) 900 5 4500
Пакет для колес (100 шт.) 950 1 950
Итого:
12010

Регистрация бизнеса

Большинство идей автобизнеса 2019 года с минимальными вложениями для начинающих предпринимателей вполне возможно реализовать в формате ИП. Такой выбор упрощает процедуру оформления предприятия и уменьшает количество необходимых для легализации документов. Что нужно сделать:

  • В банке или через интернет перечислить на счет ИФНС пошлину в 800 рублей;
  • Любым удобным способом подать в ИФНС заявление о регистрации. Приложить к нему копию паспорта, ИНН и квитанцию об уплате пошлины;
  • В заявлении указать основной код ОКВЭД 45.20 для шиномонтажных работ и дополнительный код 22.11 для услуги восстановления протектора;
  • Также указать ЕНВД в качестве предпочтительной системы налогообложения;
  • Получить свидетельство о регистрации СПД и встать на учет в ИФНС.

В дальнейшем подписывать договоры с поставщиками и покупать все, что нужно для открытия шиномонтажа, следует только от имени ИП. Это позволит включить аренду, приобретение оборудования и расходных материалов в затраты предприятия и уменьшить тем самым налогооблагаемую базу.

Одним из преимуществ ЕНВД является отсутствие потребности в кассовом аппарате. Налог рассчитывается на основе количества работников, поправочных коэффициентов и базовой доходности, которая для этого вида услуг составляет 12000 рублей. Учитываются также страховые взносы в различные фонды. Расчет показывает, что для мастерской с пятью работниками сумма налогообложения составит 8400 рублей в месяц.

Какие документы нужны для открытия шиномонтажа? Предоставление услуг по обслуживанию автомобилей не требует лицензирования или сертификации, поэтому данный перечень имеет стандартный для производственных предприятий вид:

  1. Программа производственного контроля за выполнением санитарных норм;
  2. Выданное Роспотребнадзором заключение о пригодности помещения для работы;
  3. Разрешение на осуществление деятельности от этого же ведомства;
  4. Договор об утилизации обычных и опасных отходов;
  5. Договор о санитарной обработке помещения;
  6. Договор о стирке и чистке рабочей одежды;
  7. Договор о безопасной утилизации люминесцентных ламп;
  8. Договор о чистке и обслуживании вентиляции;
  9. Внутренние журналы по ТБ и пожарной безопасности.

Привлечение клиентов

В периоды массовой сезонной смены шин можно не думать о том, как раскрутить шиномонтаж: чтобы справиться с огромным потоком клиентов, некоторые мастерские даже работают круглосуточно. Но в летние и зимние месяцы наблюдается значительный спад активности, влекущий за собой простои и снижение прибыли. Чтобы не остаться без работы, следует продумать способы привлечения автолюбителей.

Традиционные виды рекламы для шиномонтажа неэффективны. Бесполезно размещать объявления в газетах или на радио: клиент вспомнит о мастерской лишь в случае явной необходимости. Поэтому для продвижения своих услуг следует:

  • Использовать оригинальное запоминающееся название для шиномонтажа и сделать его частью фирменного стиля;
  • Сделать сервис максимально заметным с дороги, установить на обочине указатель;
  • Разместить билборды на всех подъездных путях за 100–150 метров от мастерской;
  • Раскладывать флаеры со скидкой на крупных парковках возле супермаркетов, на стоянках, раздавать их на заправках и на светофорах;
  • Договориться о взаимном продвижении услуг с автосалонами, шинными магазинами, автосервисами, продавцами запчастей;
  • Создать одностраничный сайт и группу в социальной сети, предложить пользователям возможность записи на шиномонтаж онлайн;
  • Раздавать клиентам накопительные или скидочные дисконтные карты;
  • Для рекламы шиномонтажа по вызову нужно выполнить брендирование фургона, указать на его бортах перечень услуг и телефоны мобильной мастерской.

Остается определить сумму, которую придется израсходовать предпринимателю для реализации подобной маркетинговой стратегии:

Вложения в бизнес

Информация о том, сколько стоит оборудование для шиномонтажа, является отправной точкой для расчета общего объема инвестиций в предприятие. Также следует учесть затраты на подготовку помещения, рекламу и покупку расходных материалов, а в некоторых случаях — плату за обучающие курсы для персонала:

Первоначальные вложения в шиномонтаж

Статья
Сумма, руб.
Регистрация СПД 800
Открытие счета для оплаты картой 2500
Подготовка помещения 232500
Оборудование шиномонтажа 749550
Расходы на рекламу 45000
Расходные материалы на месяц 12010
Административные издержки 10000
Итого:
1052360

Очевидно, начинающий предприниматель в первую очередь захочет узнать, сколько стоит открыть шиномонтаж. Однако для понимания общей эффективности бизнеса не менее важной является сумма ежемесячных расходов мастерской:

Ежемесячные расходы шиномонтажа

Статья
Сумма, руб.
Аренда участка 300 м² в месяц 10000
ФОТ 116800
Коммунальные платежи 8500
Обслуживание счета 2000
Расходы на рекламу 8000
Страховые взносы 2700
Связь и интернет 3000
Отработанное масло для отопления (в пересчете на год) 1000
Вывоз мусора 1000
Расходные материалы 12010
Итого:
165010

Прибыль и рентабельность

Предприниматели, знающие о том, как открыть шиномонтаж, считают этот вид бизнеса чрезвычайно доходным для небольших мастерских и достаточно рентабельным для крупных СТО. Действительно, два мастера вполне могут зарабатывать до 1600–1800 рублей в час, что эквивалентно стоимости услуг престижного автосервиса:

Тарифы на услуги шиномонтажа

Услуга
Цена, руб.
Комплексная смена шин, 4 колеса
Замена колес с дисками (если у клиента два комплекта) 800–1380
Замена шин (если у клиента нет второго комплекта дисков) 1350-2340
Установка шин на новые диски 860-1400
Ремонтные работы, 1 колесо
Балансировка 120–260
Демонтаж шины 70-140
Монтаж шины 70-160
Снятие и установка колеса 60-150
Мойка колеса 80
Замена вентиля или ниппеля 25
Зачистка и герметизация бортов 100
Заклейка камеры 80
Заклейка бескамерной шины грибком 320
Заклейка бескамерной шины заплаткой 250
Холодная вулканизация 210
Горячая вулканизация 550
Проверка давления и затяжки болтов (4 колеса) 20

При расчете вероятной прибыли следует вспомнить о том, что шиномонтаж — это сезонный бизнес. В октябре-ноябре и марте-апреле, когда автолюбители массово меняют шины, загрузка удачно расположенной мастерской достигает 100%. Два мастера тратят на четыре колеса 30–40 минут: следовательно, за день сервис обслужит до 20 клиентов со средним чеком 1100–1200 рублей. Месячная выручка составит 660 тысяч рублей.

В прочие месяцы основной доход приносит ремонт шин, за которым обращаются 4–5 клиентов в день. Перечень работ включает в себя снятие и установку колеса, демонтаж и монтаж шины, заклейку и последующую балансировку: сумма такого чека достигает 950–1100 рублей. Также мастерская выполнит несколько мелких заказов (подкачка, замена вентиля, балансировка) на 1000–1200 рублей. Месячная выручка в этом случае составит примерно 195 тысяч рублей.

Теперь можно ответить на вопрос: «Шиномонтажный бизнес — выгодно или нет»? Расчеты показывают, что вложенный в дело миллион окупается за полгода:

Расчет окупаемости

Показатель
Значение
Доходы за 4 месяца межсезонья, руб. 2640000
Доходы за 8 месяцев зимы и лета, руб. 1560000
Расходы за год, руб. 1980120
Валовая прибыль за год, руб. 2219880
Средняя прибыль за месяц, руб. 184990
Налог ЕНВД 15%, руб. 8400
Чистая прибыль, руб. 176590
Рентабельность, % 107
Инвестиции, руб. 1052360
Период окупаемости, мес. 5,9

Многие граждане считают, что возможности шиномонтажного бизнеса ограничены открытием одной-двух мастерских. Но для амбициозного предпринимателя создание такого сервиса представляется удачным способом входа на быстро растущий рынок обслуживания и ремонта автомобилей. Например, при наличии стабильного источника доходов и обширной базы клиентов-автолюбителей проще рассматривать перспективы освоения сопутствующих направлений и думать о том, как открыть автосервис с нуля: бизнес план подобного предприятия показывает, что владелец шиномонтажной мастерской может собрать необходимую для создания полноценной СТО сумму всего за полтора-два года.

Узнав, сколько стоит смена колес в автосервисах и проведя нехитрые подсчеты, многие задаются вопросом, а сколько же получают те, кто берет за свою работу такие немалые деньги. «Труд» выяснил, что шиномонтажник в Москве много отдает хозяину, однако зачастую получает все же больше, нежели профессор университета.
Так, за 35 000 рублей можно устроиться монтажником в «Аквасити» — для работы в сети автомоечных комплексов, если вы — мужчина в возрасте от 23 до 45 лет со средним специальным образованием и опытом работы не менее 1 года. Условия работы: полная занятость? при этом — бесплатные обеды? а заработная плата сдельная — 30% от стоимости выполненной работы без вычета расходных материалов? 35 000 рублей — оклад вне сезона.
30 000 рублей может получать в «Автомеханике» (монтаж? демонтаж и ремонт шин) мужчина в возрасте от 20 до 50 лет со средним образованием и знанием технического устройства автомобилей, с опытом работы с низкопрофильной и мотоциклетной резиной.
Работа в крупной торговой компании «На колесах» даст монтажнику ежемесячный доход в 25 000 рублей. Должностные обязанности: ремонт шин и шиномонтаж. Требования к работнику: мужчина до 40 лет. Принимаются на работу соискатели без опыта и стажа. Организация бесплатно обучает, продолжительность обучения две недели. Оформление по ТК РФ, сменный график работы — месяц через месяц.
22 000 рублей предлагает «Сотранс» (компания международных перевозок). Должностные обязанности сотрудника: грузовой шиномонтаж. Требования к работнику весьма лояльны: мужчина до 50 лет с опытом работы на грузовом шиномонтажном участке не менее 1 года, образование значения не имеет. Бесплатное питание.
21 000 рублей предлагают за ту же работу во 2-м автобусном парке. Должностные обязанности: обслуживание автобусного парка организации. Требования к работнику: мужчина в возрасте от 20 до 50 лет со средним специальным образованием и стажем работы. Сменный график, иногородним предоставляется общежитие.
Меньше всего, по результатам исследования издания, получают в «Спецкоммунтехнике» — 16 000 рублей. Это тяжелая работа в организации по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Грузовой шиномонтаж, клепание дисков сцепления и тормозных колодок — для мужчин в возрасте от 25 до 50 лет с опытом работы не менее 2 лет. Режим работы пятидневный или сменный, иногородним предоставляется общежитие.
Между тем, базовая заработная плата профессора столичного вуза составляет в среднем 15-16 тыс.рублей. Без надбавок, стоит заметить, которые могут составлять существенную сумму. Впрочем, издание в своем исследовании тоже не учитывает «халтуру», которой в автосервисах, как известно, немало.

Даже если шиномонтаж кажется вам не лучшей идеей как для начинающего предпринимателя, то не спешите передумывать. Несмотря на обилие подобного сервиса услуг, шиномонтаж – прекрасная бизнес идея, которая может приносить стабильный доход. Главное – знать нюансы для быстрой окупаемости и выбрать подходящее направление.

Как учитывать сезонность?

Нужно учитывать, что шиномонтаж – это сезонный бизнес, а значит, его выстраивание зависит от ряда сезонных факторов.

Резину меняют осенью и весной. Это пик-сезоны, когда клиенты идут плотной очередью и именно в этот период нужно позаботиться о том, чтобы компенсировать простои в мертвые сезоны – летом и зимой.

Как вариант, шиномонтаж может работать только в моменты «переобувки», а в остальное время – закрываться, но этот вариант хорош для мобильного шиномонтажа, так как стационарные площади в любом случае придется обслуживать, потому оптимальным такое решение назвать точно нельзя.

В мертвые сезоны можно предлагать клиентам смежные услуги:

  • замена проколотого колеса;
  • выравнивание деформированных дисков;
  • замена изношенных шин;
  • подкачка шин.

В зимнее и летнее время вряд ли будут очереди в сервис, но можно выиграть часть клиентов за счет того, что остальные сворачивают свою деятельность в это время.

Поскольку сезон – это наплыв клиентов, нужно организовать работу так, чтобы не возникало очередей или при их наличии задержать клиента:

  1. Сделайте предварительную запись. Большинство водителей заблаговременно ищут место для переобувки и не хотят ждать своей очереди, поэтому предпочитают записаться. Если у вас предусмотрена такая услуга, то это уже сразу говорит об уровне обслуживания.
  2. Расширьте временные рамки работы. Если в обычные дни шиномонтаж может работать с 9:00 до 18:00, то в сезонное время можно увеличить рабочий день, например, с 6:00 до 21:00 или даже сделать сервис круглосуточным.
  3. Предусмотрите время ожидания для тех, кто ждет очереди, если она образовалась. Предложите клиентам бесплатные напитки – кофе и чай.

Где открываться?

Для этого бизнеса крайне важно находиться в хорошем месте с большой проходимостью трафика.

Учитывая специфику шиномонтажа, необходимо выбирать место, где:

  • оживленная трассовая проходимость;
  • гаражная кооперация;
  • заправки и магазины автозапчастей.

Обычно это целые скопления на выезде из города. Шиномонтаж неудобно открывать в центре и лучше придерживаться сервисов со смежными услугами. Даже если в данном секторе уже есть шиномонтажки, это не повод искать другое, менее выгодное место. Лучше сосредоточиться на том, чтобы предложить более выгодные условия или дополнительные услуги, чем изначально располагаться там, куда клиенту нужно ехать специально.

Для автомобилиста удобно заправиться, купить масло и тут же поменять шины, особенно если рядом располагается магазин с продажей сезонной резины. Это очень хлебное место, потому что можно обратиться в такой магазин для взаимовыгодного сотрудничества и предложить процент от привлечения клиентов.

Даже если рядом уже есть шиномонтажи, то для начинающего предпринимателя это может сыграть в плюс, потому что при огромных очередях в другие сервисы, клиенты могут приехать к вам. Таким образом, конкуренты будут делать вам негласную рекламу.

Крайне не рекомендуется открывать шиномонтаж в районе гаражей, куда подъезд очень трудный. Местечковые гаражные сервисы – популярная услуга в отдельных районах и маленьких городах. Но, как правило, подъезд туда затруднен отсутствием асфальта и редкий клиент поедет в гаражи, рискуя подвеской, когда можно легко проехать к шиномонтажу на окраине города.

Подъезд к сервису должен быть виден издалека, поэтому нужно позаботиться о ярких вывесках в нескольких десятках метров.

Нанимаем персонал и покупаем оборудование

Небольшая мастерская – это место для работы 2-3 человек, не больше. Желательно нанять специалиста с опытом, которого поставить куратором для новичков. Эта комбинация наиболее выгодна. С одной стороны, вы будете иметь матерого мастера, с другой стороны – обучите специалистов, которые будут работать так, как удобно вам.

В мелких сервисах случается, что мастера утаивают выручку (как правильно рассчитать выручку) или предлагают другие расценки. Если вы беспокоитесь по этому поводу, то лучше установить видеокамеры.

Одна из самых основных проблем с персоналом – это их подход к клиенту. Обычно мастера – грубый народ, не имеющий представления о работе с удержанием и возвратом клиента, поэтому для рабочих нужно провести мастер-классы и устроить тренинги. Это может послужить большим преимуществом в работе шиномонтажа. До сих пор сотрудники подобных сервисов не отличаются приветливостью, и клиентам приходится мириться с этим.

Что касается оборудования, то для снижения первоначальных трат можно приобрести б/у снаряжение или взять его в аренду. Что потребуется в первую очередь:

  • шиномонтажный станок – 55 000 рублей;
  • специальный станок для того, чтобы балансировать колеса – 37 000 рублей;
  • вулканизатор – 10 000 рублей в среднем;
  • компрессор – 155 000 рублей;
  • домкраты – от 3 000 и выше;
  • допоборудование (ключи, пневмогайковерт, верстак, пистолет для подкачивания и пр.) – от 150 000 за всё.

Спецоборудование для монтажа шин поставляет итальянские, американские и немецкие производители, но есть и несколько отечественных компаний. Разница между оборудованием заключается в надежности и прочности, поэтому экономия не оправдана, если планируете развивать бизнес в дальнейшем.

Если вы планируете организовать грузовой шиномонтаж, то первоначальные затраты будут намного выше, так как здесь присутствует своя специфика. Но расходы покроются быстро, потому что конкуренция в этом секторе крайне мала.

Есть ли смысл открывать мобильный шиномонтаж?

Мобильная версия сервиса по замене резины предполагает, что услуга предоставляется на дому. Но сам по себе сервис может быть выгоден только в том случае, если работает стационарная мастерская. Таким образом, мобильная версия может выступать как дополнительная услуга в обычном сервисе.

Мобильный шиномонтаж можно открывать как самостоятельный бизнес, но в этом случае нужно набить постоянную клиентуру. Затраты на него будут меньше, но расходы почти такие же. Для передвижной мастерской потребуется автомобиль с оборудованием:

  • стенд для балансировки;
  • стенд непосредственно для шиномонтажа;
  • компрессор;
  • тот же вулканизатор;
  • домкрат;
  • генератор.

Автомобиль должен легко вмещать в себя все это оборудование и при этом позволять мастерам спокойно выполнять поставленную задачу.

В мобильном бизнесе самое важное – это успеть к нужному часу, потому задача работников – убедиться в исправности автомобиля и оборудования.

Передвижной шиномонтаж стоит дороже стационарного, но клиенты предпочитают именно такой вид услуги, если для них особенно важно время. Основная клиентура – состоятельные люди и женщины. Для них принципиально, чтобы персонал обращался вежливо и при этом выглядел опрятно.

Автомобиль с шиномонтажным оборудованием должен рекламировать свою услугу, поэтому не забудьте разместить рекламу.

Какие документы нужны для открытия шиномонтажа?

Собираясь заниматься документами, первый вопрос – выбор правовой формы. Если вы работаете как физическое лицо, то логично использовать индивидуальное предпринимательство. Это самый оптимальный вариант для малого бизнеса. Зарегистрировавшись как юридическое лицо, нужно открывать ООО. Не можете выбрать межу ООО и ИП? Тогда читайте эту статью. После решения этого вопроса можно заниматься сбором налоговой документации.

Для открытия шиномонтажного сервиса не понадобится лицензия.

Промежуточный этап в регистрации бизнеса – это получение одобрения со стороны главы администрации вашего района, где будет располагаться мастерская. Этот документ выглядит как разрешение.

На следующем этапе нужно получить санитарно-эпидемиологический пакет документов:

  • программу по обеспечению и проведению контроля санитарной проверки – должны быть соблюдены все требования и нормы;
  • письменное заключение от Роспотребнадзора, который контролирует соответствие производственного помещения всем необходимым нормам;
  • разрешение от Роспотребнадзора;
  • разрешение от пожарной инспекции.

Для дальнейшей работы в бизнесе потребуются следующие договора на:

  • утилизацию отходов, в том числе отдельно на утилизацию ртутных ламп;
  • организацию дезинфекции и дератизации;
  • чистку и стирку рабочей одежды сотрудников;
  • обслуживание системы вентиляции.

Помимо этого, в мастерской должна быть внутренняя документация:

  • журналы учета инструментария;
  • документы бухгалтерии;
  • журнал потребителя.

Сбор документации кажется долгим и трудоемким процессом, потому что так и есть. Если вы никогда с этим не сталкивались, то лучше отдать сбор документов на аутсорсинг профильной компании, потому что в противном случае всё это займет больше месяца и будет потрачено зря не только время, но и деньги с нервами.

Статья расходов и прибыль

Каковы основные затраты на открытие и насколько выгодно открывать бизнес по шиномонтажу? Рассмотрим далее.

Расходы

Что потребуется:

  • оборудование – 120 000 рублей в среднем;
  • дополнительный инвентарь и инструменты – 25 000 рублей;
  • аренда – 30 000 рублей;
  • траты за заработную плату трём сотрудникам – 60 000 рублей;
  • расходные материалы – 10 000 рублей;
  • оформление документов – 10 000 рублей;
  • траты на рекламу – 30 000 рублей;
  • депозит на непредвиденные траты – 20 000 рублей.

Где и как можно сократить расходы?

Если есть свой гараж и он в нормальной доступности с удобным подъездом, то арендные расходы можно сразу вычеркивать. Собственный гараж – это идеальное место для открытия шиномонтажки. Если бизнес растет и рядом есть гаражи, то можно снять их за доступную плату, чтобы обслуживать сразу несколько машин.

Поскольку бизнес сезонный, то сотрудников тоже можно нанимать только на сезон. Например, в период активных услуг задействовать штат из 4-5 человек, а в мертвый сезон оставлять только двух работников.

Реклама в бизнесе шиномонтажных услуг потребуется только на первых порах, пока о вашей мастерской еще никто ничего не знает. При формировании базы клиентов рекламные расходы можно сократить и освежать внимание перед сезоном переобувки с помощью:

  • листовок;
  • объявлений в местных газетах и журналах;
  • наружной рекламы.

В целом стартовый капитал на открытие небольшой мастерской понадобится в размере 260 000. Не хватает денег? Тогда изучите статью – где найти деньги на бизнес.

Прибыль

Что касается прибыли, то в сезон в хорошей проходимости обслуживается 20-25 машин. Стоимость одного колеса составляет 200 рублей. В день будет выходить 18 000 выручки или 550 000 в месяц.

Все расчеты, конечно же, приблизительные и меняются в зависимости от большого ряда факторов, включая специфику, объемы бизнеса, сезонность, проходимость и конкуренцию.

Из расчетов понятно, что окупаемость шиномонтажного бизнеса происходит очень быстро – в первое полугодие, при условии, что вы начинаете работу монтажа за пару месяцев до основного сезона. Если бизнес масштабный и рассчитан на дополнительные услуги, в том числе на мобильный монтаж, то окупаемость происходит в ближайшие 2 года.

Как правильно работать на шиномонтажном станке.

1. Устройство и работа

Шиномонтажные станки предназначены для

1. съема шин с дисков и 2. установки шин на диски.

Основные узлы типового ш/м станка (см. рис.):

1. станина (основное «тело» станка),

2. рабочий стол (установлен сверху на станине),

3. консоль (может быть установлена жестко или выполнена в виде конструкции,

откидывающейся назад),

4. верхняя часть консоли (в зависимости от конструкции станка может

перемещаться вместе со штоком рабочей головки в сторону вправо либо

вперед/назад),

5. рабочая головка (может перемещаться на штоке вдоль консоли, в рабочем

положении фиксируется на колесном диске),

6. отжимной рычаг.

Последовательность операций при съеме шины с диска

Для того, чтобы снять шину с диска, надо выполнить следующие действия:

— отжать шину от диска,

— закрепить колесо на монтажном столе станка,

— установить рабочую головку на закраину диска,

— снять шину с диска.

Рассмотрим каждое из этих действий в отдельности и проблемы, которые при этом могут возникнуть, а также пути их решения.

1. Отжим борта шины от диска (отбортовка).

Предварительно из шины выпускается воздух (для этого просто вывинчивается нипель). Для отжима используется отжимной рычаг (поз.6) — «лопата».

Колесо ставится вертикально между станиной (поз.1) и находящейся в крайнем правом положении «лопатой». Монтажник прижимает «лопату» к борту шины и нажимает на соответствующую педаль станка. «Лопата» приводится в действие и давит на борт шины. При этом борт сходит с крайней части диска к центру.

Затем колесо поворачивают другим бортом к «лопате» и отжимают второй борт. В результате отжатая шина свободно болтается на диске.

Максимальное усилие, с которым «лопата» может воздействовать на борт шины, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей — 1500 кГ).

Проблемы, которые могут возникнуть при отжиме шины.

а) Если шина очень широкая (например, современная низкопрофильная шина), то она может просто не влезть между станком и «лопатой».

Для таких шин необходим станок с увеличенным ходом «лопаты» (точнее — ее ход может регулироваться), например, RAVAGLIOLI серии Racing Type — G860, G870, G880.

б) Алюминиевый диск может быть поцарапан при отжиме «лопатой».

Есть два пути решения этой проблемы — применение пластиковой насадки на «лопату» (не очень эффективно) или использование специальных приспособлений, которые позволяют произвести отжим вообще без использования «лопаты».

2. Зажим диска с отжатой шиной на монтажном столе станка.

Для этого используется самоцентрирующийся 4-х кулачковый пневматический зажим (приводится в действие нажатием соответствующей педали), вмонтированный в стол станка (поз.2). Диск может быть зажат снаружи (за закраины диска) или изнутри (враспор). В последнем случае на диске могут остаться заметные следы от кулачков. Зажим снаружи считается более надежным.

Диапазон диаметров дисков, которые могут быть зажаты на монтажном столе, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей: 12″- 20.5″ изнутри и 10″ — 18″ снаружи). Технической характеристикой станка также является максимальный момент зажима диска (типовое значение — 1000 Н. м).

Диск может соответствовать параметрам станка, но надетая на него шина оказаться очень высокой (не широкой, а именно высокой) и, как следствие, шина упрется в консоль (поз.3) и не позволит зажать диск.

Максимальный диаметр колеса, которое может быть зажато, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей составляет около 1000 мм).

Проблемы, которые могут возникнуть при зажиме диска.

а) Алюминиевый диск может быть поцарапан даже при зажиме снаружи.

Для предотвращения этого применяются защитные пластиковые накладки на кулачки.

б) Диск может оказаться немного больше или немного меньше предельного для данного станка диаметра.

Для изменения диапазона диаметров зажимаемых дисков как в большую, так и в меньшую сторону применяют насадки на кулачки. Они позволяют расширить диапазон диаметров (при зажиме снаружи) в большую (обычно +5″) или в меньшую (обычно -2″) сторону.

3. Установка рабочей головки на закраину диска.

Для того, чтобы снять шину с диска или надеть ее на диск, необходимо сначала установить рабочую головку станка (поз.5) на закраину диска таким образом, чтобы между головкой и закраиной диска был бы небольшой зазор 2-5 мм (чтобы не замять диск головкой при вращении стола)

Основная проблема, которая может при этом возникнуть.

Головка может просто не встать на широкий диск из-за того, что даже в верхнем положении расстояние между рабочим столом и головкой меньше ширины диска. Максимальная ширина диска, на который может быть установлена головка, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей — 12″).

В таких случаях необходим станок с увеличенным ходом головки (обычно до 14″) или
с регулируемой высотой консоли (обычно от 12″ до 15-15.5″). К таким станкам относятся, например, RAVAGLIOLI серии Racing Type — G860, G870, G880 (последний — с регулируемой высотойконсоли).

У станков с регулируемой высотой консоли последняя может фиксироваться в
2-х положениях (верхнем и нижнем). В верхнем положении расстояние между столом и головкой максимально (15-15.5″), а в нижнем — минимально (12″). Управление высотой консоли производится специальной ручкой.

4. Съем шины с диска (демонтаж)

Для этого используется монтировка (входит в комплект любого ш/м станка). Шиномонтажник опирается ею о рабочую головку, поддевает борт шины и надевает его на головку. Затем нажимает на соответствующую педаль, и рабочий стол начинает вращаться. Рабочая головка при этом поднимает борт шины над диском, и верхний борт шины постепенно сходит с диска. Для более легкого схода шины рекомендуется сначала смазать головку и снимаемый борт специальной монтажной пастой. Те же самые операции повторяются при съеме нижнего борта.

Серьезные проблемы возникают при демонтаже низкопрофильных шин.

Низкопрофильные шины очень жесткие, и основная проблема состоит в том, чтобы «прожать» и поместить в «ручей» диска ту часть борта шины, которая находится на противоположной головке стороне диска (это обязательное условие того, чтобы шина сошла с диска). Без специальных приспособлений сделать это бывает очень трудно.

К таким приспособлениям (а это довольно большая и дорогая конструкция, устанавливаемая на станок) относится, например, GR81 фирмы RAVAGLIOLI.

Подобные приспособления не являются универсальными для всех станков, поэтому при продаже всегда следует уточнить совместимость приспособления и станка.

Последовательность операций при монтаже шины на диск

Для того, чтобы надеть шину на диск, надо выполнить следующие действия:

— закрепить диск на монтажном столе станка,

— установить рабочую головку на закраину диска,

— смонтировать (надеть) шину на диск,

— накачать шину до заданного давления.

Установка диска на монтажном столе и рабочей головки на закраине диска были рассмотрены выше.

Перед монтажом борта шины и поверхность головки смазывают специальной монтажной пастой для лучшего скольжения при посадке на диск. Перед установкой головки шину кладут сверху на диск так, чтобы головка прошла через ее центральное отверстие.

Затем шина определенным образом ориентируется относительно головки и диска, нажимается соответствующая педаль, монтажный стол вращается, и нижний борт шины надевается на диск. Верхний борт надевается таким же образом.

Основные проблемы возникают при монтаже низкопрофильных шин.

Проблемы обусловлены опять же большой жесткостью этих шин. Нижний борт монтируется, как правило, без проблем. Посадить верхний борт намного труднее, а иногда и просто невозможно без специальных приспособлений.

К таким приспособлениям относится, например, упоминавшийся выше комплект GR81 фирмы RAVAGLIOLI.

Накачка шины до заданного давления.

После монтажа бескамерная шина (а сейчас практически все шины бескамерные) довольно свободно болтается на диске. Если в таком состоянии попытаться ее накачивать, то воздух будет просто уходить между диском и бортом шины. Для того, чтобы шина начала накачиваться, надо, чтобы она «схватилась» за диск, т.е. борта шины плотно прилегли к диску и образовалось замкнутое пространство между шиной и диском, в которое будет накачиваться воздух.

Для этого монтажник приподнимает шину так, чтобы ее борта как можно лучше прилегали к диску, на сосок (из которого предварительно вывенчен нипель) надевается щланг от пистолета накачки, и подается давление. При подаче давления шина немного распирается изнутри, и ее борта плотно прилегают к диску, после чего ее можно накачивать до заданного давления.

В процессе накачки борта шины «ползут» по диску от центра в сторону закраин в свое окончательное положение на закраинах диска. В конечном итоге шина устанавливается на диск. Для того, чтобы обеспечить более легкую «ползучесть» бортов, в процессе накачки их и диск подмазывают монтажной пастой.

Большие проблемы возникают при накачке низкопрофильных шин.

а) Низкопрофильные шины отказываются «схватываться» с диском при попытке накачать их обычным способом. Практически единственный способ заставить низкопрофильную шину «схватиться» с диском является взрывная подкачка. Для этого станок должен быть оборудован устройством для взрывной подкачки.

Это устройство представляет собой баллон, в котором создается высокое давление. Баллон соединен воздуховодами с отверстиями в кулачках. При нажатии на педаль воздух под большим давлением выбрасывается через эти отверстия в зазор между нижним бортом шины и диском. Шину резко распирает и она «схватывается» с диском.

Не все ш/м станки оборудованы устройством взрывной подкачки. В то же время доля шин, которые можно накачать только таким способом составляет на сегодня не менее 30% и имеет тенденцию роста. Таким образом, если клиент приобрел ш/м станок, не оснащенный этим устройством, то до 30% шин он просто не сможет смонтировать.

Для каждого автомобиля фирма-изготовитель рекомендует определенные значения давления в шинах. В процессе накачки текущее давление контролируется по манометру, установленному на пистолете или на самом станке, если он с устройством взрывной подкачки. В целях безопасности может быть установлен ограничитель давления. Ограничитель либо является элементом станка (для станков с устройством взрывной подкачки) либо им может комплектоваться пистолет подкачки. Ограничитель не позволяет превысить давление в шине выше определенного порога (типовые значения — 3.5 и 4.0 Бар).

б) В процессе накачки при достижении даже максимального давления (определяемого ограничителем) низкопрофильная шина часто все же не садится на диск полностью. Иногда, но далеко не всегда, помогают удары по шине кувалдой. В противном случае остается единственный способ — превышение максимального давления. Для этого используют пистолет без ограничителя. Такой способ накачки является нарушением правил техники безопасности и, хотя реальной жизни альтернативы ему нет.

После монтажа шины на диск собранное колесо обязательно должно быть отбалансированно.

2. Классификация

С точки зрения потребителя ш/м станки могут быть разделены на две большие группы — полуавтоматы и автоматы. Основной признак, по которому происходит такое деление — это устройство консоли.

Полуавтоматы имеют консоль, основание которой жестко соединено со станиной. Консоль имеет подвижную верхнюю часть, которая вместе с рабочей головкой может отводиться в сторону (вправо).

Жесткой фиксации головки на закраине диска не осуществляется и во время монтажа она, вообще говоря, может легко отходить в сторону, если ее не прижимать самой шиной. Для обеспечения зазора между головкой и закраиной диска необходимо сначала выставить положение подвижной части консоли относительно диска с помощью винта, расположенного на неподвижной части консоли, а затем повернуть рычаг, расположенный на ее подвижной части консоли. Все это весьма неудобно.

Такие станки имеют три педали управления (педаль управления «лопатой», педаль зажима/отжима диска на столе и педаль вращения стола).

Автоматы имеют консоль, которая может откидываться назад (при нажатии на соответствующую педаль). Верхняя часть консоли также является подвижной, но движение происходит не в сторону, а вперед-назад. Шток рабочей головки при этом может легко передвигаться вдоль верхней части консоли.

Фиксация головки на закраине диска осуществляется пневмосистемой станка при нажатии кнопки или повороте соответствующей ручки. При этом головка фиксируется жестко и остается неподвижной во время монтажа, зазор между головкой и закраиной диска при этом устанавливается автоматически. Такие станки имеют не три, а четыре педали управления. При нажатии на четвертую педаль консоль откидывается назад или возвращается в исходное положение (если уже была откинута).

Работать на автоматах значительно удобнее и быстрее. Во-первых, удобнее и значительно быстрее подвод и фиксация головки на закраине диска. Во-вторых, головка фиксируется жестко и не создаются неудобства из-за того, что она может отойти в сторону.

Станок-автомат может быть одно или двухскоростным, т.е. иметь одну или две скорости вращения стола (1-я — обычная, 2-я — повышенная). Значения скоростей для 2-х-скоростных станков Simpesfaip — 5 и 10 об/мин, для станков Ravaglioli — 6.5 — 13 об/мин. Наличие второй скорости может дать небольшой выигрыш во времени при работе в условии непрерывного потока. При обычной работе монтажники редко пользуются второй скоростью.

Следует знать что по Российскому законодательству скорость вращения стола не должна превышать 10 об/мин. В реальной жизни это правило не работает.