Износ по ОСАГО

Выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО

Согласно действующему законодательству и подписанному договору, предусмотрены все основания, согласно которым выносится вердикт, попадает ли ситуация под «страховой случай».

К подобным ситуациям ОСАГО относит разнообразные ДТП, вследствие которых был причинен вред здоровью человека, а также его имуществу.

Процедура обязательного страхования поможет защитить права людей, которые выступили пострадавшими в результате аварии на дороге.

По закону за ними должно быть обязательно закреплено право на получение денежной компенсации, которая представлена обычно в форме выплат.

Виновник аварии по ОСАГО не имеет право претендовать на компенсацию и, согласно этому закону, невиновная сторона в любом случае получит в качестве компенсации соответствующую выплату, а также в виновника есть право осуществить все выплаты самостоятельно.

Основные ситуации, когда выплата не должна производиться согласно закону:

  • водителем может выступать человек, которого не указали в страховом полисе (страховку можно оформить на ограниченное количество лиц);
  • если было повреждено имущество с нанесением вреда здоровью и жизни человека со стороны незастрахованного, опасного груза, либо же был нанесен вред природе;
  • компенсация возможна за моральный ущерб либо же за упущенную выгоду;
  • был причинен ущерб в связи с осуществлением спортивной, какой-либо экспериментальной либо же учебной деятельностью. Если на площадке находилось в этот момент специальное оборудование, ущерб может быть нанесен сотрудникам, либо же в процессе осуществления погрузочно-разгрузочных работ или перемещения их по территории компании;
  • предоставлена сумма, которая входит в число установленного лимита согласно страховке ОСАГО.

Можно выделить ситуации, согласно которым страховая фирма выплачивает средства пострадавшей стороне. Есть возможность выдвигать свои регрессные требования от страховщика.

Выплаты в адрес пострадавшей стороны могут быть сделаны со стороны страховой компании, тогда есть возможность у страхователя напрямую обратиться в суд для решения этой проблемы. Составляется иск с требованием о том, чтобы клиент осуществил выплату в полном объеме полученных пострадавшим средств.

Подобное возможно лишь в ограниченных ситуациях:

  • если застрахованный во время ДТП был пьян, либо под воздействием наркотических и токсических веществ;
  • если со стороны застрахованного лица был причинен вред умышленно третьим лицам в отношении здоровья или жизни;
  • если водитель авто был лишен права управлять транспортом в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • если водитель машины скрылся после ДТП с места происшествия;
  • страховой случай мог произойти в тот самый момент, когда у водителя закончился срок действия страхового полиса.

Что включает в себя понятие ДСАГО?

ОСАГО – это, прежде всего, четкий лимит, который напрямую касается максимальных выплат денежных средств. Если будет превышен в несколько раз заявленный лимит, тогда придется часть оставшихся денежных средств добиваться через суд, и виновная сторона должна обеспечить выполнение этого условия.

Водитель может обезопасить себя на все 100% от возникновения подобных ситуаций, и для этого заключается договор с другой страховой организацией.

Ее называют ДСАГО, когда осуществляется страхование на добровольной основе гражданской ответственности. Сумма, согласно договору, может достигать отметки в 1 миллион рублей, и действие его будет распространено на суммы, которые в значительной степени превышают данный лимит по ОСАГО.

Выплачивается ли страховка ОСАГО виновнику ДТП?

Что делать, если у виновника ДТП нет ОСАГО,

О причинах отказа в страховой выплате ОСАГО и КАСКО узнайте по ссылке: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/prichiny-otkaz-osago-i-kasko.html

Благодаря этому, есть возможность полностью покрыть причиненный ущерб. Благодаря такой ключевой особенности, ДСАГО выступит дополнением к основному страхованию для тех, кто ставит под сомнение свои водительские навыки либо же ведет себя на дороге слишком осторожно и не хочет рисковать возможными финансовыми потерями.

Может ли виновник аварии претендовать на выплату?

Ответ на этот вопрос позволяет учитывать специфику каждой произошедшей ситуации, во внимание также принимается мнение судей, которые рассматривают данную проблему.

Получить выплату по страховому полису ОСАГО можно лишь в случае, если вы выступаете не только виновным, но и потерпевшим.

Данная ситуация может произойти, если на дороге столкнулись несколько автомобилей и никто не нарушил правила дорожного движения.

Со стороны страховщиков, в таких ситуациях есть возможность осуществить выплаты причиненного ущерба имуществу, здоровью, либо жизни.

У застрахованного лица есть право побороться за свои деньги, на практике все происходит именно так. С другой стороны, ему причитаются выплаты или нет? Обычно подобные решения принимаются в суде, и многое будет зависеть напрямую от трактовки, которая ранее была выдвинута согласно закону по ОСАГО.

Суд обычно рассматривает аварийные ситуации с точки зрения нескольких составов административно-правового нарушения, и в таких ситуациях, виновник обычно получает солидную денежную сумму в качестве компенсации за ущерб, который был причинен ему со стороны третьих лиц.

ДТП судом может быть рассмотрено с другой стороны и в совокупности всего произошедшего. Согласно действующему законодательству, можно не разделять составы правонарушений, просто постараться определить невиновность, а также виновность каждой из сторон.

Виновные лишаются права претендовать на получение денежной компенсации ввиду того, что был доказан факт наличия вины.

Подобные заключения делают на основании существования закона об ОСАГО, который позволяет установить необходимость осуществить в ближайшее время выплату, но только в пользу потерпевшей стороны.

К спорным вопросам принято относить компенсацию виновнику уже уплаченной денежной суммы в пользу потерпевшей стороны. Судебная практика включает в себя ряд прецедентных случаев, когда виновник осуществлял самостоятельное возмещение потерпевшему ущерба.

В качестве приложения был предоставлен полный комплект документов с компенсацией затрат и обращением в свою страховую организацию.

Со стороны виновника должны быть предоставлены бумаги:

  • схема ДТП, составленная участниками аварии;
  • справка о ДТП из ГИБДД;
  • результаты экспертизы независимой организации с доказательной базой и всеми предоставленными документами о вреде, который был причинен.

С точки зрения добровольных выплат – это личная инициатива человека, которая не имеет совершенно никакого отношения к неисполнению страхователем его обязательств.

Правила выплат по ОСАГО

Согласно договору ОСАГО, компенсация должна быть выплачена пострадавшей стороне. Денежные средства переводятся на счет потерпевшего страховой организацией, с которой было ранее заключено соглашение.

Помните о том, что:

  • установлен лимит выплат – не более 400 000 рублей;
  • если вред был причинен здоровью человека, тогда – 500 000 рублей;
  • если размер нанесенного ущерба превысил сумму, которая была указана, тогда дополнительные денежные средства следует взыскать с виновника аварийной ситуации. Можно обезопасить себя от риска самостоятельных выплат, необходимо заранее оформить страховку к полису ДСАГО. Благодаря этому полису, есть возможность компенсировать причиненный ущерб в размере до 1 миллиона рублей, и это происходит за счет страховой организации;
  • иногда страховые компании могут воспользоваться так называемым правом регресса, то есть провести процедуру возмещения своих затрат за счет виновника ДТП.

Страховая организация использует право на регрессное требование в нескольких случаях:

  • когда было доказано, что на момент столкновения машин водитель за рулем находился под действием алкоголя;
  • страховой полис не был продлен, и авария произошла в момент, когда действие полиса не осуществлялось. Есть отдельная категория владельцев авто, которые стремятся сэкономить, и для этого оформляют «сезонные страховки», с временным промежутком действия строго на несколько месяцев;
  • если у водителя за рулем не оказалось прав. Для вождения машины обязательно нужно пройти обучение, сдать экзамен в ГИБДД и получить документ о том, что гражданин имеет право водить 10 лет. Это стандартный срок, установленный государством. После того как пройдет этот временной промежуток, удостоверение заменят. Если в ДТП попал водитель, у которого срок действия прав истек, либо же их вообще нет, его могут признать виновным, и случай не входит в число страховых;
  • водитель авто, по вине которого была совершена авария, не вписан в полис ОСАГО;
  • если было допущено к вождению авто большое количество людей. Это возможно, если транспорт принадлежит юрлицу. В таких ситуациях, необходимо провести оформление неограниченной страховки. Может быть число водителей ограниченным, но каждый из них обязательно должен быть вписан в полис с указанием личных данных и реквизитов водительского удостоверения;
  • водитель мог покинуть место столкновения, и обычно это происходит в ситуациях, которые уже были расписаны в 1-4 пунктах;
  • был умышленно причинен вред потерпевшей стороне;
  • если прошло уже больше 5 дней, а европротокол о происшествии так и не был направлен в страховую организацию виновной стороны;
  • виновная сторона уже начала восстанавливать свое авто, либо же решила провести его утилизацию;
  • срок техосмотра машины закончился.

Бывают ситуации, когда у виновника аварии есть возможность получить денежную компенсацию. Это возможно, если была доказана вина каждой из сторон столкновения.

Обычно страховая организация одной стороны производит выплаты СК другой стороны, – такое часто бывает. Размер выплат может и не покрыть весь причиненный вред и передается только лишь 50% от всей суммы, которая требовалась. Этот аспект отражается в обязательном порядке в договоре отдельным пунктом.

Загадочный регресс

Регресс – это специфический правовой механизм, применяемый в страховании. Суть, которого в том, что страховая компания выплачивает компенсацию за причиненный при дорожно-транспортном происшествии ущерб, потерпевшему участнику аварии, а потом требует у виновника столкновения возместить сумму выплаты.

Часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ гласит, что виновник автомобильной аварии должен возместить ущерб, который был причинен в результате столкновения. Заключение договора ОСАГО предусматривает, что при ДТП потерпевшему автолюбителю, причиненный вред возместит страховщик виноватого в происшествие водителя.

Другими словами, после дорожно-транспортного происшествия страховая компания сначала выплатит компенсацию причиненного ущерба потерпевшему автовладельцу, а потом потребует выплаченную сумму с виновника происшествия. Страховщик заменил собой должника, которым является виновник автоаварии, и возместил вместо него нанесенный вред.

Следует знать, что ключевое слово в механизме регресса – это «виновник ДТП». Согласно, действующего законодательства установить лицо, виновное в причинении вреда может только суд. Поэтому, для того чтобы страховая компания могла выдвинуть регрессные требования к водителю необходимо чтобы суд признал его виновным в конкретной автомобильной аварии.

Таким образом, если страховая компания имеет только протокол об административном правонарушении и справку о ДТП, оформленные на месте столкновения сотрудником ГИБДД, то виновность водителя в автоаварии по закону не установлена. Страховщик не сможет применить к такому владельцу транспортного средства процедуру регресса.

Когда могут выдвинуть регрессные требования?

Может ли страховая компания взыскивать деньги с виновника ДТП по ОСАГО? Полный перечень ситуаций, при которых страховая компания может предъявить виновному в автомобильной аварии водителю регрессные требования изложен в статье 14 Федерального закона «Об ОСАГО». Применить регресс в каких-то других случаях страховщик не сможет.

Рассмотрим детально все случаи:

  1. Если виновный участник ДТП имел умысел причинить вред жизни или здоровью потерпевшего человека. Например, специально наехал на пешехода или «врезался» с предварительным умыслом в конкретную машину.
  2. Когда водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также находился под воздействием психотропных препаратов. Обязательное условие, что состояние опьянения подтверждено документально и не оспорено виновником столкновения в суде.
  3. Виновный автолюбитель скрылся с места дорожно-транспортного инцидента.
  4. Водитель не имел права управлять автомобилем, который причинил вред. Этот пункт предусматривает, что автолюбитель не имел удостоверения, или не был вписан в страховку ОСАГО, которая оформлена на ограниченное число лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Также, когда автовладелец оформил полис на определенный период (например, три месяца) и управлял машиной в непредусмотренное страховкой время.

Кроме этих случаев, регресс предусмотрен, если авария произошла на территории, на которой полис ОСАГО не действителен. Еще регрессные требования могут предъявляться к водителям, которые занимаются перевозкой пассажиров (такси, автобусы) и спровоцировали ДТП, имея просроченный техосмотр.

Напомним, что транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, имеют диагностическую карту со сроком действия только шесть месяцев. Во всех остальных случаях страховая компания не имеет права применять регресс. Например, когда водитель уснул за рулем и тем самым спровоцировал автоаварию.

Практические советы от юристов

Практикующие юристы всегда напоминают, что права есть не только у потерпевших автолюбителей, а также у спровоцировавших аварию водителей. Кроме того, компенсационные выплаты за уплаченный ущерб могут не всегда законно взыскиваться страховщиками.

Поэтому, не бойтесь защищать в суде свои права. Рассмотрим, что делать автовладельцам при регрессионных требованиях советуют юристы.

Пытаемся снизить размер ущерба

Несмотря на то, что страховая компания уже выплатила компенсацию за причиненный при ДТП ущерб потерпевшему автолюбителю, виновник столкновения имеет право оспорить размер этой выплаты. Такое право предусмотрено Гражданским кодексом. Страховщик может требовать возместить ущерб только в размере реально причиненного вреда.

Другими словами, правильно рассчитанной суммы денег необходимой для выполнения полного восстановительного ремонта машины. Для этого нужно очень внимательно сделать анализ всех документов, на основании которых была начислены страховые выплаты. Необходимо изучить акт о страховом случае, акт осмотра машины и калькуляцию стоимости ремонта.

Помните, что с 01.12.2014 года все эксперты, работающие по системе ОСАГО, перешли на обязательный единый стандарт проведения расчета размера ущерба повреждённых при ДТП машин. В частности, эксперты, работающие при страховых компаниях; независимые эксперты и специалисты, выполняющие судебную экспертизу.

Эксперт должен был использовать при расчете цены восстановительного ремонта поврежденной машины единые ценовые справочники стоимости деталей, материалов и нормо-часов всех ремонтных работ, которые разработаны Российским союзом страховщиков. При проведении расчетов должен учитывается износ деталей. Проверив все данные можно снизить требуемую сумму денег.

Оспаривание законности страховых выплат

Необходимо провести полную юридическую экспертизу всех документов, на основании которых страховая компания выплатила компенсацию причиненного вреда потерпевшему при автомобильной аварии водителю. Если выполнить это задание самостоятельно не в мочь, то можно обратиться к опытным автоюристам. Они знают, что делать в этой ситуации.

Стоимость услуг адвоката будет значительно меньшей суммой, нежели размер компенсации по регрессу страховщика. При обнаружении недостаточного количества документов или ошибок в документах юристу удастся признать выплату «нестраховой». В таком случае страховщик лишается возможности предъявлять регрессные требования к виновнику ДТП.

Оспаривание виновности

Опытные автоюристы часто применяют такую стратегию защиты, и это позволяет им получать положительный вердикт суда. Ведь, в подавляющем числе автомобильных аварий была обоюдная вина водителей. Иногда, при проведении экспертизы обнаруживается, что автолюбитель, который признан виновником ДТП, на самом деле не виновен.

Если страховая компания прислала претензию, в которой указано, что автолюбитель виноват в дорожно-транспортном происшествии и делается ссылка на протокол об административном правонарушении, а также справку о ДТП, составленные инспектором ГИБДД, то адвокат будет доказывать в суде его невиновность.

Таким образом, автоюристы советуют при получении претензии от страховой компании с регрессными требованиями возместить уплаченную потерпевшему водителю при автоаварии компенсацию за причиненный ущерб не спешить платить. Примерно в девяти случаях из десяти юристам удается снизить размер выплат.

Как можно избежать регресса по ОСАГО?

Каждый автолюбитель должен помнить, что неукоснительное выполнение Правил дорожного движения и законов позволит ему избежать ситуации, когда страховая компания путем регресса пытается взыскать с него компенсацию страховых выплат для потерпевшего участника дорожно-транспортного происшествия.

Прежде всего, следует быть внимательным к своим документам. Ведь, каждый автовладелец самостоятельно несет за них ответственность.

Водителю необходимо:

  1. Периодически проверять действительность удостоверения, чтобы не пропустить срок его действия. Просроченные права приравниваются к ситуации, что у автолюбителя отсутствует документ совсем.
  2. Следить за сроком действия полиса ОСАГО для того чтобы вовремя приобрести новую страховку.
  3. Не садиться за руль машины до начала или после окончания срока действия автогражданки, оформленной не на календарный год, а на 3 месяца или другой период.

Кроме соблюдения этих советов автолюбителям нужно взять за правило никогда не садится за руль после выпитого алкоголя. Не стоит преуменьшать влияние на организм нескольких бокалов вина или пива. Алкоголь очень медленно выветривается из организма человека.

Виновник ДТП заплатит дважды

После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru