Инструктирующего

Когда проведение вводного инструктажа по охране труда обязательно?

Эта разновидность инструктажа обязательна для всех лиц, которые попадают на территорию компании хотя бы на пару часов, чтобы принимать участие в технологическом процессе или выполнять вспомогательные работы. Это:

1. Трудящиеся на этапе трудоустройства;

2. Сотрудники других организаций, которые прибыли на территорию компании для выполнения каких угодно работ (по договору подряда/субподряда, обслуживание оргтехники, поставка материалов, ремонт, наладка промышленного оборудования и т.д.);

3. Экскурсанты, практиканты, их кураторы и руководители;

4. Сотрудники медпунктов, столовых, клининговых фирм;

5. Ученики, студенты перед началом обучения;

6. Журналисты, сотрудники СМИ, общественные деятели, служители культа, артисты и др.

Если сторонний человек попадает на территорию организации регулярно (например, 1 раз в месяц приезжает заправлять принтеры), каждый раз проходить вводный инструктаж ему не нужно – достаточно 1 раза. Чтобы исключить нестыковки, можно сделать соответствующую отметку на пропуске, запомнить номер записи в журнале и др. Лучше всего прописать последовательность «прохождение вводного инструктажа – выдача пропуска» в руководящих документах.

Исключение: работники аварийно-спасательных служб, пожарные, бригады «Скорой помощи», лица, которые задействуются для ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других нештатных ситуаций.

Инструкция по проведению вводного инструктажа по охране труда

Заблаговременно нужно разработать инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда. Ее составляет служба ОТ организации, которая может при необходимости привлекать к этому процессу другие службы (пожарников, архивы, медработников). Готовую инструкцию согласовывают в органах общественного контроля (обычно это профсоюз) и утверждают у руководителя организации. После этого по ней разрешается инструктировать людей.

Инструкция вводного инструктажа по охране труда должна содержать:

• оглавление – список тем, которые будут освещены в ходе инструктажа;
• полный текст каждой темы, т.е. все то, что будет произносить оратор, с указанием затраченного на раздел времени;
• перечень нормативной документации.

С изменениями законодательства эту инструкцию необходимо корректировать, чтобы вводный инструктаж по охране труда образца 2018 года, например, не проводился на основании нормативной базы 2014 года. Пересматривается инструкция вводного инструктажа по охране труда в такие же сроки, как и остальные инструкции по ОТ.

Примерная программа вводного инструктажа по охране труда

В программе проведения вводного инструктажа по охране труда должна быть изложена следующая информация:

— общая информация о предприятии: история, структура, численность, особенности производства, интересные факты, знаменательные события, выдающиеся личности;

— география предприятия: расположение служб, отделов, подразделений, схемы эвакуации;

— законодательство по ОТ: ОТ особых категорий трудящихся, льготное обеспечение, виды надзора ОТ, общие опасности и вредности, которые есть на предприятии, НС, ПЗ, их профилактика и учет;

— юридические аспекты трудовой деятельности: трудовой договор,

— правила, регулирующие внутреннюю деятельность компании, ответственность за их неисполнение;

— промсанитария, гигиена, порядок санитарно-бытового обеспечения;

— основные положения пожарной безопасности;

— первая помощь.

Вопросы, которые рекомендуется включить в программу вводного инструктажа по охране труда, содержатся в Приложении 3 к ГОСТу 12.0.004-90. Это приложение является примерным, поэтому в зависимости от особенностей организации некоторые вопросы можно опускать, а некоторые – добавлять. Однако приказ Минтруда РФ от 12.01.2015 г. №2Н обязывает работодателей знакомить будущих сотрудников в ходе проведения вводных инструктажей с:

• «Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ»;
• типовыми нормами выдачи СИЗ, которые используются применительно к их профессиям.

Поэтому в ходе инструктажа про обеспечение спецодеждой и СИЗ нужно говорить обязательно.

Как организовать проведение вводного инструктажа по охране труда?

В зависимости от размеров организации и, соответственно, численности групп, вводное инструктирование проводится в:

• кабинете либо уголке ОТ;
• помещении, оборудованном муляжами, плакатами, видеотехникой, манекенами и др.

Работа с «дистанционщиками» ведется в форме, указанной в инструкции вводного инструктажа по охране труда. Как вариант, можно отправить текст инструкции в формате .doc, .txt, .pdf, либо организовать конференции в Skype. Главное – получить отметку инструктируемого о проведении инструктажа. Она получается в том же порядке, что и остальная документация от сотрудника.

Продолжительность мероприятия зависит от его насыщенности информацией. Она фиксируется в инструкции проведения вводного инструктажа по охране труда.

Запись о прохождении трудящимся вводного инструктажа вносится в:

• журнал регистрации вводного инструктажа;
• карточку формы Т-1 (заполняется при трудоустройстве);
• личную карточку о прохождении обучения.

Нужна ли отметка о вводном инструктаже в личной карточке обучения, организация решает самостоятельно. А вот в журнале регистрации инструктажей и в карточке Т-1 ее наличие обязательно.

″ Кто проводит вводный инструктаж по охране труда, работодатель решает на свое усмотрение. Он может проводить его сам или поручить сотрудникам службы ОТ, кадровикам, преподавателям, мастерам производственного обучения или другим работникам, которые имеют соответствующую подготовку.

Параллельно с вводным инструктажем по охране труда (образец 2018) трудящиеся проходят аналогичный инструктаж по ПБ. В программу вводного инструктажа по охране труда входит пункт о пожарной безопасности. Поэтому в случае, когда курирующие компанию инспекция по труду и пожарная служба не возражают, для экономии времени эти инструктажи можно объединять. В этом случае специалисты каждой из служб читают «свою» часть. Записи о проведении обоих инструктажей делаются в разных журналах – каждая «в своем». Ответственный за проведение инструктажа сотрудник ставит подпись за каждого проинструктированного отдельно. Подпись лица, прошедшего инструктаж, в журнале обязательна.

Вводный инструктаж: отвечаем на вопросы

Предприятие реструктурируется, меняет название или форму собственности. При этом производственная обстановка на действующих рабочих местах не изменяется. Нужно ли организовывать вводный инструктаж заново?

Да, в таком случае этот инструктаж всем сотрудникам организации придется пройти заново. Перед этим нужно разработать и утвердить в установленном порядке новую программу вводного инструктажа по охране труда. Фактически ответственным за ее разработку лицам остается дополнить старую программу сведениями о вновь образованном предприятии.

Какая ответственность за несоблюдение инструкции вводного инструктажа по охране труда?

Если вводный инструктаж в организации не проводится вообще, на работодателя налагается штраф: около 15–25 тыс. руб. для неюридических лиц и 100–130 тыс. руб. – для юридических лиц. Если же инструктажи проводятся, но некачественно, штрафы налагаются на ответственных за эту работу должностных лиц.

В какой организации проходят вводный инструктаж субподрядчики – у генподрядчика или у заказчика?

Если работники субподрядных организаций выполняют работы на объектах заказчика, а территорию генподрядчика не посещают, то они проходят вводный инструктаж, который организует служба ОТ организации-заказчика. Если генподрядчик организовал с субподрядчиком постоянное сотрудничество на разных объектах, то вводный инструктаж стоит провести, чтобы избежать возможных недоразумений или нестыковок.

Как организовать проверку знаний по результатам вводного инструктажа, если его одновременно проходит около 50 человек?

Законодательство по ОТ предусматривает, что любой вид обучения по ОТ, в том числе инструктажи, завершается проверкой знаний. В части инструктажей требований к формату организации проверки знаний нет, ее можно проводить так, как удобно сотрудникам организации. Например, можно задавать вопросы устно перед тем, как инструктируемый поставит свою подпись, или организовать компьютерный тест. Формат проверки знаний по результатам инструктажа целесообразно прописать в инструкции по его проведению.

Как оформлять вводные инструктажи для учеников, которые пришли на урок или занятие в спортивной секции?

Регистрировать вводное инструктирование, которое проводится для учеников, студентов в начале обучения, можно в учебных учетных журналах, рабочих книгах руководителей кружков. Отдельные журналы для этих целей заводить не нужно.

Из этой статьи мы узнали, кто проводит вводный инструктаж по охране труда и когда он необходим; как оптимально подготовить проведение вводного инструктажа по охране труда; кто составляет инструкцию проведения вводного инструктажа по охране труда и что в ней содержится; что входит в примерную программу проведения вводного инструктажа по охране труда; ответы на частные вопросы организации вводного инструктажа по охране труда (образец 2018 г.).

Оцените пожалуйста сайт или материал!

БЛОГ

На вопрос: «Заниматься индивидуальным предпринимательством или нет?» все чаще наши соотечественники отвечают отрицательно, и причина такого пессимизма зачастую кроется не в сомнениях в рентабельности бизнес проекта, а в понимании сложности ведения бизнеса в рамках активности всевозможных инспекций.

Несмотря на постоянно звучащие обещания избавить бизнес от избыточных проверок, по факту у предпринимателей огромное количество усилий по-прежнему тратится на подготовку к встрече с фискальными органами. Вечный вопрос «кто виноват?» пока давайте оставим за скобками и сразу перейдем к вопросу «Что делать?».

На самом деле мы понимаем, что нельзя полностью пустить на самотек вопросы уплаты налогов, обеспечения безопасности проведения работ, соблюдения норм экологии и многие другие. Но если в крупных компаниях этим занимаются специально обученные люди, а то и целые подразделения, то для микро-компаний вся эта нагрузка ложится непосредственно на руководителя.

В этой статье мы попробуем разобраться как следует поступать компаниям с небольшим количеством работников, для того что бы выполнить требования охраны труда.

***

Какие требования установлены законодательством в охране труда к малым предприятиям и ИП?

Обязательства по выполнению требований охраны труда возникают только у работодателя. Если у ИП нет наемных работников, то и требования Трудового кодекса в области охраны труда на такого предпринимателя не распространяются.

Как только предприниматель берет на работу сотрудника, он обязан выполнять все требования законодательства. А именно:

  • Зарегистрироваться в качестве работодателя в органах ФСС и ПФР;
  • Вести кадровый учет и разработать кадровую документацию;
  • Обеспечить подчиненных безопасными инструментами, сырьем и материалами;
  • Выдать (если необходимо) средства индивидуальной защиты и смывающие и обеззараживающие средства;
  • Разработать локальную документацию, описывающую систему управления охраной труда;
  • Обеспечить безопасные условия труда на рабочем месте и провести специальную оценку условий труда;
  • При необходимости провести медосмотры (при приеме на работу и периодический);
  • Обеспечить обучение себя и руководителей охране труда. Всех работников обучить правилам оказания первой помощи;
  • Проводить инструктажи с подчиненными, а при необходимости стажировку перед началом самостоятельной работы.

Получается не так уж и мало, особенно если учесть, что ранее большинству индивидуальных предпринимателей не приходилось сталкиваться с перечисленными процедурами. Понимая предстоящий объем работы, невольно хочется перестать быть работодателем, а вместо трудовых договоров заключать с персоналом договора подряда.

Сразу хочется предостеречь от такого шага, ибо это элементарно доказывается и наказывается.

Какие упрощения процедур в области охраны труда предусмотрены для небольших компаний?

Трудовой кодекс в статье 217 устанавливает разграничение по численности штата сотрудников. Компаниям где числится больше 50 человек, нужно обязательно вводить должность специалиста по охране труда. Если сотрудников меньше, то можно считать, что за охрану труда отвечает сам директор или назначенный им сотрудник. Так же можно заключить договор с компанией, которая возьмет вашу охрану труда на аутсорсинг.

Иногда компаниям бывает целесообразно обучить всех сотрудников в учебном центре. Не смотря на явно затратное мероприятие, выигрыш получается за счет того, что мы можем освободить таких работников от прохождения инструктажей на рабочем месте и пропадает необходимость организовывать внутреннее обучение.

Таким образом, мы можем исключить из локальных актов следующую документацию: Приказ о создании постоянно действующей комиссии, программу обучения работников, билеты для проверки знаний, протоколы проверки знаний, приказ о назначении ответственных за проведение инструктажа на рабочем месте, инструкции по охране труда по профессиям и видам работ, журнал учета инструктажа на рабочем месте и ряд других.

Обратите внимание, что вводный инструктаж все равно проводится со всеми работниками, но сделать это нужно будет один раз перед началом работы сотрудника.

При ведении кадрового делопроизводства малым предприятиям разрешено отказаться от принятия локальных нормативных актов (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие). Все исключенные пункты можно учесть при заключении трудового договора с работником.

Типовая форма такого трудового договора, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. N 858.

Скачать типовую форму трудового договора для малого предприятия

Как проверяют ИП?

Плановые проверки по охране труда с 01 января 2018 года будут проводиться с учетом риск-ориентированного подхода. То есть учитывается вероятность причинения вреда работнику. Кроме того, до конца 2018 года действует правило, которое предусматривает освобождение от плановых проверок организаций, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Однако надо понимать, что помимо плановых существуют внеплановые проверки, число которых заметно выросло в последнее время. Поводом для визита инспектора с внеплановой проверкой, как правило, является жалоба на работодателя. Основной причиной жалоб традиционно остаются споры по выплатам работникам.