Двойное налогообложение

Порядок и способы устранение двойного налогообложения при взимании налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

Порядок устранения двойного налогообложения доходов физ лиц установлен в статье 232 НК РФ. Фактически уплаченные налогоплательщиком, явл налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, не засчитываются при уплате налога в РФ. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы

— оф подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым рф заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, — документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного госа. Подтверждение мб представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ. Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом иностранного госа, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или междунар договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента. Подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осущ организацией по месту своего нахождения. сущ способаы применения положений международных налоговых соглашений: — предварительное освобождение от налогообложения доходов иностранных юр и физ лиц из источников в России; — возврат налогов, удержанных налоговыми агентами. Предварительное освобождение мб получено в российских налоговых органах по месту нахождения налогового агента.

80) Налог на добычу полезных ископаемых: общая характеристика, элементы налогообложения.

Налог на добычу полезных ископаемых явл фед на­логом, регулируется НК РФ (главой 26 и обязателен к применению на всей территории рф. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и ип, при­знаваемые пользователями недр. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало­гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на­хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го­с регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Налогоплательщики, осущ добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе рф, в исключит эконом зоне рф, а также за предела­ми территории рф, если добыча осущ на территориях, находящихся под юрисдикцией рф (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании межднар договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга­низации либо месту жительства физ лица. Объектом налогообложения признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории рф на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы­вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито­рии рф, если эта добыча осуществляется на тер­риториях, находящихся под юрисдикцией рф (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании междунар договора), на участке недр, предоставлен­ном налогоплательщику в пользование. Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую­щая гос стандарту РФ, стандарту отрасли, регион стандарту, междунар стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо­го — стандарту (тех условиям) организации.

Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

Налоговая база определяется методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

Виды полезных ископаемых Налоговая база
Нефть обезвоженная, обессоленная и ста­билизированная, попутный газ и газ го­рючий природный из всех видов место­рождений углеводородного сырья Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра­жении
Остальные виды добываемых полезных ископаемых Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого опред нало­гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре­деление количества добытого полезного ископаемого осущ методами: прямой — посредством применения измерительных средств и ус­тройств. Количество добытого полезного ископаемого опред с учетом фактических потерь; косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп­ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых опред одним из способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую­щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии гос субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью; исходя из сложившихся у налогоплательщика за налоговый период цен реализации добытого полезного ископае­мого —способ применяется при отсутствии гос субси­дий из бюджета к ценам реализации; исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа­ции. Налоговым периодом признается календарный месяц. По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого­вые ставкиот 0 до 8% (ст. 342 НК РФ). Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла­те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на­логоплательщику в пользование. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории рф, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства ип Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

81) Государственная пошлина: общая характеристика, элементы об­ложения. Проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины, проводимые налоговыми органами.

Госпошлина — сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в гос органы,

Органы мс, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юр значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юр значимым действиям. Объектом обложения госпошлиной признается факт осущ (совершения, предоставления): – услуг судебных учреждений;

нотариальных действий; – действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния; – действий, связанных с приобретением гражданства рф или выходом из гражданства, с въездом и выездом из рф; – оф регистрации программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем; – действий уполномоченными гос учреждениями при осущ фед пробирного надзора; – гос регистрации юр или физ лица, гос регистрации выпуска ценных бумаг, сми; права вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, нрава использования наименований «Россия», «рф» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юр лиц, за получение ресурса нумерации.

82) Налог на имущество организаций: общая характеристика налога, особенности установления и введения; элементы налогообложения.

Налог на имущество организаций устанавливается гл. 30 НК РФ. Законодательные (представительные) органы субъекта Федерации имеют право устанавливать элементы налогообложения: налоговую ставку; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу; налоговые льготы и основы для их использования налогоплательщиком.

К плательщикам налога относятся: российские организации; иностранные организации, осущ деятельность в РФ через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Не явл плательщиками налога на имущество организаций: юр лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход; субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Для признания имущества объектом основных средств необходимо одновременное выполнение ряда условий: применение в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев; стоимость актива не менее 10 000 руб.; использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; способность приносить организации доход) в будущем. Не признается объектом налогообложения земля.

Налоговой базой выступает среднегодовая стоимость имущества, рассчитанная с учетом начисленного износа, рассчитанного по нормам амортизационных отчислений по стандартам бух учета. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период опред как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за искл имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.

Предельная ставка налога на имущество, определенная НК РФ, составляет 2,2%. Субъект РФ при установлении на своей территории налога имеет право дифференцировать налоговые ставки от 0 до 2,2% в зависимости от категории налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

От уплаты налога освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осущ возложенных на них функций; религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осущ религиозной деятельности; общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%,— в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении зем участков, используемых ими для производства и реализации товаров (за искл подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых); учреждения, единственными собственниками, имущества которых явл указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями; организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой эконом зоны, в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Для правильного применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по льготируемому имуществу. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Отчетность представляется в налоговые органы по месту учета или по местонахождению имущества не позднее 30 числа месяца, следующего, а отчетным периодом. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. По итогам года налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Порядок уплаты налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по итогам года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченными в течение года. Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, опред за отчетный период. Субъектам РФ предоставлено право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей по налогу в течение всего года.

83) Налог на игорный бизнес: общая характеристика налога, осо­бенности установления и введения; элементы налогообложения.

игорный бизнес — предпри деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр; Налогоплательщиками признаются организации, осущ предприн деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; процессинговый центр тотализатора;

процессинговый центр букмекерской конторы; пункт приема ставок тотализатора;

пункт приема ставок букмекерской конторы. каждый объект подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) этого объекта налогообложения не позднее чем за 2 дня до даты установки (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) каждого объекта налогообложения. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Формы заявления и свидетельства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта рф, где устанавливается, открывается (объект (налогообложения обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. По каждому из объектов налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом признается календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов в следующих пределах: за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей; за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей; за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей; за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей; за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей;

за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов рф, ставки налогов устанавливаются в размерах: за один игровой стол — 25000 рублей; за один игровой автомат — 1500 рублей; за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;

за один процессинговый центр букмекерской конторы — 25 000 рублей; за один пункт приема ставок тотализатора — 5 000 рублей; за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 5 000 рублей. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

84) Транспортный налог: общая характеристика налога, особенности установления и введения; элементы налогообложения. Обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 НК РФ, а введение его в действие осущ на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ­екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде­ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен­ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек­том налогообложения.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик­лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз­мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп­лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод­ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста­новленном порядке.

перечень транспортных средств, не явл объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ­ностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для исполь­зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви­гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре­тенные) через органы соц защиты населения; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хоз ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос­ти которых явл осущ пассажирских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, спец авто­машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро­ванные на сельскохоз товаропроизводителей и используе­мые при сельскохоз работах для производства продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хоз ведения или оперативного управления фед органам ис­полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и мед службы; суда, зарегистрированные в Российском международном реест­ре судов.

Категории транспортных средств Налоговая база
Транспортные средства, имеющие дви­гатели Мощность двигателя транспорт­ного средства в лошадиных силах
Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив­ного двигателя Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар­ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз­душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус­ловиях в килограммах силы
Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп­ределяется валовая вместимость Валовая вместимость в регистро­вых тоннах
Иные водные и воздушные транспорт­ные средства Единица транспортного средства

Налоговая база опред отдельно по каждому транспортному средству. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — 1,2,3 квартал. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра­ве не устанавливать отчетные периоды. Налоговые ставки, установленные НК РФ, мб уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Допускается установление законами субъектов РФ дифференци­рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс­портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле­ния сумм налога для:

Организация: Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво­дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот­ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Физ лицо: Сумма налога исчисляет­ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа­щая уплате в бюджет, оп­ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе­ние соответствующей на­логовой базы и налоговой ставки

Отчетность представляется в налоговые органы только организа­циями. Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле­дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне­ния налогового расчета определены приказом Минфина России. Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

85) Земельный налог: общая характеристика налога, особенности установления и введения; элементы налогообложения.

Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 вводится в действие на территории мун образо­ваний в соответствии с нпа представи­тельных органов этих мун образований.

Налогоплательщиками признаются организа­ции и физ лица, обладающие зем участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физ лица в отношении зем участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово­ру аренды. Объектом налогообложения признаются зем участки, рас­положенные в пределах мун образования (городов феде­ значения), на территории кото­рого введен земельный налог. Налоговая база определяется в отношении каждого зем участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, явл налоговым периодом. Определение налоговой базы производится в следующем порядке: Организации: опред налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений гос зем ка­дастра о каждом зем участке, принадлежа­щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ип в отноше­нии участков, исполь­зуемых ими в пред­пр дея­тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос­новании сведений ка­дастра о каждом зем участке, принадлежа­щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно­го наследуемого владения. Для физ лиц налоговая база опред налоговыми органами. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од­ного мун образования (городов федерального значения) для: Героев ссср, Героев рф, пол­ных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин­валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю­чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; Налоговым периодом признается календарный год. Для организаций и ип отчетны­ми периодами признаются 1 2 3 квартал календарного года.

Соглашение об избежании двойного налогообложения — что это?

Соглашение об избежании двойного налогообложения — это заключаемый между двумя странами договор, который устанавливает правила, по которым взимаются налоги с организаций и физических лиц в тех случаях, когда активы, приносящие доход, находятся не в стране резидентства получателя дохода.

В соглашении об избежании двойного налогообложения указаны виды налогов, которые попадают под действие документа, а также круг лиц, на которых распространяются его нормы. Также в таком соглашении приводятся условия налогообложения, срок действия и порядок прекращения договора. Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 82 странами.

Австралия
Австрия
Азербайджан
Албания
Алжир
Аргентина
Армения
Белоруссия
Бельгия
Болгария
Ботсвана
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Германия
Гонконг (с 01.01.2017)
Греция
Дания
Египет
Израиль
Индия
Индонезия
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Казахстан
Канада
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
КНДР
Корея
Куба
Кувейт
Латвия
Ливан
Литва
Люксембург
Македония
Малайзия
Мали
Мальта
Марокко
Мексика
Молдова
Монголия
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Саудовская Аравия
Сербия
Сингапур
Сирия
Словакия
Словения
США
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Украина
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
ЮАР
Япония

«Что касается, например, доходов в Эстонии или других странах, с которыми Россия не заключила соглашения об избежании двойного налогообложения, то резиденты РФ платят налоги два раза, в обеих странах. Если законодательством Эстонии предусмотрено взимание налога с нерезидента, то уплаченная сумма не будет учтена в РФ, так как фактически уплаченные суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в России, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным РФ»,— говорит юрист Tranio Екатерина Шабалина.

Для покупателей и владельцев зарубежной недвижимости соглашения об избежании двойного налогообложения важны в первую очередь потому, что позволяют зачитывать в России налог на доходы от аренды и при продаже такого имущества.

Как учитывается налог при получении дохода от аренды

«Если российский резидент получает доход от недвижимости, расположенной, например, в ФРГ, сумма налога, уплаченного в Германии, будет вычтена из суммы налога, подлежащего уплате в России. Сумма налога рассчитывается по российскому налоговому праву (по ставке 13 % и установленным правилам) и вычитается из суммы уплаченного зарубежного налога. Следует помнить, что вычет не сможет превысить сумму налога, исчисленного в России. Соответственно, если сумма налога в государстве-источнике дохода была уплачена в меньшем размере, чем было рассчитано в России, то недостающую часть придётся доплатить уже в РФ»,— поясняет Екатерина Шабалина.

Если вы получаете доход от аренды, вы должны самостоятельно задекларировать его в России, представив в налоговый орган по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ (лист «Б», или доходы от источников за пределами Российской Федерации).

К налоговой декларации прилагаются:

  • выданные зарубежной налоговой документы, подтверждающие сумму полученного дохода и уплаченного с него налога, а также их нотариально заверенный перевод на русский язык. В этих документах должны быть отражены вид дохода, его сумма, календарный год, в котором был получен доход, сумма налога и дата его уплаты.
  • или копия налоговой декларации, поданной за рубежом, с копией платёжного документа об уплате налога (всё это также должно быть переведено на русский язык и нотариально заверено).

«Сумма уплаченного за рубежом налога зачитывается только после подачи этой декларации, по окончании налогового периода. Заявить о доходах и получить зачёт налога можно в течение трёх лет после окончания отчётного года, в котором были получены доходы»,— говорит Екатерина Шабалина.

Например, российский налоговый резидент владеет германской недвижимостью, которая приносит 10 тыс. евро в год в качестве дохода от аренды. Сумма подоходного налога в Германии составит 2 324 евро (ставка — 23,24 % от арендного дохода с учётом надбавки в поддержку солидарности), в России — 1 300 евро (13 %). Поскольку сумма в 1 300 евро меньше, чем 2 324, то владельцу недвижимости не придётся ничего дополнительно платить в РФ.

При этом вычеты, полученные за рубежом, не учитываются при расчёте налогооблагаемой суммы в России. Допустим, россиянин сдаёт в аренду дом во Франции и получает 18 тыс. евро в год. Согласно французскому законодательству, он имеет право вычесть из налогооблагаемой суммы 50 % в связи с расходами на содержание жилья. Следовательно, 9 тыс. евро облагаются налогом на доход от аренды. Минимальная ставка для нерезидентов — 20 %. Значит, в год россиянин выплачивает налог в сумме 1 800 евро. Поскольку в России не действует подобная система вычетов при уплате налогов, платить пришлось бы с полной суммы в 18 тыс. евро по ставке 13 %, то есть 2 340 евро в год. Но так как между Россией и Францией действует соглашение об избежании двойного налогообложения, россиянину нужно заплатить налог во Франции, а в РФ только доплатить разницу — 540 евро.

Также важно знать, что, уплачивая в России налог по упрощённой схеме налогообложения, нельзя получить зачёт иностранного налога, и налогообложение в таком случае будет двойным.

Как учитывается налог при продаже зарубежной недвижимости

Согласно письму ФНС № ЕД-3-3/4062@ от 9 ноября 2012, законодательство Российской Федерации не различает продажу недвижимости в России и за рубежом — в обоих случаях действуют одинаковые правила.

По словам Екатерины Шабалиной, полученный от продажи зарубежной недвижимости доход не подлежит налогообложению, и продавец не обязан подавать налоговую декларацию в России в двух случаях:

  • для объектов, купленных до 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более трёх лет;
  • для объектов, купленных после 1 января 2016: если продаётся недвижимость, которая была в собственности более пяти лет (общий случай) или трёх лет (если налогоплательщик получил объект по наследству или в дар от родственника или члена семьи, по договору пожизненного содержания с иждивением).

Освобождение от налога можно получить, если имущество не используется для предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности дано ФНС в письме № ЕД-3-3/412@ от 8 февраля 2013.

Если продавец не попадает под указанные выше условия, то ему нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения дохода, и до 15 июля уплатить налог.

Как и налог на доход от аренды, налог на доход от продажи может быть засчитан в России в рамках устранения двойного налогообложения. Для российских резидентов ставка составляет 13 %.

Например, в 2010 году российский резидент решил купить квартиру в Испании за 500 тыс. евро, а в 2016 он продал её за 550 тыс. Прирост капитала — 50 тыс. евро — облагается испанским налогом по ставке 24 %. Сумма налога в этом случае — 12 тыс. евро. Поскольку между покупкой и продажей прошло более трёх лет, согласно российскому законодательству, подавать в РФ декларацию не нужно, достаточно заплатить налог в Испании.

1. Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.

2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

Комментарий к Ст. 232 НК РФ

Комментируемая ст. 232 НК РФ посвящена вопросам устранения двойного налогообложения по НДФЛ.

Двойное налогообложение возникает в тех случаях, когда лицо — резидент одной страны получает доходы (владеет имуществом) из источников, расположенных в другой стране, или же осуществляет деятельность, приносящую доходы в другой стране. В таких ситуациях одно и то же лицо одновременно рассматривается налоговым законодательством разных стран в качестве налогоплательщика.

Например, доходы, полученные иностранным гражданином в России, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти же доходы являются также объектом налогообложения, но уже в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз — в соответствии с нормами налогового законодательства государства — источника дохода, второй — согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Такая ситуация складывается, когда одно и то же лицо является резидентом нескольких государств. Во избежание двойного налогообложения государства заключают международные договоры, где стороны устанавливают свои взаимные права и обязанности в налоговых отношениях, свои полномочия по налогообложению тех или иных видов доходов, получаемых резидентами договаривающихся государств. Россия не стала исключением и заключила уже несколько десятков подобных налоговых соглашений со множеством стран (полный список стран см. в комментарии к ст. 214 НК РФ). Все они призваны устранить возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникать в отношениях между странами-партнерами.

Согласно п. 2 ст. 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведение зачета, получение налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Указанное подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Таким образом, если физическое лицо — резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией — налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 232 НК РФ дополняется п. 3, согласно которому при исчислении суммы налога в отношении доходов контролируемой иностранной компании применяется порядок зачета суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный п. 11 ст. 309.1 НК РФ.