Должностные обязанности официанта

С одной стороны, официантом может работать практически любой желающий, с другой, существуют колледжи и специальные школы по подготовке официантов. Нужен ли вашему предприятию официант «с образованием» — решать вам, в предлагаемом образце должностной инструкции официанта мы все-таки предусмотрели квалификационные требования к претендентам на эту позицию. Но для успешного выполнения должностных обязанностей официанта важнее трудолюбие и хорошие коммуникативные навыки, а особенности сервировки можно выучить и в процессе работы.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция официанта

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Официант относится к категории технических исполнителей.
1.2. Официант назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора по представлению управляющего рестораном.
1.3. Официант подчиняется непосредственно управляющему рестораном / администратору / менеджеру зала.
1.4. На должность официанта назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: среднее профессиональное образование, стаж работы в соответствующей области не менее полугода.
1.5. На время отсутствия официанта его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. Официант должен знать:
— меню предприятия и цены;
— правила производственной санитарии;
— виды и правила сервировки стола и обслуживания различных торжеств;
— виды и назначение используемых столовой посуды, столовых приборов, столового белья;
— порядок получения, сдачи и учета столовых посуды, приборов, белья и инвентаря;
— правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
— основы технологии приготовления пищи, кулинарную характеристику холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд, десерта, холодных и горячих напитков, вино-водочных изделий.
1.7. Официант руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности официанта

Официант выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Сервирует столы.
2.2. Своевременно меняет скатерти и салфетки по мере их загрязнения.
2.3. Принимает заказ от посетителей, помогает посетителям выбрать блюда и напитки, ориентирует их по времени приготовления заказанных блюд.
2.4. Распределяет заказ по месту его выполнения между барменом и поваром.
2.5. Контролирует своевременность приготовления и товарный вид блюд перед подачей на стол.
2.6. Подает заказанные блюда.
2.7. Выводит окончательную сумму заказа, подает посетителю и производит с ним полный расчет за заказ.
2.8. Поддерживает чистоту в зале.
2.9. Оформляет зал и сервирует столы соответственно праздничным событиям.
2.10. Проводит ежемесячный переучет посуды.

3. Права официанта

Официант имеет право:
3.1. Требовать от руководства предприятия создания необходимых условий для хранения материальных ценностей, обеспечения форменной одеждой и всем необходимым для должного сервисного обслуживания посетителей .
3.2. Вносить руководству предприятия предложения по улучшению качества обслуживания посетителей.
3.3. Требовать от посетителя возмещения ущерба, причиненного их неправомерными или хулиганскими действиями
3.4. Принимать самостоятельные решения с возникновением спорных ситуаций в пределах своей компетенции, если принятое им решение не идет в разрез с интересами предприятия.

4. Ответственность официанта

Официант несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций

Требования к должности

У официантов имеется строго регламентированная должностная инструкция, в которой зафиксированы, права, обязанности на этой должности, прописана ответственность и прочие положения.

Но, кроме технических аспектов работы, такой работник должен обладать определенным комплексом личностных качеств, навыков и умений. В первую очередь от него требуется:

  • умение общаться с людьми;
  • активность;
  • аккуратность;
  • ответственность;
  • вежливость;
  • активная жизненная позиция.

Именно оофициант в глазах посетителя ресторана или кафе является представителем заведения, его лицом. Он задает тон общению, от его действий зависит настроение клиентов и общая удовлетворенность местом.

Умение работать быстро и внимательно – еще одно важнейшее качество официанта. Самая частая жалоба в общепите – это медлительность при обслуживании, поэтому сотрудник должен не просто качественно обслуживать столики, а делать это быстро.

Огрехи в обслуживании не сможет компенсировать ни вкусная еда, ни эффектный интерьер. Человеческий фактор в этом случае принципиально важен.

Многие работодатели ищут для этой должности харизматичных, ярких молодых людей. Особенно это касается работы в молодежных кафе и барах.

Зачем нужна должностная инструкция

Нанимая на работу любого специалиста, работодатель должен составить должностную инструкцию под каждую вакансию. Это необходимо для того, чтобы обе стороны имели зафиксированное описание обязанностей и ответственности друг перед другом в случае несоблюдения трудового договора.

В случае с этой профессией должностная инструкция также необходима. Официант – это материально ответственное лицо, обычно принимающее плату с посетителей, он наделен довольно широким спектром обязанностей и полномочий и, в случае возникновения спорных ситуаций, за разрешением спора необходимо обращаться именно к подписанной инструкции.

Должностные обязанности официанта в ресторане, кафе в таком документе прописываются максимально емко и подробно, что защищает обе стороны.

Официант не имеет права разглашать информацию, представляющую коммерческую тайну

Права и обязанности

В каждом заведении предъявляются собственные пожелания и правила, однако существует общая система прав и обязанностей для этой вакансии. Итак, официант обязан:

  • приходить на работу заблаговременно;
  • следить за опрятностью своего внешнего вида;
  • сервировать столы, следить за состоянием скатертей и салфеток;
  • помогать посетителям определяться с выбором, консультировать их и принимать заказы;
  • обеспечивать доставку заказа до исполнителя;
  • следить за внешним видом блюд и своевременностью их приготовления;
  • подавать блюда клиентам;
  • рассчитывать клиентов;
  • поддерживать чистоту в зале.

Часто в функции официанта входит оформление зала к какому-либо мероприятию. Ежемесячно сотрудник также должен участвовать в переучете посуды на кухне.

Однако, кроме обязанностей, они наделены также рядом полномочий. Они вправе:

  • требовать от руководства обеспечения комфортных условий для работы, выдачу специальной одежды и пр.;
  • предлагать руководству собственные идеи, которые помогут улучшить качество работы;
  • требовать от посетителя возмещения ущерба за причинение вреда заведению;
  • принимать самостоятельные решения в спорах с клиентами (однако они не должны идти вразрез с политикой кафе или ресторана).

Что входит в обязанности старшего официанта

Старший официант, как правило, наделен теми же обязанностями, что и младший персонал: он также должен обслуживать столы, следить за чистотой в зале и консультировать клиентов по любым вопросам.

В круг обязанностей старшего официанта входит организация работы других сотрудников, отслеживание выполнения всех поручений и соблюдение правил заведения.

Старший сотрудник должен помогать администрации обеспечивать бесперебойное, качественное и своевременное обслуживание не только своих столиков, но и столов тех, кто находится у него под контролем.

Составление графика выхода на работу официантов

В целях установления распорядка работы на каждом предприятии составляются графики выхода на работу. Согласно Трудовому кодексу РФ, нормальная продолжительность рабочего времени человека не должна превышать 40 часов в неделю (Ст.91 ТК РФ). Правильно работающий и соблюдаемый на предприятии режим труда и отдыха обеспечивают повышение производительности труда работников, значительно снижают травматизм и заболеваемость, повышают культуру производства. При составлении графика вначале производится расчет эффективного рабочего времени, т. е. времени, которое должен отработать каждый официант за календарный месяц. Расчет производится по формуле:

Ээф = ,

где Ээф — эффективный фонд рабочего времени;

К — количество календарных дней;

П — количество праздничных дней;

В — количество выходных дней;

Тсм — продолжительность рабочей смены (8,8,2:7,7,2:1,11,2).

Затем составляется график выхода на работу официантов на определенный месяц в виде таблицы :

Таблица 6 — График выхода на работу официантов на сентябрь месяц

Ф И О Занимаемая Смена 13…30 кол-во выходов Эффектив. фонд Ээф
должность
Киселева А.В. официант А
Иванова Н.Н. официант Б
Д 16 (8/8)
Ж 16 (8/8)
З 15 (8/7)
И 15(7/8)
К 16 (8/8)
Л 16 (8/8)
М 15 (7/8)
Н 15 (8/7)
П
Р
С
Условные обозначения::
время работы с 10-00 по 22-00 время работы с 9-00 по 18-00
время работы с 10-00 по 22-00 время работы с 17-00 по 24-00
время работы с 18-00 по 02-00 время работы с 08-00 до 08-00

Расчёт потребности столов

Основные типы столов, используемых в зале предприятия питания: обеденные столы двух-, четырех-, шестиместные (прямоугольные, квадратные, круглые или любой другой конфигурации); столы подсобные; столы банкетные и фуршетные. Соотношение между 2-х, 4-х и 6-ти местными обеденными столами представлено в таблице 7.

Таблица 7 — Процентное соотношение 2-х, 4-х и 6-ти местных столов в предприятиях питания

Fast food,% Fast casual, % Casual dining, % Fine dining, %
2-х местные столы
4-х местные столы
6-х местные столы

Места за барной стойкой составляют не менее 10 процентов от количества мест за столами в зале ресторана.

Столы можно расположить прямыми линиями, группами, зонами, шахматным порядком. Квадратные столы чаще ставят в центре. Круглые — в нишах и в центре. Прямоугольные — у стен, и в середине зала. 2-х местные в нише у стен. 6-ти местные — у стен по диагонали. Не следует размещать столы на одной линии со входной дверью.

При расстановке столов необходимо освободить главный проход-2 метра.

Расстояние между рядами столов -1,5 метров.

Столы ставят с расстоянием спинок стульев 35-50 см.

Расстояние между стульями за столом -30 см.

Расстояние столов, сервантов от стен -20 см.

Размеры основных типов столов в зале предприятия питания, представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Размеры столов

Стол Высота, мм Ширина, мм Длина, мм
Обеденный квадратный 690-750 800-900 800-900
Обеденный прямоугольный 600-900 900-2200
Обеденный круглый Диаметр 600-1300
Банкетный 760-780 1200-1500 При двусторонней посадке: 0,3-0,35 м * кол-во персон При односторонней посадке: 0,6-0,7 м * кол-во персон
Фуршетный 900-1100 1200-1500 0,25-0,3 м * кол-во персон
Подсобный 740-750 850-900

Пример. Длину банкетного стола на 24 человека определяют из расчета 0,35 м на одного участника банкета. Общая длина стола составляет 0,7 х 24 = 16,8 м. При двусторонней посадке гостей потребуется стол длиной 16,8 : 2 = 8,4 м. Ширина стола должна быть не менее 1,2 м. Размер стандартного банкетного стола 125 х 80 см. За ширину составленного стола принимают сторону, равную 1,25 м. В этом случае количество столов составит 8,4 : 0,8, т. е. 11 столов.

Для лучшей организации обслуживания стол условно делят на четыре сектора. Для официантов, работающих в каждом секторе, устанавливают по одному подсобному столику. Вдоль стен размещают восемь круглых столов для обеспечения подачи чая и кофе.