Что такое игорный бизнес

Кто должен платить налог на игорный бизнес в 2018–2019 годах

Налог на игорный бизнес платят только те организации, которые осуществляют игорную деятельность. При этом с учетом норм ст. 364 НК РФ указанная деятельность подразумевает проведение азартных игр, в ходе которых у организации возникает доход.

Необходимо понимать, что предприниматели теперь не допускаются к ведению такой деятельности (до 1 января 2012 года такая возможность у них была). Ранее они на общих основаниях с организациями занимались данным видом бизнеса и уплачивали налог на игорный бизнес.

Выделим 2 особенности, характерные для организаций, занимающихся игорным делом и исчисляющих налог на игорный бизнес:

  1. Заведения игорного характера должны располагаться только в специальных игровых зонах, расположенных на территориях:
  • Алтайского края («Сибирская монета»);
  • Приморского края («Приморье»);
  • Краснодарского края («Азов-Сити»);
  • Калининградской области («Янтарная»).

При этом законодательство РФ выделяет и 2 новые зоны в Сочи и Республике Крым.

Отметим, что сейчас функционируют только 2 действующие игорные зоны, которыми являются:

  • «Азов-Сити», расположенная на территории Краснодарского края;
  • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края.
  1. Возможность установки вне игровых зон предусмотрена только для узкого перечня игровых объектов: букмекерских контор и тотализаторов.

В зависимости от того, какой деятельностью будет заниматься будущий плательщик налога на игорный бизнес, а точнее, где — в игорной зоне или нет, ему следует получить один из документов:

  • разрешение на организацию игорного дела в специальных зонах;
  • лицензию на осуществление такой деятельности при помощи букмекерских контор или тотализаторов.

Какие объекты налогообложения предусматривает игорный налог

В качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес НК РФ выделяет следующие виды:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора (далее — ПЦТ) и букмекерской конторы (далее — ПЦБк);
  • пункт приема ставок тотализатора (далее — ПСТ) и букмекерской конторы (далее — ПСБк).

Напомним, что ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк появились в 2012 году, заменив кассы тотализатора и букмекерской конторы.

Каждый такой объект, подлежащий обложению налогом на игорный бизнес, должен быть зарегистрирован в ИФНС по месту нахождения на основании заявления налогоплательщика.

Форму заявления утвердил Минфин России приказом от 22.12.2011 № 184н. Его плательщик налога на игорный бизнес должен заполнить и представить налоговикам заявление за 2 дня до установки нового объекта. В заявлении на регистрацию объекта по налогу на игорный бизнес необходимо указать:

  • номер и дату лицензии или разрешения на осуществление бизнеса;
  • наименование плательщика, а также его ИНН и КПП;
  • по игровым столам заполняется лист А заявления, в котором указывается адрес их нахождения, число полей и столов, а также итоговая сумма столов;
  • по игровым автоматам данные вносятся в лист Б с указанием адреса их установки, заводского номера и общего числа установленных автоматов;
  • по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ и ПСБк информация заносится в лист В, где определяется вид объекта, адрес расположения и итоговое количество таких объектов.

При этом если столы или автоматы имеют разные адреса расположения или их численность превышает 15 штук, то необходимо заполнить несколько листов А или Б таким образом, чтобы каждому адресу соответствовал свой лист, а 16, 31, 46 и т. д. объекты начинали перечисляться с нового листа. Новый же лист В начинается с 4, 7, 10 и т. д. объекта.

Получив заявление, ИФНС в течение 5 дней обязана выдать плательщику налога на игорный бизнес соответствующее свидетельство, которое подтверждает постановку на учет указанных в заявлении объектов.

Если же произошло выбытие объекта, организация также подает заявление по рекомендованной ФНС форме в налоговую по месту учета. Указанное заявление состоит из листов А, Б и В, как и при постановке на учет, однако в этой форме на первом листе уже идет ссылка на свидетельство, обосновывающее регистрацию объекта игорного бизнеса, а в самих листах фиксируются выбывающие объекты. Такое заявление тоже нужно подать за 2 дня до планируемых изменений.

Основные ставки налога на игорный бизнес

В НК РФ установлены интервалы ставок по каждому из объектов, к которым применим налог на игорный бизнес. Та же ставка, которая будет использоваться в конкретном субъекте, прописана в региональных законах.

Какие ставки по налогу на игорный бизнес предлагает законодательство, можно узнать из материала «Налог на игорный бизнес: ставки, расчет, отчетность».

При этом можно выделить 3 группы ставок:

  1. Ставка налога на игорный бизнес в регионах РФ:

Например, в законе «О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области» от 30.12.2011 № 229/2011-ОЗ указаны следующие ставки:

  • ПЦТ — 125 000 руб.;
  • ПЦБк — 125 000 руб.;
  • ПСТ — 7 000 руб.;
  • ПСБк — 7 000 руб.

Законом «О ставках налога на игорный бизнес в Ленинградской области» от 13.07.2004 № 37-оз предусмотрены такие значения:

  • ПЦТ — 35 000 руб.;
  • ПЦБк — 35 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.
  1. Ставки налога на игорный бизнес в специальных зонах установлены законами субъектов каждого из игорных регионов. При этом по всем объектам они составляют максимально возможные значения. Исключением является крымская территория, в которой региональный закон отражает только ставки по ПЦТ, ПЦБк, ПСТ, ПСБк.
  2. Ставка налога на игорный бизнес при отсутствии информации о ставках в региональном законе берется следующая:
  • ПЦТ — 25 000 руб.;
  • ПЦБк — 25 000 руб.;
  • ПСТ — 5 000 руб.;
  • ПСБк — 5 000 руб.

При этом отдельно можно выделить группу субъектов РФ, в которых запрещено вести игорную деятельность, а, следовательно, ставки для расчета налога для них не предусмотрены, в связи с чем не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес. К таким регионам относятся: Калужская, Белгородская, Брянская, Рязанская, Тамбовская, Иркутская области, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, а также Чукотский автономный округ.

Как увеличились ставки после подписания президентом закона от 27.11.2017 № 354-ФЗ, узнайте по .

Как осуществить расчет игорного налога

Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.

Алгоритм расчета налога вы найдете .

Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:

  1. Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
  2. Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.

Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.

Пример

В игорной зоне Краснодарского края расположено заведение:

  • с 4 игровыми автоматами;
  • 2 игровыми столами, один из которых имеет 2 игровых поля, другой — 3;
  • 2 ПЦТ;
  • 1 ПСТ.

При этом ставка налога по одному автомату составляет 7 500 руб., по одному игровому столу — 125 000 руб., по 1 ПЦТ — 125 000 рублей, по 1 ПСТ — 7 000 руб. (закон «О налоге на игорный бизнес Краснодарского края» от 30.11.2011 № 2372-КЗ).

12.01.2017 был снят с учета 1 игровой автомат, 19 января был снят 1 ПЦТ, 25 января приобретен 1 ПСТ.

По игровым автоматам расчет выглядит так: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 (применяется коэффициент ½, т. к. снят с учета объект до 15 числа).

По столам: 1 × 2 × 125 000 + 1 ×3 × 125 000 (применяются коэффициенты 2 и 3 с учетом количества полей).

По ПЦТ: 2 × 125 000 (не используем коэффициент ½, т. к. снятие с учета после 15-го числа).

По ПСТ: 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 (используем коэффициент ½, т. к. ПСТ приобретен после 15-го числа).

Сумма налога на игорный бизнес за январь 2017 года: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 + 1 × 2 × 125 000 + 1 × 3 × 125 000 +2 × 125 000 + 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 = 911 750 руб.

Как можно увидеть из предложенного расчета, сумма налога получается сравнительно большой. Однако отметим, что доходы, получаемые в рамках игорной деятельности, не облагаются налогом на прибыль, т. к. его заменяет налог на игорный бизнес, что в какой-то степени оправдывает довольно крупные суммы этого налога.

Когда нужно отчитаться по налогу и заплатить его в бюджет

Рассчитав налог на игорный бизнес, необходимо заполнить декларацию и представить ее в налоговые органы:

  • по месту регистрации объектов;
  • по месту учета крупнейшего налогоплательщика (если плательщик относится к такой категории).

Представление такого отчета необходимо осуществить до 20-го числа месяца, следующего за истекшим. Иначе говоря, последний расчет, в котором был отражен налог на игорный бизнес за 2017 год, организации должны направить до 22.01.2018 (перенос с выходного дня, 20 января), а январский отчет нужно передать в ИФНС до 20.02.2018 и т. д.

Форма декларации по налогу на игорный бизнес состоит из 3 разделов и 2 подразделов:

  • раздел 1 отражает КБК и ОКТМО, а также сумму налога;
  • раздел 2 показывает количество объектов налогообложения и приводит сам алгоритм расчета, подраздел 2.1 создан для учета количества полей по столам и расчета налога по ним;
  • раздел 3 фиксирует все возможные изменения по объектам (подраздел 3.1 — по столам).

Уплата налога на игорный бизнес также должна быть произведена в сроки, регламентированные для подачи декларации, т. е. до 20 числа следующего месяца. Соответственно, за декабрь 2017 года оплатить необходимо до 22.01.2018 (перенос с субботы 20.01.2018), за январь 2018 года — до 20.02.2018.

История

Первые автоматы начали устанавливаться в 1988 году — в гостиницах Госкоминтуриста СССР. В его системе было образовано ВХВО «Интурсервис», которое разработало новые виды дополнительных услуг для иностранных туристов с оплатой в свободно конвертируемой валюте. В первый год в гостиницах Интуриста в Москве, Ленинграде, Сочи, Ялте, Минске, Таллине, Выборге и Пятигорске было установлено 226 игровых автоматов с денежным выигрышем.

Первое казино в СССР, Astoria Palace, открылось в Эстонской ССР весной 1989 года в гостинице Palace в Таллине. Второе казино было открыто в Москве 23 августа 1989 года в гостинице «Савой».

В 2005 году оборот этой сферы составил $5 000 000 000—6 000 000 000, в стране было около 400 000 игровых автоматов и 5000 игровых столов. К 2006 году было выдано свыше 6300 лицензий на игорный бизнес.

До 60 % отечественных игорных клубов было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами отрасли стали Ritzio Entertainment Group (сеть «Вулкан»), Storm International (сеть «Супер Слотс» и несколько казино в Москве и Петербурге) и компания «Джекпот».

4 октября 2006 года на встрече с лидерами парламентских фракций президент Владимир Путин предложил радикальное решение проблемы игорного бизнеса. Путин передал в думу предложения по законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», суть которых состояла в укрупнении и концентрации игорного бизнеса в четырёх специальных игорных зонах. 26 декабря 2006 года законопроект был принят.

Игорный бизнес в СНГ в настоящее время

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории СНГ, и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Его действие не распространяется на деятельность бирж и на организацию и проведение лотерей.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём:

  1. установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
  2. выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, — игорных зон;
  3. выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
  4. выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  5. выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Закон предусматривает, что создаются 4 игорные зоны, при этом на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны. Если созданная игорная зона лежит в нескольких регионах, то на их территории не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Порядок создания и ликвидации игорных зон, их наименования, границы, а также другие параметры игорных зон определяются правительством по согласованию с органами государственной власти субъектов.

Срок действия игорных зон неограничен. Решение о ликвидации правительством игорной зоны не может быть принято до истечения 10 лет с даты её создания. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены требования к отдельным видам игорных заведений, а также другие ограничения. В случае, если в течение 3 лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.

Игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, могут быть открыты только на территории игорных зон в порядке, установленном данным законопроектом. При этом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года и не могут быть созданы на землях поселений.

Управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта. Органы управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов, определяются на основании соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов.

Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства. Чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее: 600 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов) и 100 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Порядок расчёта стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается министерством финансов, при этом правительством могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр.

Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет.

Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Площадь обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров. В зоне обслуживания в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов. В случае установки в зоне обслуживания в казино игровых автоматов — площадь зоны игровых автоматов не может быть менее 100 квадратных метров, и в этой зоне должно расположиться не менее 50 игровых автоматов. Технологически заложенный средний выигрыш игрового автомата должен быть не ниже 90 %.

Закон вступил в силу с 1 января 2007 года, при этом игорные заведения, соответствующие установленным требованиям, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Все игорные заведения, не отвечающие требованиям, установленным данным законопроектом, должны быть закрыты до 1 июля 2007 года. Игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Таким образом, с 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье»), а также в Краснодарском крае («Азов-Сити»).

Местоположение игорной зоны на юге страны определено недалеко от посёлка Порт-Катон в Азовском районе Ростовской области, граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края. Расстояние от Ростова-на-Дону до Порт-Катона составляет около 80 км, от Краснодара — около 300 км.

В Калининградской области игорная зона будет создана неподалёку от посёлка Поваровка Зеленоградского района.

Создание игорной зоны в Алтайском крае решено осуществить недалеко от известного курорта Белокуриха, в более чем 200 км от Барнаула.

В Приморском крае игорную зону предполагается строить близ города Артём (35 км от Владивостока), в бухте Муравьиная.

Несмотря на запрет, игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, ночные клубы.

1 июля 2009 года игорный бизнес закрывается. В феврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино «Оракул».

Однако позднее было решено игорную зону Азов-Сити ликвидировать, и на месте неё построить кадетский корпус или воинскую часть..

В итоге за 3 года прошедшие с момента закрытия игорного бизнеса резко выросло количество подпольных игорных заведений в городах. СМИ постоянно сообщают о закрытиях милицией подпольных казино.

> См. также

  • Азов-Сити
  • Приморье
  • Сибирская монета (игорная зона)
  • Янтарная (игорная зона)

Разъяснения по бухгалтерскому учету в игорных услугах

Налоговый адвокат дает разъяснение, что в Москве не установлено особого порядка организации и ведения бухгалтерского учета в игорных услугах. Следовательно, игорные заведения должны вести бухучет в соответствии с общими налоговыми нормами.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием бухгалтерских услуг (п.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). И хотя игорный бизнес в Налоговом кодексе определяется как предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), доходы от него для целей бухгалтерского учета являются доходами от обычных видов деятельности, т.к. соответствуют определениям ПБУ 9/99 (для заведения игра — это предмет его деятельности).

Таким образом, поступления доходов от игроков правомерно учитывать как услуги в бухгалтерской отчетности по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка». Выплаты выигрышей посетителям являются расходами по обычным видам деятельности, которые могут отражаться на счете 20 «Основное производство», предназначенном для обобщения информации. Ведение проводок в бухгалтерском учете реализуют в корреспонденции со счетом 50 «Касса» и отражаются в Отчете о прибылях и убытках по строке 020. Так как получение прибыли от столов и автоматов явилось целью создания данной организации, то рекомендуется ежегодный обязательный аудит всего налога на прибыль.

Порядок применения счета 20 «Основное производство» для отражения затрат, связанных с проведением азартных игр и пари, также рекомендован Письмами Минфина России от 11.02.2000 №04-05-20/1, от 04.03.1999 №04-05-11/27. Согласно Плану счетов ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 90-2 «Себестоимость продаж» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки» для целей налогового и бухгалтерского учета.

Указанный вариант отражения расходов игорного заведения на счетах бухгалтерского учета представляется аудиторской компании оптимальным, так как обратной корреспонденции счетов (Д90.2-К50 для отражения расходов по выплатам напрямую) действующим Планом счетов не предусмотрено.

Компания «Аудит ITG» оказывает бухгалтерские услуги не только азартным организациям, но и любым другим предприятиям вне зависимости от вида услуг, формы собственности и системы налогообложения. В дополнение необходимо отметить, что в любом случае налоговых претензий можно обратиться к московскому налоговому адвокату как за разъяснениями, так и за судебной поддержкой.

Введение

Существующая с незапамятных времен индустрия игорного бизнеса претерпевает значительные изменения. Отдельно стоящие казино постепенно замещаются более или менее масштабными казино-курортами, которые становятся центрами досуга для всей семьи. В ряде стран, в том числе и в России, принимаются новые законодательные акты, призванные урегулировать существующие противоречия в развитии игорного бизнеса. Однако результат этих реформ, как и при решении задачи из теории игр, может оказаться совсем неочевидным.

Спецификой государственного регулирования игорного бизнеса в той или иной стране определяется, в какой мере будет развиваться игорная отрасль. Негативный опыт Турции, когда бесконтрольный рост игорных заведений привел к полному обнищанию населения страны В Турции может возродиться игорный бизнес : http://www.votpusk.ru/news.asp?msg=53264, показал, что контроль над индустрией азарта со стороны государства просто необходим. Сейчас наряду с Турцией, легальный игорный бизнес запрещен в Мексике и ряде мусульманских стран. В других странах, к примеру, в США и Китае, игорная индустрия разрешена только на части территории государства. В большинстве государств Европы этот бизнес очень жестко регламентирован.

Я считаю, что для России вопрос законодательного регулирования игорного бизнеса имеет в настоящее время серьезное значение — все ожидают начала действия реформ в 2009 году.

В своем исследовании я бы хотел остановиться на вопросах законодательного регулирования игорного бизнеса в России и мире, причем особое внимание будет уделено США.

Основная цель работы — всестороннее рассмотрение законодательных основ налога на игорный бизнес в России в сравнении с опытом зарубежных стран, в частности США.

Задачи исследования:

· обозначение основных моментов касательно налога на игорный бизнес в России

· рассмотрение мирового опыта в игорной индустрии

· формулирования выводов сравнения вышеуказанных систем.

Налог на игорный бизнес в России

1.1 Объект налогообложения

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса (НК) налог на игорный бизнес относится к региональным налогам и законом субъекта РФ и подлежит уплате на территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с НК законом субъекта РФ он введен в действие.

Рассмотрим, что признается объектом налогообложения налогом на игорный бизнес, а что нет.

Согласно п. 1 статье 366 НК объектами налога на игорный бизнес признаются:

· игровой стол;

· игровой автомат;

· касса тотализатора;

· касса букмекерской конторы.

А. Игровой стол — это специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор.

Игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.

Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. Один игровой стол с несколькими полями представляет собой один объект налогообложения и, соответственно, регистрируется.

Б. Игровой автомат — специально оборудованное (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Игровой автомат с денежным выигрышем — специальное устройство, которое после внесения в него денежной ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью получения денежного выигрыша.

Электронный игровой автомат с денежным выигрышем — игровой автомат, в котором результат игры определяется электронной схемой под воздействием заложенной игровой программы.

Игровые автоматы могут быть объединены в игровой развлекательный комплекс. При этом игровой автомат, входящий в данный комплекс, может иметь все основные блоки игрового автомата, либо отдельные из вышеперечисленных блоков могут быть общими для всего комплекса.

В процессе игры на игровом автомате, входящем в игровой комплекс, игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

Несколько игровых автоматов, объединенных в игровой комплекс, могут считаться отдельными объектами налогообложения только при наличии одновременно двух условий:

· игровая ситуация одного игрока не должна зависеть от игровых ситуаций других игроков;

· каждый игровой автомат полностью автономен в реализации случайного выпадения результата игры после сделанной ставки.

В. Касса тотализатора и касса букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

При организации тотализатора может создаваться сеть пунктов, объединенных в единую систему, которые принимают ставки на исход какого-либо события, а также выплачивают соответствующие выигрыши. Общая сумма сделанных ставок может учитываться как централизованно, так и в самих пунктах этого тотализатора.

Если организация тотализатора позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, то объектом налогообложения будет являться касса тотализатора, находящаяся в каждом территориально обособленном структурном подразделении тотализатора. Если же организация тотализатора не позволяет учитывать общую сумму ставок и сумму выигрыша, подлежащую выплате, в каждом территориально обособленном подразделении, объектом налогообложения будет являться касса тотализатора, находящаяся в головном подразделении организации.

Аналогичный подход используется в отношении букмекерской конторы.

Деятельность, не являющаяся объектом налогообложения налогом на игорный бизнес: Демьянов Р. Объект налогообложения налогом на игорный бизнес и то, что объектом не является : http://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html

А. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в компьютерной сети Интернет в виде проведения игр на деньги.

Игры на деньги, осуществляемые через Интернет, очень похожи на деятельность организатора тотализатора.

Согласно точке зрения Минфина, обозначенной в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233, при осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет — игр на деньги — у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК, также здесь не подходят.

Таким образом, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет — игр на деньги — главой 29 НК не регулируется. Другими словами, рассматриваемый вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный бизнес не облагается.

Б. Азартные игры, которые проводятся посредством отправки-приема SMS-сообщений. В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 сентября 2005 г. №03-06-05-07/28 сказано, что при проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т.д., и принимают участие в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры — владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК.

В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений не является игорным бизнесом, следовательно, налогообложение вышеуказанной деятельности производится в общеустановленном порядке.

В. Бильярдные столы, установленные в кафе. Как правило, игра в бильярд не является азартной игрой. Азартными признаются основанные на риске соглашения о выигрыше. Они заключаются между двумя или несколькими участниками, в том числе и с организатором игорного заведения. Причем согласно статье 364 НК правила устанавливает именно организатор игорного заведения. То есть для признания бильярдных столов объектами налогообложения налогом на игорный бизнес, в таком заведении должна быть касса тотализатора, где принимаются ставки и определяется сумма выигрыша. При этом объектом налогообложения будет являться касса тотализатора (пп. 3 п. 1 статьи 366 НК).

Г. Игры на деньги, осуществляемые через Интернет. Согласно позиции Минфина, приведенной в письме от 27 мая 2005 г. №01-02-03/03-233 «О налогообложении игр на деньги в сети Интернет», при осуществлении предпринимательской деятельности в компьютерной сети Интернет — игр на деньги если у организатора тотализатора отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 НК, также здесь не подходят, таким образом, налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в компьютерной сети Интернет — игр на деньги, — главой 29 НК не регулируется.

Другими словами, рассматриваемый вид деятельности подпадает под понятие игорного бизнеса, но налогом на игорный бизнес не облагается.

1.2 Налогоплательщики

В соответствии со статьей 365 НК Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.07.2006). к плательщикам налога на игорный бизнес относятся организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

Причем плательщиками налога на игорный бизнес считаются не все организации и индивидуальные предприниматели, а лишь те, которые занимаются игорным бизнесом.

Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на получение дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и заключение пари. Демьянов Р. Регистрация объекта налогообложения налогом на игорный бизнес : http://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/04B3B5A5C2F23B0CC325745C0024F860.html

К самостоятельным плательщикам налога на игорный бизнес не относятся филиалы и иные обособленные подразделения организаций. Иными словами, налогоплательщиком может выступать только головная организация, филиалы и другие обособленные подразделения лишь исполняют обязанность по уплате налога от имени организации по месту их нахождения.

В отношении плательщиков налога на игорный бизнес НК выделяет: организатора игорного заведения и организатора тотализатора.

К организаторам игорного заведения относятся организации или индивидуальные предприниматели, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе. Организаторы букмекерской конторы также именуются организаторами игорного заведения. Организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.

Помимо налога на игорный бизнес индивидуальные предприниматели, занятые в сфере игорного бизнеса, платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения в данном случае будут являться доходы, полученные в результате деятельности от эксплуатации игровых автоматов, игровых столов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, имеют право на профессиональный вычет, т.е. на уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму уплаченного налога на игорный бизнес. п. 1 статьи 221 НК.

Согласно пп. 8 п. 3 статьи 149 НК плательщики налога на игорный бизнес не платят налог на добавленную стоимость (НДС) при осуществлении своей деятельности на территории РФ.

Доход налогоплательщиков от игорного бизнеса не облагается налогом на прибыль. Согласно п. 9 статьи 274 НК «при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности».

Кроме того, отметим, что к плательщикам налога на игорный бизнес не применима упрощенная система налогообложения. пп. 9 п. 3 статьи 346.12 НК.

1.3 ФНС об игорном бизнесе

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон 244-ФЗ) имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным Законом 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года.

Пунктом 4 статьи 5 Закона 244-ФЗ определено, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом 244-ФЗ. Статья 9 Закона 244-ФЗ предусматривает создание игорной зоны на территории Краснодарского края. Таким образом, размещение объектов игорного бизнеса после введения в законную силу Закона 244-ФЗ (то есть с 1 января 2007 года) разрешено исключительно в игорной зоне. В иных случаях территориальные налоговые органы не вправе регистрировать объекты игорного бизнеса.

Открытие новых игорных заведений предполагает изменение адреса места осуществляемого лицензируемого вида деятельности, что является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Порядок переоформления лицензии определен Федеральным законом от 08.08.2001 №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Присоединение игорных заведений и организаций со всеми своими правами и обязанностями, прежде всего, со своим адресом деятельности, в результате реорганизации к другой организации является основанием для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Законом 244-ФЗ определено, что со дня его вступления в силу выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр прекращается.

При этом положения о запрете открытия организаторами азартных игр, имеющих соответствующие лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, новых филиалов по месту нахождения ранее действовавших игорных заведений, удовлетворяющих всем нормативным требованиям, Законом 244-ФЗ не установлено.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона 244-ФЗ игорное заведение — здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). Частью 6 статьи 4 Закона 244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Исходя из такого определения игорного заведения и деятельности по организации и проведению азартных игр, при решении вопроса о правомерности осуществления названной деятельности конкретным организатором азартных игр следует выяснить ряд существенных обстоятельств. В практике возможны случаи сноса строения и возведения на его месте нового здания, смена названия игорного заведения в связи со сменой собственника либо арендатора помещений, изменение вида деятельности, осуществляемого в ранее действовавшем игорном заведении, и т.п.

Таким образом, вопрос о правомерности осуществления организатором азартных игр лицензионной деятельности по месту нахождения ранее открытых другими организаторами азартных игр игорных заведений должен решаться в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела. ФНС об игорном бизнесе : http://www.subschet.ru/subschet.nsf/docs/42D8F7254CC247CCC325750400601A34.html

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 16 Закона 244-ФЗ в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов. Под установкой игрового оборудования следует понимать подключение его к сети и приведение в состояние, свидетельствующее о возможности его эксплуатации.

Статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения и порядок их регистрации в налоговом органе по месту установки, а также порядок выбытия каждого объекта налогообложения.

Исходя из указанных выше положений нормативных правовых актов, ФНС России сообщает, что территориальные налоговые органы в случае соответствия игорного заведения на 01.07.2007 требованиям, предъявляемым Законом, не вправе отказать в регистрации игрового оборудования после его временного снятия лицензиатом с учета в налоговой инспекции по причине его ремонта, ремонта игрового зала и т.п. При этом единовременно в игровом заведении должны быть установлены не менее пятидесяти игровых автоматов.