Черный список авиакомпаний

Закон о «черных списках» авиакомпаний был принят в июне 2018 года. Он разрешает перевозчикам не пускать в самолет пассажиров, которые раньше плохо себя вели на борту. В «Аэрофлоте» рассказали о первых людях, попавших в запретный реестр.

— У нас сейчас в «черном списке» находятся три пассажира. Это два человека, устроивших дебош на рейсе Москва — Алма-Ата. По ним принято решение об административном наказании, и они не будут летать с нами год. Против третьего пассажира из списка было возбуждено уголовное дело (за хулиганство – Ред.). Он не просто устроил дебош, он еще и оскорблял наш экипаж, — рассказал глава «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Авиакомпании много лет добивались принятия закона о «черных списках». Как было раньше: пассажир может напиться в полете, подраться со стюардессой, обматерить полсалона, отсидеть 15 суток за хулиганство и летать дальше.

Изначально «Аэрофлот» просил у законодателей право пожизненно запрещать дебоширам летать на самолетах компании. Но в Думе приняли более легкий вариант – в «черный список» можно занести человека максимум на год. Каждая компания создает свой стоп-лист. Не пускает «Аэрофлот» — можно долететь конкурентами.

Перевозчик не может запретить летать пассажиру только по своему желанию. Сначала хулиган должен быть наказан судом. Только после решения Фемиды об аресте или штрафе компании позволено внести дебошира в «черный список».

В законе прописаны и условия, когда авиакомпания не может отказать пассажиру в перевозке. Даже, если он в стоп-листе.

— До пункта назначения нельзя добраться никаким другим способом, кроме авиасообщения.

Например, в столицу Чукотки Анадырь можно попасть только самолетом. Направление обслуживает единственная компания. В этом случае, перевозчик не может отказать дебоширу в следующем полете.

— Компания обязана продать билет на рейс, если пассажир летит на лечение, сопровождает пассажира-инвалида или летит на похороны родственника.

Сейчас нужно очень постараться, чтобы получить годовой запрет на полеты. Пока в «черный список» попадают либо за драки, либо за категорический отказ выполнять требования экипажа, либо за громкий мат.

Надо помнить, что каждый пассажир обязан выполнять все требования летчиков и бортпроводников. Сказали убрать фотоаппарат – убери. Не разрешили встать и сходить в туалет – сиди терпи. Потому что экипаж отвечает за безопасность всех пассажиров. Конечно, после полета можно подать на перевозчика в суд, написать жалобу руководству. Но в воздухе необходимо делать в точности то, что сказали.

КАК С АВИАДЕБОШИРАМИ БОРЮТСЯ НА ЗАПАДЕ

В Австралии и Южной Корее экипаж имеет право использовать электрошок против хулиганов. Но это в исключительных случаях. Общепринятая практика такая: если пассажир начинает дебоширить, то пилот может экстренно посадить борт в ближайшем аэропорту. Понесенные издержки компенсирует хулиган. Внеплановая посадка и нарушенный график обычно оцениваются в 2-3 млн руб.

Свои «черные списки» есть у большинства крупных авиакомпаний мира. Особенно тех, которые осуществляют международные рейсы. Для оценки действий дебоширов перевозчики руководствуются внутренними правилами, а не национальными законами. Так делается, чтобы не возникали споры, по чьим законам квалифицировать поведение условного китайца, летящего на российском самолете из Москвы в Берлин.

В России составят черные списки авиакомпаний

Фото: Александр Геншер / aviado.ru

16 июня 2014 г., AVIADO.RU – Череда инцидентов, связанных с рейсами российских авиакомпаний, натолкнула депутатов на инициативу, цель которой — обезопасить россиян от недобросовестных авиаперевозчиков, сообщают Известия.

Комитет Госдумы по транспорту предлагает Министерству транспорта и турбизнесу создать информационный портал с черным списком авиакомпаний. Предполагается, что на нем будут отражена полная информация о каждом российском авиаперевозчике, начиная от количества и возраста самолетов в авиапарке компании, гражданстве и квалификации пилотов и заканчивая статистикой и описанием технических неполадок и происшествий, которые происходили с самолетами той или иной авиакомпании. По словам автора инициативы, замруководителя фракции «Справедливая Россия» Олега Нилова, подобный информационный портал поможет потребителям выбрать, услугами какой авиакомпании воспользоваться.

— Многие люди относятся к перелетам с опасением, недоверием и страхом. Люди не могут лишний раз слетать в экзотическую страну, потому что не доверяют авиаперевозчикам. Если будет создан подобный информационный портал, то люди смогут выбрать ту компанию, которая, на их взгляд, наиболее безопасна. Думаю, что туристические фирмы также будут заинтересованы в подобном информировании, ведь их цель — это расширить поток по приему и отправке граждан, — говорит депутат Нилов. — Законом обязать давать полную информацию мы не можем, поэтому мы адресуем предложение Минтрансу и турбизнесу.

По словам Нилова, в послании комитета, адресованном Министерству транспорта, прописана необходимость создания официального черного списка авиакомпаний, как это сделано в Европе.

В Минтрансе заявили, что готовы рассмотреть совместно с парламентариями идею создания подобного реестра авиаперевозчиков.

Кроме того, Нилов напомнил, что в апреле Госдума приняла правительственный документ о временном снятии ограничений на вхождение иностранцев в состав экипажей самолетов российских авиакомпаний. Это означает, что к работе в России будут допущены пилоты из СНГ.

— Я уже не говорю, что таким образом мы усложняем подготовку собственных пилотов. Привлекут 200–300 пилотов из стран СНГ, своих готовить не надо будет. Но кто будут эти пилоты, если в России не хватает квалифицированных специалистов? Откуда они найдутся в Узбекистане или Таджикистане? Придут неподготовленные, непрофессиональные летчики. Они будут летать над нашими головами, садиться в российских аэропортах. Поэтому не только те, кто летает, должен получить информацию об авиакомпаниях, но и те, над чьими головами летают, — добавил он.

Напомним, что последний серьезный авиаинцидент произошел 11 июня. Тогда в новосибирском аэропорту Толмачево отложили вылет рейса в Бангкок авиакомпании «Ай Флай» на 11 часов — причина крылась в технических неполадках на борту самолета. По словам одного из пассажиров, лайнер прилетел в Новосибирск уже в неисправном состоянии. По данному факту Новосибирской транспортной прокуратурой проводится проверка.

За день до этого (10 июня) cамолет Boeing 737 авиакомпании «Трансаэро», летевший из Ларнаки (Кипр) в Новосибирск, совершил аварийную посадку в аэропорту Толмачево, на борту находилось 120 пассажиров.

«При заходе на посадку в аэропорту назначения произошло рассогласование закрылков. Тем не менее самолет благополучно приземлился. В результате происшествия никто не пострадал», — говорилось в сообщении Западно-Сибирского следственного управления на транспорте. Проводится доследственная проверка.

Инициативу депутатов поддержали в Совете Федерации. Зампредседателя комитета СФ по социальной политике Игорь Чернышев убежден, что необходимо предупреждать клиентов авиакомпаний о всех недостатках.

— Я считаю, что мы должны сделать такой рейтинг авиакомпаний по ключевым показателям. Чтобы граждане сами выбирали, готовы ли они платить за риск. Главное, чтобы этот рейтинг был объективный и на него никак не влиял фактор конкуренции в данной сфере. Если удастся создать такую объективную систему, то будет замечательно, потому что предупрежден — значит вооружен, — говорит он.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов считает, что у пассажиров «не должна болеть голова» о том, какую авиакомпанию выбирать.

— Пассажиров должна волновать только цена билетов за авиаперелеты. Всё остальное — это государственная прерогатива. Черные списки перечеркнут роль государства и госорганов в регулировании гражданской авиации. У нас законодательство построено так, что если авиакомпания получила сертификат летной годности, то это предполагает, что всё у нее соответствует нормам и требованиям. Но сегодня госорганы не несут должной ответственности и не организуют контроль за параметрами (состояние самолетов, техническая неисправность, подготовка экипажей, инженеров и техников), которые могут стать причиной попадания в черные списки. У этой сферы сейчас 10 нянек, и ни в одном органе госрегулирования не прописана ответственность за эти вопросы, — пояснил он.

Смирнов также убежден, что за авиапроисшествия ответственность должны нести представители Минтранса, однако после ряда катастроф, по его словам, «сколько людей гибло — ни одна папаха с головы чиновников не слетела».

Получить комментарии от представителей авиакомпаний не удалось.

Отметим, что в Европе действует официальный единый черный список авиакомпаний, которым запрещено совершать перелеты над территорией европейский стран из соображений безопасности. Эксперты Европейского союза в области авиации включили в список 296 авиакомпаний из 20 стран мира.

Причиной возникновения такого списка стала череда аварий, в том числе крушение самолета египетской авиакомпании Flash Airlines в январе 2004 года. Тогда погибли 148 человек. После трагедии стало известно, что деятельность этой компании уже была запрещена в Швейцарии, но пассажиров об этом не известили. После этого случая многие страны начали формировать свои черные списки.

Летчик, Герой России Андрей Ламанов, совершивший аварийную посадку на Ту-154 в сентябре 2010 года на заброшенной взлетно-посадочной полосе аэропорта Ижма, пояснил, что черные списки не окажут влияние на ситуацию с компаниями-гигантами.

— В принципе любой транспорт имеет тенденцию к поломкам. Такое предложение не навредит. Но сомневаюсь, что оно большую пользу принесет. Из личного опыта скажу, что сам предпочитаю пользоваться услугами компаний проверенных и крупных, — заявил он.

Поиск и бронирование дешевых авиабилетов на рейсы надежный авиакомпаний:

Темы: Госдума минтранс черный список авиакомпаний