Чек листы

Содержание

Чек-лист «Начать бизнес»

Для примера приведём алгоритм составления чек-листа ремонта помещения частного детского сада. Как известно, к помещению будущего детского сада предъявляется множество требований от всевозможных инстанций — СЭС, Роспотребнадзора, Пожарной инспекции и т.д. Чтобы, во-первых, дать строительной бригаде внятное тех.задание, а во-вторых, проверить работу по её завершению, необходимо составить подробнейший чек-лист по всем параметрам, по которым помещение будут оценивать инспекторы и комиссии. Всё, что вам нужно — это выписать все требования на один лист А4, изучив всевозможные СанПиНы (сделать это вам всё равно придётся), и на основе полученного перечня составить чёткий и понятный чек-лист. Таким образом, чек-лист максимально подготовит вас к прохождению всех проверок, и вам не придётся исправлять недочёты, переделывать планировку и тратить на это лишние средства и время.

Можно привести и другой пример ситуации, когда может потребоваться чек-лист. Например, подбор сотрудников. Предположим, вы знаете, что вам в штат необходим юрист или бухгалтер. Но чтобы найти и нанять данного сотрудника вам нужно проделать определённые шаги. В этом случае чек-лист будет выглядеть следующим образом:

  1. составлено описание вакансии:
  2. описаны требования к соискателю,
  3. включена информация об условиях и графике работы,
  4. компания зарегистрирована на специализированных сайтах (hh.ru,superjob.ru и т.д.),
  5. оплачено размещение вакансии,
  6. вакансия размещена,
  7. просмотрены все отклики,
  8. выбраны подходящие кандидаты,
  9. кандидаты приглашены на очное собеседование,
  10. проведены очные собеседования,
  11. выбран лучший из кандидатов,
  12. выбраны кандидаты в резерв,
  13. выбранный кандидат оповещён и приглашен на испытательный срок,
  14. вакансия закрыта.

При этом нужно понимать, что если вы приглашаете в штат сотрудника, то у вас уже должен быть составлен трудовой договор, который вы будете заключать с нанятым только что работником. Согласитесь, об этом стоит позаботиться заранее, не так ли? Поэтому в начало чек-листа по найму персонала следует включить составление трудового договора!

Приведённые примеры наглядно демонстрируют насколько важно иметь чек-лист начала бизнеса до того, как вы начнёте действовать.

С одной стороны, чек-лист начала бизнеса можно сравнить с обыкновенным to-do-list — простейшим списком дел. Но с другой стороны, разрабатываемые вами чек-листы для определённых ситуаций — найма сотрудников, заказа рекламных буклетов и т.д. — вы сможете использовать в дальнейшем. Более того, эти чек-листы вы сможете передать своим сотрудникам, чтобы быть уверенным в правильности их действий и контролировать их работу…

Эффективный чек-лист проверок, инспекций и аудитов в торговле. Использование электронных чек-листов на примере сервиса РИТЕЙЛИКА.

Блог компании / Эффективный чек-лист проверок, инспекций и аудитов в торговле. Использование электронных чек-листов на примере сервиса РИТЕЙЛИКА.

Поделиться Твитнуть Поделиться text 11.03.2016 36021 0

Чек лист – это перечень ключевых параметров и требований для оценки состояния магазина и качества работы персонала, подлежащих систематическим проверкам со стороны руководства и внутреннего отдела контроля качества компании. Чек-лист — базовый фундамент и руководство к действию, на котором основывается выполнение всех мероприятий в рамках проведения торговых аудитов, инспекций и внутренних проверок. Различают бумажный (на бумажных носителях) и электронный чек-лист (на мобильных устройствах и ПК). В зависимости от сферы деятельности компании и объекта, в отношении которого проводится проверка, чек-лист может принимать самые разнообразные формы и сценарии.

Например, при проверках соблюдения стандартов мерчендайзинга, в чек-листе как правило прописывается проведение следующих мероприятий:

  • Мониторинг текущего наличия товаров (фейсинг и sku)
  • Общая оценка качества работ и соблюдения стандартов
  • Наличие POS материалов
  • Проверка соответствия ценников, срока годности товаров
  • Проверка промо и маркетинговых акций
  • Контроль цен, дистрибуции, уровень доступности рекламных материалов
  • Оценка работы торговых представителей и промоутеров

Чек-лист проверки магазина

При проведении проверок и торговых аудитов магазинов, стандартный чек-лист обычно разбивается на категории (зоны) проверки и критерии (области) проверки. В случае проверки магазина (супермаркета, гипермаркета), чек-лист может быть сформирован по следующим категориям:

  • Прилегающая территория и входная зона
  • Торговый зал
  • Кассы и прикассовая зона
  • Кассовая дисциплина
  • Мерчендайзинг
  • Реклама, маркетинг, промо
  • Подсобные помещения
  • Безопасность и охрана
  • Работа персонала

Внутри каждой категории (зоны) чек-листа должен располагаться перечень критериев (областей) проверки. Критериев может быть любое количество, начиная от нескольких, заканчивая десятками и даже в отдельных случаях – сотнями. К примеру, в категорию «прилегающая территория и входная зона» могут входить следующие критерии:

  • Парковка чистая
  • Мусорные урны присутствуют, не наполнены
  • На фасаде отсутствуют посторонние надписи
  • Дверной доводчик работает
  • Плитка на крыльце не разбита
  • Коврики на входе присутствуют
  • Внешние рекламоносители чистые, не повреждены, светятся (освещены)
  • Информация на входе присутствует

Чек-лист проверки продавца

В качестве объекта проверки может выступать не только магазин, но и определенный сотрудник (менеджер, продавец). В этом случае, по чек-листу оценивается работа сотрудника, его внешний вид, знание корпоративных стандартов, умение играть «в ролевую игру» с потенциальными покупателями, выводя их на совершение покупки и допродажу. К примеру, подобным образом может выглядеть чек-лист для оценки работы продавца в магазине или салоне:

Категория: внешний вид

  • Внешний вид соответствует принятым стандартам
  • Одежда чистая, выглаженная
  • Сотрудник выглядит опрятно
  • Прическа, (опционально для женщин: украшения, макияж, маникюр) соответствуют требованиям

Категория: первичный контакт

  • Невербально излучает позитив, располагающий к общению
  • Улыбается всем проходящим мимо входа людям
  • Встречает покупателя на входе
  • Незамедлительно приветствует вошедшего покупателя
  • Полностью представляется, ненавязчиво начинает знакомство
  • В процессе общения доводит до покупателя название компании
  • Грамотно, в тему, «без фанатизма» применяет комплименты

Категория: выявление потребностей

  • Обращается к покупателю исключительно по имени
  • Старается задавать наводящие вопросы
  • Использует техники «активного слушания»
  • Собирает общую информацию о потребностях покупателя
  • Подводит промежуточные итоги беседы

Категория: презентация товара

  • Отдает приоритет товарной аргументации
  • Аргументация базируется на потребностях и выгодах покупателя
  • Старается говорить эмоционально, но не перебарщивает
  • Не жонглирует специальными терминами, не применяет «слэнг»
  • Доводит информацию о преимуществах компании и товара
  • Там где уместно, применяет ценовую аргументацию

Категория: допродажа сопутствующих товаров

  • Предлагает сопутствующие товары
  • Аргументирует, выявляя потребности и выгоды покупателя
  • Объясняет необходимость использования
  • Подводит промежуточные итоги разговора

Категория: отработка возражений

  • Отвечает на возражения по существу
  • Обращается к покупателю по имени
  • Отрабатывает возражение «Дорого»
  • Отрабатывает возражение «Я подумаю»
  • Отрабатывает возражение «Я не уверен»
  • Отрабатывает возражение «А вот у ваших конкурентов…»
  • Подводит промежуточные итоги разговора

Категория: выход на сделку

  • Своевременно переходит к выходу на сделку
  • Применяет метод ускорения сделки
  • С энтузиазмом поддерживает выбор покупателя
  • Попутно выясняет контакты покупателя и его знакомых / родственников
  • Предлагает рекламный буклет или каталог
  • Прощается с покупателем, приглашает зайти еще раз

Бумажный или электронный чек-лист?

В самом простом варианте чек-лист может составляться в таблицах Word или Excel и распечатываться, либо сразу записываться на бумажный носитель. Однако данный вариант использования чек-листов морально устарел, и с развитием современных мобильных технологий уходит в прошлое. Кроме того, информация на бумаге часто теряется, случайно уничтожается и имеет нехорошую тенденцию «оседать в столах», не позволяя накапливать исторические данные с целью сравнительного анализа, оценки динамики и эффективности проверок за разные периоды времени.

Именно по этой причине, многие компании уходят от чек-листов на бумажных носителях, переключаясь на использование электронных чек-листов в специальных облачных сервисах, где работа с чек-листами осуществляется на мобильных устройствах через мобильное приложение. Преимущество таких сервисов состоит не только в более удобном и быстром сборе данных, включая фотографии, но и в предоставлении руководителю отчетности и аналитики, которая в динамике покажет эффективность проведения проверок, инспекций и аудитов, позволит выявить самых «злостных нарушителей», аутсайдеров и самые «проблемные зоны». Одним из лидеров среди таких решений является сервис Ритейлика.

Облачный сервис Ритейлика представляет собой единое, централизованное хранилище данных по проверкам и состоит из веб-сайта и мобильного приложения. В сервисе, помимо стандартных справочников, имеется мощный конструктор чек-листов, позволяющий легко создавать неограниченное количество чек-листов любой сложности и любого размера для разных типов оценок (да/нет, баллы, выбор из списка, числовая/количественная оценка). Также имеются развитые механизмы создания, планирования и распределения проверок по проверяющим (аудиторам, инспекторам). Сервис позволяет не только осуществлять внутренние, перекрестные и внеплановые проверки силами собственного отдела контроля качества, но и привлекать к этому сторонние агентства и тайных покупателей (mystery shopping), организуя их совместную работу в едином информационном пространстве вместе с остальными подразделениями и службами компании.

Проверяющий (инспектор) выполняет проверку по электронному чек-листу на своем мобильном устройстве, фиксируя нарушения, выставляя по каждому критерию оценки и прикладывая сопутствующие фотографии со своими комментариями. После завершения, проверка может быть передана дальше по цепочке для подписания ответственным лицом (директором магазина), устранения замечаний, создания претензий сервисным службам и передачи куратору. Внутри проводимой проверки, в каждом критерии чек-листа, участники цепочки в зависимости от своих ролей и прав могут добавлять собственные комментарии, указывать способы и сроки устранения нарушений, объяснять причины их возникновения, формировать претензии сервисным службам и т.д., тем самым формируя некий «чат», который наглядно демонстрирует весь расклад и сопутствующую реакцию вовлеченных в данную проверку лиц и подразделений. Вся собранная в результате проверки информация быстро становится доступна руководителю и прочим ответственным лицам в отчетах на веб-сайте и уведомлениях, присылаемых на электронную почту вовлеченным в проверку лицам.

Конструктор чек-листов в Ритейлике позволяет создавать чек-листы, задающие маршрут движения проверяющего по инспектируемому объекту таким образом, чтобы не посещать одну и ту же зону проверки несколько раз. Это делается специально для того, чтобы проверяющий выполнял работу по чек-листу в «один заход», не возвращаясь повторно в уже проверенные места и зоны. Организация маршрутов в чек-листе позволяет существенно сократить общее время выполнения проверки, упорядочить, упростить работу проверяющего и увеличить общее количество проверяемых критериев (позиций).

Для оценки качества работ по мерчендайзингу, в чек-лист необходимо на периодической основе добавлять товарные позиции, подлежащие тем или иным проверкам (наличие товара, сроки годности, ценники, промоакции и т.д.). Каждый раз вручную делать это долго и неэффективно, поэтому в сервисе предусмотрены механизмы интеграции с учетной системой заказчика. Учетная система периодически выгружает перечень товаров, подлежащих проверкам, сервис в свою очередь автоматически подгружает данные товары в электронный чек-лист при создании проверки, учитывая при этом ситуацию, когда в разных магазинах (филиалах) будет проверяться «свой» перечень товаров, отличающийся от перечня товаров для другого магазина.

Накопленный опыт разработчиков сервиса Ритейлика по автоматизации проведения проверок и торговых аудитов в крупных торговых сетях, позволяет сделать вывод, что использование чек-листов без привязки к специализированным программным решениям малоэффективно и дает небольшую отдачу. Будущее остается за электронными чек-листами и специализированными решениями, аккумулирующими в себе полученные данные и дающие руководителям требуемую отчетность в любых разрезах по эффективности работы филиалов, торговых точек и других подразделений. Ведь чем меньше в компании допускается нарушений и отклонений от принятых стандартов, тем выше будет лояльность клиентов и тем ниже будет вероятность получения драконовских штрафов от надзорных органов.

Запрос КП на подключение к сервису Ритейлика

Поделиться Твитнуть Поделиться text

Также может быть интересно:

Чек-листы ресторана и кафе для мобильного аудита, контроля качества обслуживания и соответствия стандартам в общепите

Чек лист бара и бармена как эффективный инструмент контроля работы

Электронный чек-лист проверки кинотеатра. Для аудиторов и руководителей.

Чек-лист проверки АЗС как самозащита от штрафов и Роспотребнадзора

Чек-лист аудита магазина одежды и обуви. Как не потерять клиентов в торговом зале и увеличить продажи в фэшн ритейле.

Аудит аптеки по электронным чек-листам. Контроль полки, персонала и стандартов аптечной сети в мобильном приложении

Эффективный чек-лист проверки гостиниц и отелей для улучшения качества обслуживания

Электронный чек-лист. Выбираем лучший облачный сервис для проверок, инспекций и аудитов

Торговый аудит. Современные подходы к эффективному аудиту торговых точек.