Бизнес на вывозе мусора

Как заработать на мусоре?

Вывозить отходы, в целом, достаточно просто. Самый трудный этап – подготовка к этой работе и получение необходимых разрешений и согласований. Вам следует создать предприятие, которое будет отвечать за вывоз мусора в определенных районах, после чего понадобятся:

  • лицензия на вашу деятельность – ее выдает Ростехнадзор
  • разрешение санэпидемстанции (она должна проверить, как и где вы будете утилизировать отходы)
  • разрешение от местных властей

Как правило, на получение всех документов нужно около полугода. Как только весь пакет будет у вас на руках, останется лишь закупить специальный транспорт (чтобы сэкономить, лучше выбирать подержанный), а также найти клиентов. Последнее может вызвать определенные трудности, ведь на рынке в любом городе уже представлено множество компаний, работающих с отходами, и соперничать с ними будет сложно. Учитывая это, сразу не рассчитывайте строить бизнес на вывозе мусора, заключая договоры с конторами, обслуживающими жилой фонд. Скорее всего с ними уже сотрудничают определенные компании, которые, к тому же, находятся под патронатом государства. Сразу нацеливайтесь на офисы – мелкие и крупные, – заведения общепита, различные предприятия. Среди них намного реальнее найти тех, кто недоволен текущим положением дел и ищет замену компании, работающей с отходами.

Также тем, кто задается вопросом, как заработать на мусоре, с самых первых дней своей деятельности стоит нацеливаться на последующее создание собственного перерабатывающего предприятия. Это позволит расширить сферу деятельности, и если вдруг окажется, что вы не «вписались» в действующий рынок, вы сможете быстро переквалифицироваться.

Сколько стоит бизнес на вывозе мусора?

Прежде чем говорить о прибыли, стоит узнать о вложениях, которых потребует бизнес. И они могут показаться достаточно большими. Вам нужно будет потратить:

  • от 15 тыс. долларов – на покупку подержанного автомобиля (например, ЗИЛ или мусоровоз с прессом), который будет вывозить все отходы (новый автомобиль будет стоить дороже – около 1 млн рублей)
  • 4 тыс. долларов – на приобретение пресса, который позволит сортировать и утилизировать мусор
  • 700 долларов – на заработную плату вашим сотрудникам (их может быть от 2 до 5 – работники могут выступать в роли водителей, сортировщиков отходов)

Отдельные траты нужны на получение лицензии – ее официальная стоимость 200 тыс. рублей. Также придется выделить определенные суммы за аренду полигона для складирования отходов и помещения, если вы решите их перерабатывать. В случае с полигоном можно сэкономить, выбрав мусоровозы с прессом: они помогут прессовать отходы, существенно уменьшая их объем, а значит и площадь их последующего размещения. Стоимость такой аренды может быть разной.

Сколько можно заработать на вывозе мусора?

Как правило, работать вы будете ночью. Основными вашими клиентами могут быть кафе и рестораны, а они вряд ли захотят, чтобы вы приезжали днем, поэтому и не обязательно приобретать новую технику – все равно ее будет не видно.

При этом заработать на вывозе мусора вы сможете очень неплохо: за ночь мусоровоз может объехать 6-10 объектов, заработав в среднем 200 долларов за смену. Чтобы увеличить доходы, можно сделать рейсы более частыми, а также найти предприятия, которые нуждаются в вывозе отходов днем. Например, вы можете вывозить также строительный мусор, и одна смена в этом случае также стоить 300-400 долларов – работа с такими отходами стоит дороже. Еще больше средств приносит вывоз промышленного мусора, и если в вашем регионе есть крупные заводы и фабрики, стоит обязательно попытаться наладить сотрудничество с ними.

В целом, вложения в бизнес на вывозе мусора окупаются примерно за год. Этот срок можно сократить, если вы работаете только на одной машине и арендуете небольшой полигон (или же платите за возможность складировать мусор на готовой свалке). И в любом случае если вы не будете останавливаться на достигнутом количестве клиентов, вы обязательно сможете существенно увеличить свои доходы даже в том районе, где у вас будет очень много конкурентов.

В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка», с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.

Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.

Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки. На 2019 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.

Понятие и признаки

Закон не дает определения фирмам-однодневкам. Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.

Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.

В общепринятом смысле под фирмой-однодневкой понимают юридическое лицо, созданное не для предпринимательской деятельности и не обладающее самостоятельностью.

В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки. В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.

По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.

К основным признакам фирм-однодневок относятся:

  1. Адрес массовой регистрации. Является самым распространенным признаком. На портале ФНС можно указать ИНН или название организации и проверить, является ли указанный юридический адрес массовым или нет.
  2. Отсутствие ресурсов и имущества.
  3. Отсутствие непосредственных контактов с контрагентами. То есть предполагается, что руководитель фирмы-поставщика должен иметь прямые контакты с руководителем компании-покупателя при заключении сделок.
  4. Отсутствие документов, которые подтверждают личность и полномочия директора и представителя фирмы-контрагента.
  5. Нет никаких данных о месте расположения контрагента и его рабочих площадей.
  6. Выпуск, а также купля-продажа вызывающих недоверие векселей, получение и выдача денежных займов без какого-либо обеспечения.
  7. Сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики.
  8. Закупка товаров, которые производятся физическими лицами, происходит через посредников. К таким товарам относятся сельскохозяйственная продукция, продукция промысла, металлолом.
  9. Задолженность за поставленные товары, услуги, работы. При этом поставки продолжаются, а действия по взысканию долга не осуществляются.
  10. Фирма налоговую отчетность не подает. Если и подает, то только с нулевыми показателями.

При выборе контрагента следует проявить добросовестность и осмотрительность. Это поможет впоследствии избежать уголовной ответственности за ведение дел с однодневкой или в случае спора с налоговым органом по поводу доначисления.

Как бороться с однодневками

Постоянную борьбу с фирмами-однодневками ведут все государства без исключения, потому что они в итоге наносят существенный урон бюджету.

Самым действенным и простым методом воздействия является обнародование «черных списков» в интернете. Списки однодневок составляют налоговые службы, банки, службы экономической безопасности больших предприятий и просто энтузиасты-любители.

Кроме этого, время от времени принимаются разные поправки к законам, которые усложняют жизнь фиктивным организациям.

Так за последние 2 года произошли следующие изменения:

  1. Введена программа АСК НДС-2, которая проверяет данные и находит несоответствия по НДС. Нарушителей ждут выездные налоговые проверки.
  2. При возникновении подозрений налоговые инспекторы имеют право приостанавливать на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы.
  3. Налоговики могут отмечать в реестре все недобросовестные компании.
  4. Юридический адрес стало сложнее поменять. Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд. Миграция теперь сильно затруднена.

Также существует законопроект о подключении контрольно-кассовых аппаратов в режиме онлайн к операторам связи, которые уполномочены налоговой. В случае принятия закона налоговики будут видеть все операции по кассе в режиме реального времени.

За создание фирм-однодневок и внесение неверных данных в ЕГРИП и ЕГРЮЛ ужесточена ответственность. Данные, которые содержатся в этих реестрах, каждый гражданин может получить бесплатно.

Эти меры помогут свести к минимуму количество фиктивных фирм и улучшить конкурентоспособность добросовестных организаций на рынке.

Но полностью истребить однодневки возможно будет только тогда, когда к ответственности будут привлекаться настоящие владельцы фирм, невзирая на их должности и чины.

Новая схема сбора и утилизации мусора радикально поменяет правила игры

Важный момент — сегодня транспортная компания получает деньги по факту вывоза мусора с придомовой территории. Цена, которую выставляет управдому перевозчик, складывается из стоимости перевозки мусора до полигона-свалки и тарифа этой свалки на захоронение мусора. Если тариф на захоронение устанавливается властями на региональном уровне, то цена за транспортировку никак не регулируется и отследить ее невозможно — как договорились стороны между собой, так договорились.

Как в этой схеме поступает нечистый на руку перевозчик? Есть ли у него мотивация везти мусор на легальный полигон, да еще и платить там за захоронение? Понятно, что если он вывалит отходы в овраг или повезет их на нелегальную свалку, где заплатит в два раза меньше, то у него останется больше денег, которые он уже получил от управляющей компании.

Поэтому у нас легальных и современных полигонов очень мало. Где-то 80% денег собирают «серые» свалки, которые контролируются криминалитетом, а легальные часто простаивают по той причине, что их услуги захоронения дороже. Уровень переработки мусора находится на низком уровне — он не превышает 7,5%. Подавляющая часть отходов даже не сжигается, а просто захоранивается.

Нелегальные полигоны, в свою очередь, переполнены. Если говорить честно, на большую часть из них мусор возить уже давно нельзя. Они не соответствуют экологическим требованиям, регулярно горят и дымят.

Более того, если в городах мусор хотя бы вывозится (конечно, вопрос — куда?), то в поселках, деревушках и дачных кооперативах мусороперевозчикам нет никакой экономической мотивации работать. Ехать туда далеко, никому это не нужно, поэтому в малых населенных пунктах возникают то тут, то там огромные бесхозные кучи мусора.

Таков текущий статус.

— Кто-нибудь сегодня контролирует деятельность перевозчиков?

— Никто не контролирует, и никаких лицензий в этой сфере раньше не было. Есть ответственность за создание нелегальных свалок, с ними борется Росприроднадзор. Но вы же понимаете, можно как угодно сферу контролировать, хоть со спутника за каждым грузовиком следить. Если есть экономический интерес обходить закон, то серые схемы утилизации мусора никуда не денутся.

И число контролеров здесь ничего не изменит. Более того, высока вероятность, что с увеличением количества проверяющих соответственно вырастет и уровень коррупции в сфере.

— Минприроды готовит законопроект, который должен навести порядок в отрасли. В чем будут заключаться изменения?

— Планировалось регулировать эту сферу либо в рамках СРО, либо на принципах лицензирования. При этом сфера обращения коммунальных отходов оставалась за рамками документа. После того, как был создан Минстрой, мы включились в работу над документом, и доработали эту часть законопроекта.

В чем логика изменений? Каждый регион РФ к сентябрю 2016 года обязан разработать схему обращения с коммунальными отходами. В этой схеме территория субъекта будет поделена на зоны деятельности одного или нескольких региональных операторов, которые будут отвечать за работу всей цепочки сбора и утилизации отходов. Их будут выбирать на конкурсной основе, причем претендовать на победу смогут и муниципальные унитарные предприятия.

С 1 января 2017 года по всей стране регоператоры будут отвечать за всю процедуру обращения с отходами. Это и сбор денег за вывоз мусора с физических лиц и предпринимателей, и оплата услуг транспортных компаний, отбор которых также входит в сферу компетенции регоператора. Теперь мусоровоз будет получать плату за свои услуги только после того, как мусор будет доставлен на легальный полигон или сортировочный завод, где будут извлечены полезные фракции, отходы будут упакованы и утрамбованы.

Таким образом, у транспортных компаний пропадает мотивация сваливать мусор в овраг или возить его на нелегальные валки. Не привез отходы на нужный полигон — денег не получишь.

— А что будет со свалками?

— В региональных схемах будут определены все необходимые точки размещения полигонов и их мощности. Рядом с теми полигонами, лимит которых скоро будет исчерпан, должна быть создана либо новая схема распределения потоков отходов, либо начато строительство нового полигона, который соответствует всем современным требованиям. Для создания новых полигонов власти объявят торги на концессии.

Почему сейчас бизнес неохотно идет в эту сферу? Нет долгосрочных тарифов, и, самое главное, нет гарантии, что мусор поедет на их полигон.

Вот во Владимирской области, например, есть мусороперерабатывающий комплекс, который сейчас находится в тяжелой экономической ситуации. Экономической логики перевозчикам возить туда мусор нет, им выгоднее работать с незаконными свалками. Ну, поймают мусоровоз один раз за сброс отходов неположенном месте. Он откупится и продолжит туда возить.

Или, предположим, построил инвестор полигон, все работает, прибыль хорошая. Потом в области меняется руководство, и новый губернатор региона разрешает рядом с этой свалкой построить еще одну. Все, к инвестору едет в два раза меньше мусора, окупаемость его проекта снижается в два раза.

Новая схема радикально поменяет правила игры. Точно также как в водоснабжении и теплоснабжении, мы дадим инвесторам и концессионерам две гарантии — формулу цены и стабильный поток.

Но это не значит, что все полигоны будут строиться прямо с 1 января 2017 года. Переход к новой системе не будет резким. Резко будут только перекрыты криминальные потоки.

— Какая судьба ждет уже существующие нелегальные свалки?

— Ответственность за появление незаконных свалок на земельном участке сегодня несет собственник земельного участка. Собственником большинства земель у нас являются муниципалитеты, а если это лес, то и вовсе федеральные власти.

То есть Росприроднадзор, обнаружив незаконное захоронение, должен предъявить требование к органам власти убрать свалку. Но пока вся эта процедура запустится, пока пройдут согласования, иски, найдутся деньги в бюджете и будет заключен госконтракт на уборку территории, пройдет много времени. Поэтому у нас свалки годами могут убираться.

Мы приняли решение: если выявляется свалка, то регоператор сначала обязан ее убрать и дальше уже выставить счет собственнику земельного участка или виновному, если их можно найти. Таким образом, у нас появляется удобный экономический инструмент для устранения нелегальных свалок и лицо, которое будет обязано этим заниматься.

— Предусмотрен ли какой-нибудь механизм консервации старых свалок?

— Что касается старых свалок, то мы предусмотрели законодательно, чтобы регион, отбирая оператора, мог в конкурсной документации обязать его рекультивировать старые свалки, чтобы те стали безопасными и экологичными. Либо сам регион за счет бюджета будет постепенно заниматься этим.

Яркий пример того, что можно сделать со свалкой — полигон на берегу моря, который я видел в Токио. Рабочие вывели весь биогаз, образовавшийся из-за гниения, и засадили территорию деревьями, превратив ее в парк. Рядом функционирует новый полигон с мусоросжигательным заводом, а в 50 метрах располагается жилая застройка.

Там, впрочем, тоже возникают проблемы с жителями, потому что люди в принципе против строительства рядом мусоросжигательных заводов. Поэтому руководство полигона специально проводят дни открытых дверей, водят к себе школьников, чтобы жители убедились в чистоте и безопасности проекта.

И у нас такое может появиться, только этим надо заниматься.

— Это вообще рентабельно — рекультивировать свалки?

— Зависит от ситуации. Бывает, что зона деятельности регоператора экономически позволяет возложить на него дополнительную обязанность по консервированию старых полигонов. Все зависит от тарифов.

Но все же в значительной степени это ответственность публичной власти, и скорее всего на рекультивацию придется тратить бюджетные деньги.

— Какой объем инвестиций потребуется, чтобы запустить новую схему?

— Экспертная оценка — около 150 миллиардов рублей в год. Точный объем будет понятен, когда регионы подготовят схемы, тогда появится полная картина в целом по стране.

— Какой объем средств задействован в индустрии, какой у нее оборот в год?

— Можно посчитать. Средний тариф у нас порядка 2,5 рублей с квадратного метра, в стране порядка 3,5 миллиарда квадратных метров жилья — итого примерно 8,75 миллиарда рублей в месяц. А это только деньги населения, без учета предпринимателей и промышленных отходов. А их — подавляющее большинство. То есть рынок огромный.

— Изменится ли плата за сбор мусора для жителей с введением новой схемы?

— По-разному. Квитанция может не измениться, может стать меньше или больше. Все зависит от текущего тарифа и ситуации в конкретном регионе.

Если местному полигону осталось функционировать год, и нужно срочно строить новые мощности, то потребуются инвестиции. А они должны окупаться и, соответственно, региональным властям придется увеличить тариф. Хотя часть инвестиций может быть софинансирована за счет регионального бюджета и за счет экологического сбора.

Надо быть честными. Нельзя сейчас сказать «у вас цена не вырастет». Она может вырасти. Другое дело, что теперь деньги за утилизацию мусора пойдут не в карман различным группировкам, контролирующим нелегальные свалки. Мы будем платить за то, чтобы страна для наших детей и внуков была экологически безопасной.

Новая схема также обяжет владельцев частных домов с 1 января 2017 года заключить договор с регоператором и начать платить ему за вывоз мусора. Если житель многоквартирного дома сейчас за это платит по квитанции примерно 2,5 рублей с квадратного метра, то человек, которое живет в частном секторе, часто вообще не платит, хотя точно также производит мусор.

— Дорога им обойдется услуга?

— Цена, за которую вывозится мусор, будет одинакова как для горожанина, так и для жителя села в зоне деятельности регионального оператора. Это будет условием, в том числе его конкурсного отбора — целевые показатели и цена.

— Сейчас люди платят за квадратный метр, тут что-то изменится?

— Вывоз мусора станет коммунальной услугой, и субъект РФ вправе будет определить, будут люди платить за квадратный метр или по количеству жильцов.

— Планируется ли ввести повсеместно раздельный сбор мусора?

— Сегодня мы в правилах оказания услуг дали возможность субъекту РФ даже на определенных территориях постепенно вводить тот или иной сбор. Дело в том, что есть два подхода к переработке отходов. Один широко развит на Западе, и это собственно раздельный сбор, когда мусор сортирует сам потребитель, а другой который широко развит в РФ. У нас мусор вывозится в одном контейнере, и сортируется уже на заводе, где отделяются полезные фракции.

Конечно, при раздельном сборе эти полезные фракции все-таки становятся чище. Когда все в одном бачке едет на сортировку, процент картона и пластика, который можно использовать для вторичных целей, снижается.

Что удивительно, тему раздельного сбора мусора горячо поддерживает само население. Оно у нас, на самом деле, очень эколого-ориентированное. Как только объявляется, что во дворе будут специальные бачки, домохозяйки сразу начинают раскладывать мусор по разным пакетам.

Но во всем должна быть экономическая логика. Раздельный сбор мусора требует установки нескольких бачков, а это нагрузка на логистику и затраты на дополнительный транспорт. Регоператор должен понять, интереснее ли ему эта история, чем чуть более грязный картон на сортировке. Если затраты не окупаются, значит не надо насильственно вводить раздельный сбор.

Тут надо идти эмпирическим путем. Законодательно такие возможности даны, эксперименты уже проводятся и в Москве и в других городах. И в рамках запускаемой схемы будет экономическая мотивация и для потребителей — раздельный мусор будет вывозиться дешевле.

— Увеличится ли процент переработки мусора после введения новой схемы?

— Конечно. В Германии, например, этот уровень достигает 80%. При этом 22% сырья во внутреннем валовом продукте, из которого производится новая продукция — это переработанный мусор.

И немцы добились этого не так давно. Там тоже была история с нелегальными свалками, и германские власти в девяностых приняли решение и запретили полигоны вообще. При этом запрет вступал в силу только с 2000 года.

В итоге все равно муниципалитеты думали до последнего, что это не произойдет, и только когда наступил «час икс», все забегали. В этом смысле у нас подходы к реализации задачи схожи.

— А у нас стоит запрещать полигоны?

— На мой взгляд, в силу наших больших земельных ресурсов логики запрета полигонов нет. Другое дело, что полигоны должны быть безопасными, экологичными, и туда должен сгружаться только тот мусор, который максимально утрамбован, упакован и отсортирован.

Таково мнение подавляющего числа экспертов. Это же вопрос цены и качества. Запрещаете полигоны — нет проблем, платите за мусор в пять раз больше. Надо ли это нам?

Беседовал Александр ЛЕКСАКОВ