Антон черепенников и Анна чеховская

Управляющий партнёр холдинга ESforce — Антон «Sneg1» Черепенников — дал обширный комментарий порталу CyberSport.ru о недавней ситуации с подкастом комментаторов. Sneg1 решил окончательно расставить все точки над буквой «ё» и подвести итоги случившегося.

Полный комментарий Антона «Sneg1» Черепенникова: «Аудитория киберспорта в СНГ — это от 18 до 34 лет, 90 процентов — мужчины. Если говорить про “Доту”, то можно заметить, что бурного роста аудитории в последний год не случилось. Многие в комментариях заметили, что аудитории старше 30 лет в “Доте” — всего несколько процентов, и зачем я вообще пытаюсь понять эту аудиторию, если ее почти нет? Так вот, основная проблема всех — не только ESforce, “Рухаба” или “Старладера” — в том, что у нас этой аудитории почти нет. Так получилось, что аудитория в Восточной Европе возраста 18-25 лет, и она в своем большинстве не очень хорошо монетизируется. Еще пять лет назад, когда я пытался поднимать Virtus.pro, я много писал про экономику киберспорта, что без монетизации и инвестиций развития не будет. Все хихикали, только вот со своей ламповостью и упертостью мало какие проекты дожили до своих дней. Понятно, что читатели 18-25 лет выдадут то же мнение, что и 5 лет назад: что я думаю о деньгах и т.д. и т.п. Но чем больше денег в индустрии, тем выше зарплаты и конкуренция, тем лучше качество и, как следствие, — рост. Я очень много общаюсь с инвесторами и крупными рекламодателями, которые спрашивают, как конвертируется аудитория, что им это даст, если они инвестируют и поверят в киберспорт. Ведь медиаменеджерам важны цифры, аудиторные показатели и результат их рекламных кампаний, хотя большинство из них не отличит даже “Доту” от “Лола”.

Я много работаю над тем, чтобы объяснять людям, насколько прекрасна наша индустрия, пытаюсь договариваться с телевидением, ведь именно оно пока является инструментом для формирования мнения родителей тех, кто этот самый киберспорт любит. Про Баратрума ваши родители не поймут, и другие шутки на трансляциях “Доты” — тоже. А вот взять EPICENTER: Moscow в “Ледовом дворце ВТБ” или трансляцию на “Матч ТВ”, просто потому, что это федеральный канал — поймут. Как я сказал, у меня несколько тысяч часов в “Доте” и про то, что такое фанаты “Доты”, я могу понять и без статей с обменом мнениями — достаточно порой включить войс-чат в игре. Вот что меня действительно трогает: большинство крупных фондов находятся в Америке и Китае, все штаб-квартиры крупных рекламодателей — в Европе, Америке, Азии. И когда меня спрашивают про географию аудитории ESforce и я отвечаю, что 90% — это русскоговорящие, им это не очень нравится. А рекламодатели в России, Украине, Белоруссии или Казахстане не владеют такими большими бюджетами. Что меня трогает, так это то, что выручка многих американских команд вне зависимости от результатов в 5 раз больше, чем у Virtus.pro, что англоязычные каналы в Twitch дают в разы больше выручки, чем русскоязычные. Думаете, это моя проблема? Это проблема всех: меня, Романа «CaspeRRR» Лепёхина, Виталия «v1lat» Волочая, “Эпицентра”, Natus Vincere, “Старладера”, обычного зрителя и посетителя любого сайта о киберспорте. Без государственных денег вытащить медиа или спортивный бизнес, имея при этом прозрачную финансовую отчетность, в наши дни очень тяжело. Думаете, это не касается всех? Я посмотрю на Каспера с его мнением, когда через 2 года все трансляции студиям придется покупать, игрокам команд из СНГ будут предлагать безумные контракты американских клубов (привет Resolut1on), а за “Эпицентр” придется грызть землю, чтобы отбить даты для проведения турниров (опять же, как поживает турнир Starladder, который стал менее регулярным и менее СНГ’шным, да еще и китайское i-league добавилось, или опять я виноват?).

Почему же это касается и кастеров? Потому что я говорю инвесторам и рекламодателям: посмотрите киберспортивные трансляции, и порой, мягко говоря, переживаю, что они там увидят, или не дай бог, заметят чат в Twitch. Инвесторы и рекламодатели, которых получится заинтересовать, будут смотреть весь рынок, не только ESforce, но, возможно, тот же Starladder, для которого это плюс. Именно об этом я подумал, когда сам смотрел матч Virtus.pro G2A на The Summit 6. Потому что привлекая более платежеспособную аудиторию 30+, повышая монетизацию и охват, индустрия будет богаче, она будет развиваться. В этом меня не поняли наши любимые кастеры, и я думаю, в том числе, и рухабовцы. Ребята порой работают по 10-12 часов на трансляциях и получают не то чтобы много, но окупить и это — большая задача. Естественно, когда человек вкалывает и любит свое дело, он защищается, когда его критикуют. Но в чем мой основной посыл? Вы думаете, меня на самом деле волнуют конкретные кастеры и их поведение? Нет, меня волнует, как их воспринимает аудитория и их деятельность как медийный продукт. Они свято верят, что работают на свою аудиторию и что все хорошо, а тут мерзкий коммерсант лезет с глупыми вопросами, критикует и еще — о боже — не знает всех в лицо. Только вот Вилат вчера сказал, что ELEAGUE — это круто и, кстати, именно у нее “мейджор” уже есть, а наши студии из СНГ в продакшене проиграли PGL — и у них тоже есть “мейджор”. А мы, такие Д’Артаньяны, стараемся, а “мейджора” все еще нет. Так вот: нам нужно расширять аудиторию и учиться говорить с более широкой аудиторией. Только развиваясь в этом направлении мы получим рост качества, появятся дополнительные деньги на визажистов, преподавателей ораторского искусства и оборудование, как у ELEAGUE.

Что еще многие не хотят понимать, что на фоне хайпа киберспорта появляется интерес еще и у политиков, надзорных органов, комитетов всяких. Напомнить историю LinkedIn, один росчерк пера — и нет его в России. Думаете, steam или twitch от этого 100% защищены? Думаете, ламповые трансляции не вызовут ни у кого вопросов по мере роста индустрии? Индустрия молодая, и за нее будет еще много битв, а там одними блогами не отделаешься.

Почему я устроил все это публично? Я получил возможность поговорить с Каспером в нужном мне формате. В приватной беседе и без горения мнение СЛТВ услышать не получилось бы. Прочитал больше 10 000 комментариев, услышал мнения. Попробовал себя в роли ведущего, чтобы понять, что это за адская работа — сидишь, стараешься, а потом читаешь “вау”-комментарии. Увидел внутренние переписки и реакцию сотрудников, что тоже очень важно. Много людей из комьюнити дали фидбек в личку, жаль не в группу, разгребать это очень сложно, прошу прощения, кому не ответил, слишком большой объем. Еще я всегда считаю, что лучше попробовать объяснить людям, обсуждать, вести диалог. Махнуть рукой и сказать, что, мол, такое уж нас комьюнити — проще простого, но c таким подходом “Эпицентры” у нас никогда больше не появятся. Если кто-то считает, что после трансляции должно что-то измениться, то так не бывает. Пройдет еще много времени, прежде чем станут видны результаты работы, но скажу, что я многое для себя уяснил. Я сделал это сейчас, потому что верстается бюджет всех студий на следующий год, а это очень много денег, которые еще придется возвращать, и я хочу быть уверенным в правильности стратегии, а то вдруг все довольны диваном и шутками, а я один такой глупец и куда-то не туда решил развивать киберспорт в СНГ?

Что же я ищу на самом деле? Я спорю в том числе и с “Рухабом, и со “Старладером” не столько о качестве контента, сколько о формате его подачи. Говорю, что нам нужен более серьезный формат, как в традиционном спорте. Но популярные ведущие в основном отстаивают текущее положение дел, что надо работать над картинкой, что формат уже привычный аудитории и надо его сохранить. Где-то нужно найти золотую середину, чтобы не расстроить текущую аудиторию, но при этом не превращаться в узконаправленное комьюнити. Нужно создать понятный интерфейс для новой, более широкой аудитории.

Где-то мои фразы были резкими, исправлюсь, потому что я тоже вкладываю в это дело много труда и порой эмоционально к этому отношусь».

Напомним, что 21 ноября Антон Черепенников в прямом эфире пообщался с Романом «CaspeRRR» Лепёхиным и Виталием «v1lat» Волочаем. На следующее утро Роман Лепёхин выпустил блог, в котором раскритиковал осведомлённость руководителя ESforce в ситуации. Затем Антон Черепенников ответил на блог комментатора SLTV. Ярослав «NS» Кузнецов не остался в стороне происходящего и выпустил свой видеоблог.

Зачем Алишер Усманов вложил $100 млн в киберспорт

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

На прошлой неделе бизнесмен Алишер Усманов объявил о крупной сделке. Он инвестирует $100 млн в компанию Virtus.pro – организатора киберспортивных турниров (соревнований по компьютерным играм). И сумма, и объект инвестиций выглядят неожиданно только на первый взгляд.

Компания Virtus.pro основана россиянином Антоном Черепенниковым еще в 2003 г. Она выросла из команды игроков в компьютерный игровой шутер Counter-Strike. Позже команды Virtus.pro начали играть и в другие игры – Dota 2, Heroes of the Storm, World of Tanks. «Википедия» перечисляет регалии этого киберспортивного клуба: «многократный чемпион России и СНГ, обладатель 100 золотых медалей, 170 серебряных, 220 бронзовых более чем в 10 дисциплинах». Возможно, это обстоятельство привлекло Усманова, владеющего долей в «Арсенале» – одном из самых успешных английских футбольных клубов.

Правда, насколько Virtus.pro удачный бизнес, непонятно: финансовых показателей компания не раскрывает. Зарабатывает проект на организации турниров и контенте – трансляциях, интервью с игроками, обучающих пособиях, рекламе в сообществах в соцсетях и др.

Сам киберспорт сравнительно новое явление. Турниры по самым популярным играм проходят с конца 1990-х гг., однако широкую популярность киберспорт стал приобретать только недавно. По оценке Superdata, аудитория киберспорта превысит в этом году 130 млн человек, а объем этого рынка составит $612 млн – всего в 6 раз больше инвестиции Усманова в Virtus.pro.

Многие считают, что киберспорт может стать следующим большим медиа, которое соберет любителей спорта в онлайне. А это значит, что туда придут и рекламные бюджеты крупных компаний: киберспортом уже интересуются крупные рекламодатели вроде Coca-Cola, American Express, Intel. По мнению основателя Wargaming (разработчик игры World of Tanks) Виктора Кислого, киберспорт скоро станет новой медийной реальностью. «Во всем этом уже есть элемент Голливуда, – говорил он. – Он еще делает первые шаги, но очень быстро развивается вместе с развитием новых технологий, мобильных устройств». В прошлом году компания Amazon купила почти за $1 млрд мобильное приложение Twitch, которое транслирует киберспортивные битвы в онлайне. А в этом году видеостримингом игр занялся и такой гигант, как YouTube.

Возможно, Усманов хочет застолбить за собой новый растущий рынок, вложив деньги в создание киберспортивной платформы. Бизнесмен хорошо известен своими удачными инвестициями в технологические компании, которые он делал вместе с инвестором Юрием Мильнером. Так, в 2009–2010 гг. Мильнер и Усманов купили 10% акций Facebook, оценив всю соцсеть в $10 млрд. В разгар мирового финансового кризиса эта оценка казалась безумной: Facebook не могла привлечь средства и согласилась на предложение не известных тогда в США русских инвесторов. В 2012 г. Facebook провела IPO и получила на порядок более высокую оценку – $100 млрд.

В 2011 г. Усманов купил миноритарную долю в китайском гиганте электронной коммерции Alibaba Group. Он вместе с другими инвесторами оценил тогда Alibaba в $1,6 млрд. Сейчас ее капитализация на NYSE превышает $180 млрд.

Черепенников Борис Анатольевич – 304424714000030

Другие предприниматели

  • Сафонов Станислав Сергеевич
    Забайкальский край, г. Чита
  • Елистратов Дмитрий Александрович
    Оренбургская область, г. Оренбург
  • Асташин Михаил Юрьевич
    Чувашская Республика — чувашия, г. Чебоксары
  • Постников Владимир Яковлевич
    Ростовская область, г. Азов
  • Герасименко Данил Викторович
    г. Москва
  • Киселева Вера Ивановна
    Московская область, г. Подольск
  • Гончарова Аида Султалиевна
    Ростовская область, г. Ростов-На-Дону
  • Зимонова Антонина Николаевна
    Красноярский край, Сухобузимский район, п. Мингуль
  • Виноградова Светлана Рафкатовна
    Ярославская область, г. Ярославль
  • Ларионова Ольга Сергеевна
    Владимирская область, г. Владимир
  • Николаева Елена Сергеевна
    Ростовская область, г. Донецк
  • Елин Дмитрий Андреевич
    Курганская область, г. Курган
  • Магомедов Абдурахман Ахмедович
    Республика Дагестан, г. Буйнакск
  • Быстрова Ольга Дмитриевна
    Республика Удмуртская, г. Ижевск
  • Коновалова Жанна Аркадьевна
    Пермский край, г. Березники
  • Филиппов Игорь Сергеевич
    Хабаровский край, г. Хабаровск
  • Ипатов Алексей Александрович
    Республика Коми, г. Сосногорск
  • Субхангулов Артур Растямович
    Астраханская область, Наримановский район, с. Линейное
  • Шестаков Анатолий Петрович
    Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма
  • Кузнецов Никита Игоревич
    Ставропольский край, г. Ставрополь
  • Гогин Александр Иванович
    Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с. Кушнаренково
  • Меркулов Кирилл Александрович
    Рязанская область, г. Рязань
  • Турская Надежда Юрьевна
    Пензенская область, г. Пенза
  • Карагулов Альбек Лиосифович
    Республика Кабардино-Балкарская, Чегемский район, с. Нартан
  • Галимзянова Гульнара Салаватовна
    Республика Башкортостан, Белорецкий район, г. Белорецк
  • Зайцева Татьяна Борисовна
    Новгородская область, г. Великий Новгород
  • Вытовтов Геннадий Иванович
    Краснодарский край, Северский район, станица Смоленская
  • Русских Галина Александровна
    Республика Удмуртская, Завьяловский район, с. Италмас
  • Мушегян Вагинак Сарибекович
    Республика Татарстан, Ютазинский район, д. Каклы-Куль
  • Звягин Вячеслав Николаевич
    Ставропольский край, г. Ставрополь