Акт о списании ГСМ

Содержание

Образец заполнения ОС-4а

Заполнение титульного листа формы ОС-4а:

Порядок заполнения идентичен заполнению титульного листа формы ОС-4. В качестве автотранспортного средства прописывается наименование, марка и модель. В качестве причины списания может выступать моральный или физический износ (частичный или полный).

Данные для заполнения отдельных строк нижерасположенных разделов можно взять из акта приема-передачи основного средства форма ОС-1 или группы объектов – ОС-1б.

Заполнение первого раздела акта списания:

1 – год выпуска автомобиля или другого транспорта.

2 – месяц и год ввода в эксплуатацию.

3 – дата, когда автомобиль был принят бухгалтером к учету.

4 – дата капитального ремонта, если проводился.

5 – дата снять с учета в ГИБДД, при этом в ГИБДД выдается документ, подтверждающий, что автотранспорт снят с учета, это документ нужно приложить к бланку акта о списании ОС-4а.

6 – пробег с начала использования в километрах.

7 – пробег после последнего капитального ремонта.

Заполнение второго раздела бланка ОС-4а:

1 – стоимость, по которой автомобиль числится на счете 01 – первоначальная или восстановительная стоимость.

2 – начисленная на дату списания амортизация по автомобилю.

3 – разность между графами 1 и 2.

Заполнение третьего раздела формы ОС-4а:

1 – порядковый номер записи в таблице.

2, 3, 4 – идентификационные номера автотранспортного средства и его деталей (паспортный, двигателя и шасси).

5 – грузоподъемность в килограммах и вместимость в человеках.

6 – масса транспортного средства по техническому паспорту.

7-11 – содержание в составе автомобиля драгоценных камней и металлов. Если таковых нет, то заполнять раздел акта не нужно.

Заключение комиссии: как известно, решение о списании автотранспортного средства принимает специальная комиссия, которая осматривает транспорт, определяет, поддается ли он ремонту, эта же комиссии и заполняет акт списания ОС-4а. В данном поле комиссия пишет свое заключение о необходимости снятия автотранспортного средства по определенной причине. Также отмечается, каким образом объект будет списан.

Перечень документов: приводится перечень документов, которые прилагаются к акту списания, например, дефектная ведомость, руководство по эксплуатации и другие.

Каждый член комиссии ставит на бланке ОС-4а свою подпись.

Заполнение четвертого раздела акта ОС-4а:

Оставшиеся от автомобиля или другого транспорта детали могут быть оприходованы на склад.

1, 2, 3 – номера детали, узла.

4 – наименование детали.

5 – единица измерения.

6 – количество оприходуемых деталей или узлов.

7, 8 – цена за единицу и общая сумма, по которой приняты детали к учету.

Заполнение пятого раздела формы ОС-4а:

Сведения о затратах и поступлениях, связанных со списанием и демонтажом транспортного средства.

1 – вид работ, связанных со списанием автотранспортного средства.

2- номер и дата документа, на основании которого проводятся эти работы.

3, 4 – корреспондирующие счета, участвующие в учете затрат на эти работы.

5 – сумма затрат.

6 – номер и дата документа, на основании которого поступают оставшиеся после демонтажа материальные ценности.

7 – наименование этих ценностей.

8 – номенклатурный номер.

9 – единица измерения.

10 – количество.

11, 12 – стоимость единицы и общая.

13, 14 – корреспондирующие счета, участвующие в операции по оприходованию материальных ценностей.

По итогам заполненной таблицы данного раздела выводятся итоговые суммы расходов и поступлений, на основании которых делается вывод о результатах списания автомобиля.

После того, как объект снят с учета, бухгалтер в инвентарной карточке транспортного средства делает соответствующую пометку. (, .

Скачать образец акта

Скачать образец акта списания автомобиля ОС-4а – .

Бланк акта списания автотранспорта форма ОС-4а – скачать формате xls.

Как списывать ГСМ по путевым листам?

Путевой лист (ПЛ) — это документ первичного учета, который отражает пробег автотранспорта. С его помощью можно рассчитать расход топливных материалов.

Специализированные транспортные организации, которые используют автотранспорт для осуществления основных видов деятельности, обязаны использовать ПЛ с теми реквизитами, которые прописаны в приказе Минтранса России «О порядке заполнения ПЛ» от 18.09.2008 № 152.

Предприятия, для которых применение автотранспорта не является главным видом деятельности, могут самостоятельно разработать форму ПЛ и закрепить его в своей учетной политике. Однако при этом важно не забывать о нормах закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. И все же чаще всего предприятия предпочитают использовать бланк ПЛ из постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Каждый ПЛ обязательно должен быть отмечен в специальном регистрационном журнале. На практике нередко возникает вопрос, с какой регулярностью нужно оформлять ПЛ. В п. 10 приказа 152 указано, что ПЛ может быть составлен на 1 день либо на срок не более 1 месяца.

Специализированным транспортным предприятиям рекомендуется составлять ПЛ ежедневно с целью подтверждения своих расходов и учета отработанного водителями времени. Исключением является тот случай, когда водитель был отправлен в командировку на срок, превышающий 1 день (смену).

Компании, которые применяют автотранспорт для своих нужд и не являются специализированными, могут оформлять ПЛ по мере необходимости, например 1 раз в 2 недели или 1 раз в месяц (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 № А56-10236/2007).

Минфин отмечает, что ПЛ должны оформляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было с уверенностью судить о необходимости затраченных ГСМ и учете отработанного водителями времени (письма Минфина РФ от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 06.03.2009 № 03-03-04/2/77).

Правила списания ГСМ по путевым листам

Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту. Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ.

Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78. Бланки данного документа содержат графу для указания расхода топлива. Колонки этой графы отражают, сколько топлива было в баке при выезде машины, сколько выдано и сколько осталось в баке при возвращении автотранспорта. В этом случае можно рассчитать фактический расход горючего по ПЛ. Неспециализированные транспортные предприятия при самостоятельной разработке своего ПЛ тоже могут включить в документ эти графы. Тогда при фактическом расчете затраченного ГСМ не возникнет трудностей.

Во II разделе приказа 152 в качестве обязательных реквизитов не указано отражение оборотов по движению топливных ресурсов. При этом в п. 6 данного документа можно увидеть требование об указании показаний одометра при выезде и въезде обратно транспортного средства, то есть пробег в километрах.

Как списывать ГСМ по путевым листам в случаях, когда в ПЛ не указаны обороты по топливу? Можно воспользоваться списанием ГСМ по нормативу — правила такого списания приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ содержит нормативные затраты топлива для различных марок авто и порядок расчета затрат топлива согласно пройденному автотранспортом расстоянию.

Получившиеся данные являются основанием для отражения затраченных ГСМ в бухучете. Для целей налогового учета можно использовать как тот, так и другой способ. В НК РФ напрямую не прописано, что расходы ГСМ принимаются к налоговому учету только по фактически произведенным затратам.

Расчет путевых листов по списанию ГСМ

Рассмотрим практический пример расчета путевых листов по списанию ГСМ.

Пример

В марте 2018 года ООО «Зарница плюс» приобретено 200 л бензина на общую сумму 8000 руб. с учетом НДС. При этом по состоянию на 01.03.2018 в остатках числилось 80 л бензина по цене 38 руб. за литр. Бензином был заправлен автомобиль ВАЗ-21214-20 «Шевроле-Нива». Данный автомобиль применяется для служебных поездок сотрудников бухгалтерии «Зарница плюс». Учетной политикой на предприятии принят способ учета ГСМ по средней стоимости.

Предприятие ведет деятельность на территории Челябинской области.

Определим среднюю стоимость списания ГСМ в марте и рассчитаем расход топлива в текущем месяце двумя способами: по факту и по нормативу.

Дт

Кт

∑, руб.

6779,66

Поступление бензина от поставщика

1220,34

НДС

Рассчитаем среднюю стоимость бензина в марте 2018 года:

(80 л × 38 руб. + 6779,66 руб.) / (80 л + 200 л) = 35,07 руб.

  1. Списание бензина по факту.

В марте 2018 года был сделан 1 выезд машины по служебным целям. В ПЛ указано, что при выезде в баке «Нивы» было 40 л бензина, выдано 20 л и при возвращении обратно на предприятие остаток в баке составил 30 л.

Определим фактический расход топлива:

40 л + 20 л − 30 л = 30 л.

Сумма списания бензина в марте составит:

30 л × 35,07 руб. = 1052,10 руб.

Дт

Кт

∑, руб.

1052,10

Списан бензин на общехозяйственные нужды

  1. Списание бензина по нормативу.

Предположим, что ПЛ не отражает обороты топлива. Компания использует ПЛ с отражением показаний одометра.

В ПЛ произведены отметки о пробеге «Нивы»: на начало поездки 5000 км, после возвращения на предприятие — 5070 км. Обратимся к распоряжению № АМ-23-р.

В п. 7 документа можно увидеть формулу для расчета расхода топлива:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где:

Qн — нормативный расход топлив, л;

Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

В подп. 7.1 документа находим Нs для нашего автомобиля — 10,9 л.

Коэффициент D находим в приложении № 2 к документу — 10% (для Челябинской области).

Определим расход бензина в марте:

>Инвентаризация ГСМ в баках автомобилей
>Как замерить бензин в баке при инвентаризации

Похожие главы из других работ:

Аудит безналичных расчетовна примере ООО ПТФ «Родник»

1. Особенности проведения аудита ООО «ПТФ Родник»

Аудит предприятий-банкротов

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Учитывая целевую направленность различных стадий банкротства, определенных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, можно сделать вывод…

Бухгалтерский учет в организации ООО «Мастер-Фуд»

2.1 Порядок проведения инвентаризаций

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов…

Значение инвентаризации в формировании бухгалтерского учета

2. Виды инвентаризаций

В зависимости от различных признаков и причин, по которым проводится инвентаризация, различают ее виды. 1. По отношению к плану проведения в соответствии с учетной политикой организации различают плановую и внеплановую инвентаризацию…

Инвентаризация

Виды инвентаризаций

Инвентаризации делятся на: Обязательные — проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ; Инициативные — проводится по решению руководителя; Плановые — проводится в установленные порядком проведения…

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.3 Порядок проведения инвентаризаций

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников…

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.2 Классификация инвентаризаций

Самую подробную классификацию дал бухгалтер Пьетро дАльвизе в 1934 году. Он выделил восемь классификационных оснований: 1.по объему (полные, частичные); 2. по принадлежности (имущество в организации и вне ее); 3. по цели (вступительные, последующие…

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета на примере ООО «АромаЛюкс»

1.2 Классификация инвентаризаций и основные требования к их проведению

Рассмотрим основные виды инвентаризаций, представленные на рисунке 1. Размещено на http://www.allbest.ru/ Рисунок 1 — Виды инвентаризации По объему проверки инвентаризации бывают: — полные; — неполные (частичные)…

Обязательный аудит

1. Обязательный аудит: понятие, объекты, задачи и особенности проведения

обязательный аудит документирование Для официального подтверждения достоверности ведения бухгалтерской и налоговой отчетности ряд организаций подлежат обязательной аудиторской проверке…

Организационные и технические особенности проведения аудита с использованием программных средств

1. Организационные и технические особенности проведения аудита с использованием программных средств

Особенности проведения внутреннего аудита

1.2 Внутренний аудит филиалов: особенности проведения. Особенности организации внутреннего аудита в малом предприятии

Открытие филиалов приносит компаниям множество серьезных проблем. Это и удаленность от головного офиса, и увеличение административно-хозяйственных расходов, и возможные финансовые ошибки руководителей филиалов…

Порядок проведения инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов (на примере МУЗ «Городская поликлиника №11»)

Глава 1. Инвентаризация в МУЗ «Городская поликлиника №11»: порядок проведения и особенности

Ревизия операций по учету хозяйственно-экономической деятельности в Ивьевском РАЙПО

2.2 Организация проведения инвентаризаций продуктов и товаров и контроль за их результатами

Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью собственности является инвентаризация, при которой проверяются сохранность ценностей и сличается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета…

Техника проведения инвентаризации в ООО «Промтрактор-Промлит»

1.2 Классификация инвентаризаций, проводимых в организациях

Все проводимые в организации инвентаризации делятся по ряду признаков: 1. По объему — полная и частичная; 2. По методу проведения — выборочная и сплошная; 3. По назначению — плановая, внеплановая, повторная, контрольная…

Элементы метода бухгалтерского учета при выявлении и расследовании экономических преступлений

4. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

Внеплановые (внезапные) инвентаризации проводятся неожиданно для материально-ответственного лица, чтобы установить наличие товарно-материальных ценностей. Они могут проводиться как по решению руководителя организации…

7. содержание и порядок проведения инвентаризации гсм

ПРАВИЛА технической эксплуатации электрических станций и сетей. М.: Энергоиздат, 1977. 10. ТИПОВАЯ инструкция по эксплуатации мазутных хозяйств тепловых электростанций.: ТИ 34-70-009-82. СПО Союзтехэнерго, 1982. 11. ГОСТ 26976-86. ГСИ. Нефть и нефтепродукты.

Методы измерения массы. 12. ПРАВИЛА учета топлива на электростанциях. М.: СПО Союзтехэнерго, 1982. СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая часть. 1 2. Техника безопасности при проведении инвентаризации. 2 3.
7 Список использованной литературы.. 7 .
После утверждения один экземпляр Акта комиссия представляет в финансовый отдел, второй — начальнику (кладовщику) склада ГСМ. 7.20. В случаях выявления недостач или излишков сверх допустимых погрешностей измерений комиссия проводит тщательное расследование. Лица, виновные в этом, привлекаются к ответственности.
По всем недостачам и излишкам комиссией должны быть получены письменные объяснения материально ответственных лиц. Объяснения прикладываются к акту снятия остатков. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ГСМ выше стоимости ГСМ, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости должна быть отнесена на виновных лиц. Порядок списания недостач и прихода излишков ГСМ определен действующим «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах». 7.21.

Как замерить бензин в баке при инвентаризации

В случаях, когда председатель комиссии временно не может выполнять свои обязанности по уважительным причинам (болезнь, отпуск, учеба и т.д.), приказом руководителя авиапредприятия назначается временно новый председатель из членов инвентаризационной комиссии. 7.4. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в акт снятия остатков заведомо неправильных данных о фактических остатках ГСМ в целях сокрытия их недостач, растрат или излишков подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке. 7.5. Инвентаризация ГСМ проводится на первое число каждого месяца, следующего за отчетным, в присутствии начальника склада ГСМ или другого материально ответственного лица. Инвентаризация должна проводиться при полном составе инвентаризационной комиссии.
ГСМ на складах предприятий ВТ проводится с целью сличения фактического наличия каждой марки ГСМ, измеренной в единицах массы в день проведения инвентаризации в резервуарах, технологических трубопроводах, средствах заправки (ТЗ, МЗ), мелкой таре и других емкостях, с данными бухгалтерского учета по движению и хранению ГСМ за отчетный период. 7.2. Инвентаризация проводится в обязательном порядке: — в сроки, устанавливаемые в соответствии с «Положением о бухгалтерских отчетах и балансах» (для нефти и нефтепродуктов — не реже одного раза в месяц); — в случае смены материально ответственных лиц — на день приема-передачи дел; — при установлении фактов краж, ограблений, хищений или злоупотреблений, а также порчи ГСМ — немедленно по следам установления таких фактов; — после пожара или стихийных бедствий (наводнение, землетрясение и др.) — немедленно по окончании пожара или стихийного бедствия. 7.3.
При инвентаризации определяется рабочий и «мертвый» (приложение 1) остатки топлива при фактической влажности и на «сухую» массу (с вычетом рабочей влажности). 1.7. После инвентаризации составляется акт в соответствии с приложением 2, в который заносятся результаты измерений и расчетов. Акт утверждается директором электростанции. 1.8. За «мертвый» остаток принимается топливо: — в расходных резервуарах — на уровне, превышающем на 20 см отметку, при которой происходит срыв насосов при номинальном часовом расходе топлива на электростанции с учетом расхода в линии рециркуляции; — в резервных резервуарах — остающееся после срыва одного откачивающего насоса при 30 %-ной его подаче; — в приемных емкостях — на уровне, превышающем на 10 см отметку, при которой происходит срыв одного перекачивающего насоса при его номинальной подаче. 1.9.
Общий остаток: при фактической влажности 14385,421 т; на сухую массу 14037,042 т. Примечание. В графах 9 и 10 масса топлива указывается дробью: в числителе — при фактической влажности, в знаменателе — на сухую массу. Обмер произвели Председатель комиссии Подпись Члены комиссии Подпись Измеряемые параметры, операция Наименование прибора, ГОСТ Характеристика прибора Дополнительные указания Уровень топлива в резервуаре Уровнемеры поплавковые с пружинным уравновешиванием по ГОСТ 13702-78 и ТУ 25-070374-79.

Измерительная металлическая рулетка длиной 10 и 20 м по ГОСТ 7502-80 Погрешность измерения при местном отсчете ±4 мм. Цена деления 1 мм Разрешается применение других типов уровнемеров с указанной погрешностью Отбор проб Пробоотборники по ГОСТ 13196-85 и ГОСТ 2517-85. Пробоотборники переносные по ГОСТ 2517-85 Обеспечивает отбор объединенных проб.

Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия» /

А. Петухов, аудитор

Транспортные средства, как известно, требуют постоянных «бензиновых вложений». Чтобы обосновать такие расходы, нужно правильно оформить документы. Одним из них является путевой лист.

Ежедневная канитель?

Бланк путевого листа приведен в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Здесь также сказано об ответственности за правильное оформление документа. Ее несет директор фирмы, а также сотрудники, которые отвечают за эксплуатацию автомобилей и участвуют в составлении путевого листа.

Для предпринимателей форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68.

При оформлении документа нужно заполнить все реквизиты, указать порядковый номер, дату выдачи, поставить печать организации.

Образец приказа о снятии остатков топлива в баках автомобилей

Кроме того, необходимо записать каждый пункт следования автомобиля (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

При проверке расчета налога на прибыль инспекторы часто обращают внимание на то, как фирма оформляет путевые листы.

На практике многие фирмы нарушают это правило и составляют путевые листы не каждый день, а, к примеру, за месяц. Тем не менее у них есть шанс доказать в суде, что оформленные таким образом документы могут подтвердить расходы на приобретение ГСМ. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2004 г. по делу № А56-22408/03. Арбитры заявили, что путевой лист служит основанием для расчета зарплаты водителям, а также для учета перевозки грузов. Поскольку затраты на приобретение ГСМ фирма подтвердила счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями, чеками, судьи признали такие расходы обоснованными.

Также на сторону предприятия встали арбитры Московского округа (постановление ФАС от 29 апреля 2003 г. по делу № КА-А41/ 2435-03).

Однако если фирма вообще не составляет путевые листы, то обосновать расходы на бензин будет достаточно сложно. Так, одна питерская фирма проиграла судебное разбирательство (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2002 г. по делу № А56-8533/02).

В ходе проверки контролеры выяснили, что организация неправильно оформила путевые листы, а часть вообще уничтожила. Инспекторы сочли затраты на покупку ГСМ неподтвержденными. Арбитры согласились с таким мнением. Кроме того, они заявили, что путевые листы относятся к первичным документам и должны храниться не менее пяти лет. Этот срок установлен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Нормы Минтранса

Существуют нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они утверждены Минтрансом 29 апреля 2003 года № Р3112194-0366-03. Должна ли организация применять эти нормы при расчете налога на прибыль?

В Налоговом кодексе такого требования нет. Следовательно, фирма не обязана использовать именно эти лимиты. Кроме того, данные нормы утверждены для автотранспортных предприятий. Как пояснили столичные налоговики, их применяют для расчета зарплаты водителей, а также для планирования расходов на покупку ГСМ (письма УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 26-12/44873 и от 5 февраля 2003 г. № 26-12/ 7430).

В большинстве случаев фирме целесообразно установить собственные нормы. Для этого следует сделать контрольные замеры топлива, результаты оформить актом. Установленные нормативы нужно утвердить приказом директора.

Если разногласия с контролерами по поводу использования собственных норм все же возникли, то вам стоит обратиться в суд. Как показывает практика, арбитры встают на сторону предприятий. В качестве примеров можно привести постановления Федеральных арбитражных судов Уральского (от 10 июня 2002 г. по делу № Ф09-1180/ 02-АК) и Северо-Западного (от 5 марта 2002 г. по делу № А56-23095/01) округов.

Вычет по НДС

Еще одним проблемным моментом является возмещение НДС при покупке горюче-смазочных материалов за наличный расчет на АЗС. Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса, для зачета налога необходим счет-фактура. Обычно водитель на руки получает только чек. Следовательно, возместить НДС нельзя, даже несмотря на то, что в чеке сумма налога может быть выделена отдельной строкой. Такое мнение высказали, в частности, столичные налоговые инспекторы (письмо УМНС по г. Москве от 16 октября 2001 г. № 02-11/ 47100). В этом же доку- менте контролеры пояснили, что НДС можно учесть в стоимости ГСМ.

Чтобы воспользоваться вычетом и избежать споров с проверяющими, фирме целесообразно оплачивать ГСМ через расчетный счет. В этом случае поставщик выпишет счет-фактуру. Кроме того, сумма налога будет выделена в платежном поручении. Еще один плюс такого варианта расчетов – возможность получения скидки. Практика показывает, что поставщики нередко снижают стоимость топлива при безналичной оплате.

внимание

Путевой лист составляют на один день. На более длительный срок его выдают, только когда водитель выполняет задание в течение более одной смены (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257).

>Практические советы по учету и списанию ГСМ

Учет расходов на ГСМ. По нормам или по факту?

“Бухгалтерия и кадры“, 2008, N 6

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ. ПО НОРМАМ ИЛИ ПО ФАКТУ?

14 марта 2008 г. Минтранс России утвердил новые нормы расхода ГСМ. Давайте разберемся, кто, как и для чего должен использовать эти нормы.

Методические рекомендации “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“ утверждены Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р. Этот документ пришел на смену прежним нормам, срок действия которых истек еще 1 января этого года.

Напомним, они были приведены в Руководящем документе Р3112194-0366-03, утвержденном тем же Министерством 29 апреля 2003 г.

Для кого предназначены нормы

В методичке, так же как и в старом Руководящем документе, указано, что нормы “предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации“.

Иначе говоря, Минтранс России разработал Методические рекомендации по нормам специально для автотранспортных организаций.

Для остальных же применение этих норм необязательно. Однако и обычные компании-автовладельцы могут при необходимости использовать в своей деятельности Методические рекомендации Минтранса России. Важно только разобраться, для чего и как!

В каких целях нужно применять нормы

В п. 3 самой методички говорится, что горючие нормы предназначены в том числе и “для расчетов по налогообложению предприятий“. Заметим, аналогичная норма была и в тексте Руководящего документа. Означает ли это, что расходы на покупку горюче-смазочных материалов можно включать в налоговую себестоимость только в пределах норм?

Нормирование вне закона

В зависимости от того, для каких целей организация использует автомобиль, затраты на приобретение ГСМ она может учитывать в составе:

— материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ);

— прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Однако ни в том, ни в другом случае о каких-либо законодательно утвержденных нормах расхода горючки ничего не сказано.

Минфин настаивает на учете норм

Поскольку гл. 25 Налогового кодекса не выдвигает требования о нормировании затрат на ГСМ, получается, что компании могут списывать бензин и смазочные материалы исходя из фактического расхода или же по своим нормам. Однако чиновники думают иначе. Минфин настаивает на том, что именно нормы Минтранса России нужно учитывать в целях налогообложения прибыли. И только если по каким-то маркам автомобилей нормы не утверждены, их можно установить самим — исходя из технической документации или информации, представленной фирмой-изготовителем. Такое мнение было высказано в Письме Минфина России от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223. Позднее финансисты подтвердили свою точку зрения в Письме от 4 сентября 2007 г. N 03-03-06/1/640. Правда, эти разъяснения были выпущены, когда еще действовал Руководящий документ. Однако, скорее всего, мнение чиновников останется прежним и теперь, когда с выходом Методических рекомендаций появились новые нормы расхода ГСМ.

Инспекторы на местах зачастую снимают с расходов часть затрат на ГСМ просто из-за того, что они превысили нормы. Однако с такой позицией налоговиков можно поспорить. И главный аргумент, как мы уже указали, — это то, что Налоговый кодекс не содержит ограничений по поводу принятия в целях налогообложения прибыли расходов на ГСМ. Суды в этом случае встают на сторону налогоплательщиков. Приведем, к примеру, Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2007 г. N КА-А41/9866-07.

Разрабатываем нормы сами

Справедливости ради отметим, что даже Минфин России в письмах не говорит напрямую о том, что расходы на ГСМ можно включать в налоговую себестоимость лишь в пределах норм, утвержденных Минтрансом России. Он указывает, что эти горючие нормы нужно учитывать “при определении обоснованности… произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля“. А это, согласитесь, немного разные вещи.

Требование ст. 252 НК РФ об экономической обоснованности затрат, конечно, нужно соблюдать. С этим никто не спорит. Логика есть и в том, чтобы за ориентир брать нормы, разработанные Минтрансом России. Эти цифры ведь взяты не с потолка. Да и помимо базовых норм в документе есть целый ряд поправочных коэффициентов, учитывающих различные обстоятельства, так или иначе влияющие на прожорливость машины. Но что делать, если автомобиль в силу объективной действительности в нормативы никак не укладывается? Почему фактические затраты должны считаться экономически необоснованными? На наш взгляд, нет никаких оснований не учитывать расходы на приобретение топлива и смазочных материалов в полном объеме. А для того, чтобы подтвердить обоснованность фактически произведенных затрат, организации нужно разработать и утвердить приказом руководителя свои внутренние нормативы. За основу можно взять показатели из технической документации на автомобиль, данные специально произведенных контрольных замеров расхода топлива. Не стоит забывать и о корректирующих коэффициентах. Определяя их значения, компании могут ориентироваться на показатели, которые предусмотрены в Методических рекомендациях.

Как применять нормы Минтранса

Сразу скажем, что приведенный в Методических рекомендациях подсчет нормативного расхода топлива, в общем-то, ничем не отличается от того, что применялся ранее.

По-прежнему в основе расчета лежат предусмотренные для конкретной модели, марки, модификации автомобиля базовые нормы (кстати, в новом документе их число увеличилось) и коэффициенты, на которые нужно увеличивать или уменьшать базовые нормы в зависимости от условий работы автотранспорта. Как и раньше, базовые нормы сгруппированы по видам транспортных средств и стране происхождения. Что же касается поправочных коэффициентов, их можно найти в п. п. 5 и 6 Методических рекомендаций. Основные из них мы привели в таблице (см. с. 46).

—————————————————————————¬
¦ Основные поправочные коэффициенты ¦
+———————————————T—————————-+
¦ Причина корректировки базовой нормы расхода¦ Поправочный коэффициент ¦
¦ топлива ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Повышение базовых норм ¦
+———————————————T—————————-+
¦Работа в зимнее время года ¦от 5 до 20% (конкретные ¦
¦ ¦значения в зависимости от ¦
¦ ¦климатических районов ¦
¦ ¦страны, и сроки действия ¦
¦ ¦сезонных надбавок приведены ¦
¦ ¦в Приложении N 2 к ¦
¦ ¦Методическим рекомендациям) ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
¦пользования (I, II и III категорий) в горной¦ ¦
¦местности, включая города, поселки и ¦ ¦
¦пригородные зоны, при высоте над уровнем ¦ ¦
¦моря: ¦ ¦
¦- от 300 до 800 м (нижнегорье) ¦ до 5% ¦
¦- от 801 до 2000 м (среднегорье) ¦ до 10% ¦
¦- от 2001 до 3000 м (высокогорье) ¦ до 15% ¦
¦- свыше 3000 м (высокогорье) ¦ до 20% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа автотранспорта на дорогах общего ¦ ¦
¦пользования со сложным планом (вне пределов ¦ ¦
¦городов и пригородных зон), где в среднем ¦ ¦
¦на 1 км пути имеется более пяти закруглений ¦ ¦
¦(поворотов) радиусом менее 40 м (или из ¦ ¦
¦расчета на 100 км пути — около 500): ¦ ¦
¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 10% ¦
¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 30% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в городах с населением: ¦ ¦
¦- свыше 3 млн человек ¦ до 25% ¦
¦- от 1 до 3 млн человек ¦ до 20% ¦
¦- от 250 тыс. до 1 млн человек ¦ до 15% ¦
¦- от 100 до 250 тыс. человек ¦ до 10% ¦
¦- до 100 тыс. человек (в городах, поселках ¦ до 5% ¦
¦городского типа и других крупных населенных ¦ ¦
¦пунктах при наличии регулируемых ¦ ¦
¦перекрестков, светофоров или других знаков ¦ ¦
¦дорожного движения) ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа, требующая частых остановок, ¦ до 10% ¦
¦связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой ¦ ¦
¦и высадкой пассажиров. При наличии в ¦ ¦
¦среднем более чем одной остановки на 1 км ¦ ¦
¦пробега (остановки у светофоров, ¦ ¦
¦перекрестков и переездов не учитываются) ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Движение с пониженными скоростями, в ¦ ¦
¦частности при перевозке нестандартных, ¦ ¦
¦опасных грузов и грузов в стекле, а также ¦ ¦
¦движение в колоннах и при сопровождении: ¦ ¦
¦- со скоростью до 20 — 40 км/ч ¦ до 15% ¦
¦- со скоростью ниже 20 км/ч ¦ до 35% ¦
+———————————————+—————————-+
¦При обкатке новых автомобилей и вышедших ¦ до 10% ¦
¦из капитального ремонта ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Срок нахождения в эксплуатации: ¦ ¦
¦- более 5 лет с общим пробегом более 100 ¦ до 5% ¦
¦тыс. км ¦ ¦
¦- более 8 лет с общим пробегом более 150 ¦ до 10% ¦
¦тыс. км ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа грузовых автомобилей, фургонов ¦ до 10% ¦
¦и т.п. без учета массы перевозимого груза, ¦ ¦
¦а также работа в качестве технологического ¦ ¦
¦транспорта, включая работу внутри ¦ ¦
¦предприятий ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа специальных автомобилей (например, ¦ до 20% ¦
¦ремонтных, автопогрузчиков), при ¦ ¦
¦маневрировании на пониженных скоростях, ¦ ¦
¦частых остановках, движении задним ходом ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в карьерах, движение по полю, при ¦ ¦
¦вывозке леса и т.п. на горизонтальных ¦ ¦
¦участках дорог IV и V категорий: ¦ ¦
¦- для автомобилей в снаряженном состоянии ¦ до 20% ¦
¦без груза ¦ ¦
¦- для автомобилей с полной или частичной ¦ до 40% ¦
¦загрузкой в зависимости от полной массы ¦ ¦
¦автомобиля ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Работа в чрезвычайных климатических и ¦ ¦
¦тяжелых дорожных условиях: ¦ ¦
¦- для дорог I, II и III категорий ¦ до 35% ¦
¦- для дорог IV и V категорий ¦ до 50% ¦
+———————————————+—————————-+
¦Учебная езда: ¦ ¦
¦- на дорогах общего пользования ¦ до 20% ¦
¦- на специально отведенных учебных ¦ до 40% ¦
¦площадках, при маневрировании на пониженных ¦ ¦
¦скоростях, при частых остановках и движении ¦ ¦
¦задним ходом ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Использование кондиционера или установки ¦ ¦
¦“климат-контроль“: ¦ ¦
¦- при движении автомобиля ¦ до 7% ¦
¦- на стоянке (независимо от времени года) ¦ до 10% ¦
¦за один час простоя с работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Простой под погрузкой и разгрузкой в ¦ до 10% ¦
¦пунктах, где запрещается выключать ¦ ¦
¦двигатель (нефтебазы, банки и т.д.), а также¦ ¦
¦при простоях с грузом, не допускающим ¦ ¦
¦охлаждения кузова за один час простоя с ¦ ¦
¦работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦При необходимости пуска и прогрева ¦ до 10% ¦
¦автомобилей и автобусов при среднесуточной ¦ ¦
¦температуре ниже +5°С за один час простоя ¦ ¦
¦с работающим двигателем ¦ ¦
+———————————————+—————————-+
¦Понижение базовых норм ¦
+———————————————T—————————-+
¦Работа на дорогах общего пользования I, II ¦ до 15% ¦
¦и III категорий за пределами пригородной ¦ ¦
¦зоны на равнинной слабохолмистой местности ¦ ¦
¦(высота над уровнем моря — до 300 м) ¦ ¦
L———————————————+——————————

В отношении каждого вида транспортных средств предусмотрена своя формула расчета нормативного значения расхода топлива. Для легковых автомобилей применяют такую:

————¬ ——————¬ ————¬ ———————¬
¦Нормативный¦ ¦ 0,01 x Базовая ¦ ¦ Пробег ¦ ¦1 + 0,01 x суммарный¦
¦ расход ¦ = ¦ норма расхода ¦ x ¦автомобиля¦ x ¦ поправочный ¦
¦топлива (л)¦ ¦ топлива ¦ ¦ (км) ¦ ¦ коэффициент (%) ¦
¦ ¦ ¦ (л/100 км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L———— L—————— L———— L———————

Заметим, когда одновременно необходимо применять нескольких корректировок, поправочный коэффициент определяют как сумму или разность этих надбавок.

Пример. В июне пробег служебного автомобиля Ford Focus 2.0 2002 г. выпуска с механической коробкой передач составил, по данным путевого листа, 1500 км. Автомобиль используют в городе с численностью 2,5 млн человек. В машине установлен кондиционер. Базовая норма расхода бензина для данного автомобиля составляет 8,5 л/100 км.

Рассчитаем поправочный коэффициент. Так как автомобиль эксплуатируют более пяти лет, к базовой норме расхода положена надбавка до 5 процентов. Для автомобилей, работающих в городах с населением от 1 до 3 млн человек, предусмотрен повышающий коэффициент до 20 процентов. А при использовании кондиционера надбавка составляет до 7 процентов. Предположим, что организация применяет предельные значения повышающих коэффициентов. Тогда суммарный поправочный коэффициент составит 32% (5 + 20 + 7). Нормативный расход топлива с учетом надбавки равен: