СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА №19 (19)

ТЕМА НОМЕРА:

Новый ФГОС и хорошо забытое старое

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Все дополнительные материалы номера

Чтобы воспользоваться дополнительными материалами номера, необходимо зарегистрироваться на сайте и указать код подписчика, который вы найдете на первой странице каждого выпуска журнала.
В каждом номере код уникален!

А ТАКЖЕ:

Лицом к лицу

От прогресса никуда не денешься…
С 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации использования в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводится в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения. Пришло время подвести промежуточные итоги.

ФГОС

Внедрение ФГОС ООО: целеполагание и подготовка программы 
Игорь Анатольевич Дендебер, ВОИПКиПРО 
(с примерами тематического планирования) 

Дневник директора

Записки молодого директора: как я закрывала вакансии
Светлана Александровна Масленникова, директор ГБОУ гимназия № 192 Калининского района Санкт-Петербурга («Брюсовская гимназия»)
(назначена директором в июле 2012 г.)

Документация как инструмент управления

Организационно-педагогические мероприятия введения ФГОС ООО в образовательном учреждении
Елена Владимировна Губанова, к.п.н., профессор кафедры экономики образования Московского института открытого образования: «Несмотря на то, что введение стандарта (ФГОС НОО) осуществляется уже два года, а подготовка к его введению была начата ещё раньше, руководители образовательных учреждений (ОУ) и их заместители всё ещё сталкиваются с рядом проблем. Наличие затруднений при введении стандарта подтверждается и анализом публикаций, и результатами опросов, интервьюирования, анкетирования как руководителей школ, так и педагогов».

Тема номера

Новый ФГОС и хорошо забытое старое… 
С введением ФГОС нового поколения происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук. 
В прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. 

«Реальная школа»: воспитание знающей, творческой, профессионально ориентированной личности 
Понятие «авторская школа» сегодня широко известно. Такие учебные заведения называют, как правило, по именам создателей: «школа Караковского», «школа Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур», «школа развивающего обучения», «школа самоопределения» и др. 
Школа, созданная народным учителем России, почетным гражданином Воронежа А.В.Золотаревой, также с полным правом может считаться авторской. Причем, в дополнительном образовании она единственная. 

Семья и школа: наш опыт
А. А. Тиханова, заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 4», г. Ртищево, Саратовской обл.
Работа с родителями, как и всякая работа, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. И мы в школе пытаемся выстраивать такую систему. (Приведены образцы документов:
• ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе на лучшее родительское собрание в школе;
• ПОЛОЖЕНИЕ о работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении и «группе риска»;
• ПОЛОЖЕНИЕ о родительском собрании и родительском всеобуче;
• Приказы и протоколы конкурса.

Практика работы ДОУ

Маленький петербуржец: воспитание через познание
Постоянная ведущая рубрики Марина Евгеньевна Верховкина представляет статью старшего воспитателя ГБДОУ№128 Валентины Михайловны Агафоновой

С детьми дошкольного возраста воспитательная система формирования основ патриотизма может быть эффективна, если она строится на эмоционально-познавательных основах, органично пронизывая образовательный процесс. Для этого необходим подбор образовательных технологий, обеспечивающих ее успешную реализацию.
Приложения:
• Примерная комплексная диагностика, учитывающая уровни формирования духовно-нравственных ценностей юного петербуржца и реализации условий, необходимых для организации самого процесса.
• Анкета для родителей
• Анкета для воспитателей, начинающих работу в ГБДОУ   

Лучшие решения

ФГОС НОО и кадровый вопрос
Ирина Васильевна Матвиишина, директор школы № 279, г. Гаджиево Мурманской обл.
Сегодня новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) уже легли в основу образовательного процесса первой ступени в каждой российской школе. Но их введению предшествовала большая работа не только авторов-разработчиков, но и кропотливая экспериментальная работа в школах субъектов РФ.
Не стали исключением и образовательные учреждения Мурманской области. Среди них оказалась и начальная (на тот момент) школа № 279 г. Гаджиево, став участником пилотной площадки по апробации ФГОС НОО.
Педагогический коллектив нашей школы хорошо понимал значимость поставленной задачи, поэтому выбрал единственно верный, на наш взгляд, путь осуществления инновационной деятельности — компетентностный подход к менеджменту образовательного процесса

Опыт

Материальное стимулирование  
С. Т. Терентьева, директор МБОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5» Ленинградской области  
Инновационная деятельность в управлении качеством образовательного процесса — это сложная и вместе с тем ответственная роль, отведенная, наверное, каждому руководителю образовательного учреждения (ОУ).  
В стратегии инновационного развития школы, образовательной и воспитательной программах, реализуемых педагогическим коллективом, отражаются не только цели, задачи, направления работы, обозначенные государством, но также социальные запросы родителей и общественности.  
Для контроля за вопросами качества образования в школе разработаны локальные документы и акты. Представляем вам «Положение о материальном стимулировании работников: о порядке установления доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника, и материальном поощрении за напряженность, высокое качество и результаты работы». (Приведен образец положения и приложений к нему). 

Экстренная помощь педагогу