Статьи

Иванова
Ольга Владимировна

председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга

Вы можете ознакомиться с материалом в № 4 за март 2011 года

Санкт-Петербург — признанный лидер образования

Как оцениваете работу форума в целом?
Основной целью, которую мы поставили перед собой, когда задумывали проведение Петербургского образовательного форума, было привлечение внимания общественности Санкт-Петербурга, России и мирового сообщества к инновационным процессам в области образования. Сегодня — в эпоху глобальных возможностей — очень важно понимать, какие новые модели развития системы образования формируются у наших коллег. Основная идея при формировании программы форума 2011 года заключалась в том, чтобы у участников форума — а это, еще раз подчеркну, не только педагоги Санкт-Петербурга, но и представители регионов России и наши зарубежные партнеры — была возможность по всем стратегическим направлениям развития системы образования высказаться самим и услышать других. Думаю, что это удалось. Всего в рамках форума было проведено 3 международные конференции, 5 всероссийских, большое количество мастер-классов, семинаров и круглых столов. Символично, что в заключительный день форума, на последней конференции речь шла об образовании самих педагогов. Форум — это тоже площадка для обучения, для принятия решений. Конкретный пример: на международной конференции «Равные и разные: бизнес и общество детям» было принято решение о формировании рабочей группы для подготовки проекта программы развития инклюзивного образования в Санкт-Петербурге, многие из участников изъявили желание принять участие в этой работе, а опыт наших коллег из Германии и регионов России помог определиться с основными направлениями будущей программы.
Прокомментируйте, пожалуйста, одно из положений программы «Школа 2020: от реальности к мечте»: «Социальный и общественный статус учителя очень высок — он принадлежит к сердцевине среднего класса. Заработная плата учителя составляет не менее средней по эко

Для начала хотелось бы, чтобы мы четко понимали жанр обсуждаемых положений. Речь идет не о программе, а о стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020». Эти материалы были подготовлены органом государственно-общественного управления образованием — Советом по образовательной политике, они широко обсуждались педагогической общественностью города и были одобрены на заседании Коллегии Комитета по образованию в ноябре 2010 года.

Положения, которые Вы приводите, взяты из последнего раздела «Ожидаемое будущее», ведь, как известно, любая стратегия строится по принципу «от реальности к мечте». Именно поэтому у непрофессионального человека первое впечатление после прочтения этого образа будущего возникает желание воскликнуть: «Сейчас не так!» Действительно, кое-что не так: это нормально — иначе зачем было писать стратегию развития. Однако мы четко понимаем, что описанный образ — это продолжение реализации той образовательной политики Санкт-Петербурга, которую мы последовательно осуществляем вот уже несколько лет.

Каков процент заработной платы учителя в Санкт-Петербурге от средней по экономике города сейчас (по данным статистических организаций текущее значение — 26 426 руб.)? За счет чего запланирован рост заработной платы? Как планируется организовать систему кв

Во-первых, о социальном статусе учителя и его материальном положении. Начну с социальной поддержки педагогов и приведу только некоторое количество примеров. Санкт-Петербург — один из немногих городов России, правительство которого ежегодно вручает премии абсолютно всем категориям педагогических работников — от детского сада до профессионального училища.

В городе реализуются все меры социальной поддержки педагогических работников, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 07.03.2007 № 107–24 «О мерах социальной поддержки работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга», в том числе меры для обеспечения молодым специалистам условий профессионального роста, которые позволили в 2,5 раза увеличить приток молодых специалистов в школы Санкт-Петербурга.

По решению Правительства Санкт-Петербурга с 2006 года реализуется целевая программа «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»: и если в 2006 году предоставлена возможность приобретения жилья 85 работникам образования, в 2007 — 175, в 2008 — 340 в 2009 — 193, то в Год Учителя в 2010 году все учителя и преподаватели государственных образовательных учреждений города, обратившиеся для участия в программе до января 2010 года, были обеспечены жильем (а это 775 педагогических работников).

Проводимая Правительством Санкт-Петербурга политика поддержки педагогических работников системы образования позволила более чем в 5 раз снизить общее количество вакансий работников системы образования, кроме того, необходимо отметить, что в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга, начиная с 2008 года, вакансий не было.

Особое внимание уделялось в последние годы повышению квалификации руководителей образовательных учреждений, привлечению на эту должность молодых и перспективных педагогов: если в 2003 году средний возраст руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга составлял 53 года, то в 2010 году — 47 лет.

Та же целенаправленная работа шла и по повышению заработной платы педагогов. С 1 января 2006 года введена новая система оплаты труда работников системы образования, которая позволила значительно повысить уровень вознаграждения учителей, увеличить долю гарантированной части оплаты в структуре оплаты труда, а также унифицировать подход к формированию оклада всех категорий работников образования. Проводимая Правительством Санкт-Петербурга политика планомерного повышения заработной платы учителей позволила увеличить оплату труда педагогов с 11 793 руб. в 2006 году до 22 568 руб. в 2010-м (соотношение со средней по экономике — 0,85), в то время как в Российской Федерации средняя зарплата по экономике составляет около 17 тыс. рублей, а зарплата учителей — около 13 тыс. рублей (соотношение — 0,76). Ежегодно происходит повышение базового коэффициента, в 2010 году это было дважды. Так что высокий социальный статус учителя и сравнимая со средней по экономике его заработная плата — это не миф, а реальность, к которой мы целенаправленно движемся. Премьер-министр В. В. Путин уже предложил один из путей повышения заработной платы: регионы смогут участвовать в получении федеральных субсидий на совершенствование материально-технической базы, высвобождая собственные региональные средства на повышение зарплат. Петербург готов принять в этом участие, кроме того, мы продолжим двигаться своим путем. 

Сколько образовательных учреждений сегодня получили статус автономных, сколько в стадии перехода? Какие причины мешают руководителям принять решение о переходе в статус автономного учреждения?
В Санкт-Петербурге году созданы 6 государственных автономных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: · Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга»

· Государственное автономное образовательное учреждения среднее профессиональное образование «Санкт-Петербургский морской технический колледж»;

· Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15 Колпинского района Санкт-Петербурга»;

· Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга»;

· Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 Калининского района Санкт-Петербурга»;

· Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 комбинированного вида Фрунзенского района».

2010 год стал подготовительным для реализации федерального закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Опыт шести созданных в 2010 году автономных учреждений и подготовленные нормативные документы позволили отработать процесс формирования государственного задания.

По данным администраций районов Санкт-Петербурга, в 2011 году запланирован переход 26 образовательных учреждений в автономные. В соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения готовится или по инициативе государственного образовательного учреждения, или по инициативе исполнительного органа государственной власти, на которое возложено управление государственным имуществом, с согласия государственного учреждения (учредитель). В настоящий момент предложения по переходу инициируются государственными образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях должны быть проведены общие собрания коллективов, на которых принимаются решения об изменении типа образовательного учреждения с бюджетного на автономное. Единственной проблемой при переходе в автономию может стать неготовность руководителя ОУ для принципиально иного управления. Как только руководитель готов к принятию такого решения, город готов его поддержать.

Реальна ли ситуация, когда во всех петербургских образовательных учреждениях будут компьютеризированы все рабочие места учителей?

Город и сегодня практически готов к этому. Важно, как приобретенными ресурсами распорядился руководитель ОУ, сумел ли он грамотно выстроить образовательное пространство.

Вот лишь некоторые цифры. Масштабное внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, методическая и техническая поддержка педагогов на местах планомерно осуществляются в Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет. Внедрение электронных ресурсов в образовательных учреждениях осуществляется в рамках реализации Плана мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга на 2006–2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1881 от 13.12.2005 и Плана мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга на 2009–2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1202 от 30.09.2008 года.

За истекший период для образовательных учреждений Санкт-Петербурга были приобретены: 665 компьютерных классов; 1033 мультимедийных проектора; 2433 отдельных компьютера; 770 интерактивных досок; 257 цифровых лабораторий по физике, химии, биологии и робототехнике; 332 610 единиц лицензионных программных педагогических продуктов. Повысили свою квалификацию в сфере использования информационно-компьютерных технологий — 16 116 работников образовательных учреждений. Еще в декабре 2006 года все общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга были подключены к сети Интернет. В настоящее время все общеобразовательные учреждения участвуют в реализации проекта «Электронный дневник учащегося». Кроме того, в 8 государственных образовательных учреждениях развернуты площадки по реализации программ дистанционного обучения 262 детей-инвалидов средствами дистанционных технологий. Организованы рабочие места для 131 педагога, прошли повышение квалификации 1167 педагогов. Разработаны и используются в образовательном процессе 35 курсов дистанционного обучения по общеобразовательным предметам, 9 курсов дистанционного обучения для организации занятий в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров, 10 электронных учебно-методических комплексов для массовых рабочих профессий. В Центре дистанционного обучения развернут сервер, на котором размещены учебные курсы по различным дисциплинам, электронные образовательные ресурсы. Развернута система «Интегрированная информационная среда электронного обучения» для учащихся 9–11-х классов, которая предполагает возможность ресурсного обеспечения организации дистанционного обучения по отдельным предметам в любом общеобразовательном учреждении или самостоятельное изучение школьниками различных разделов школьных дисциплин.

В 2011 году будет продолжена реализация названных направлений изменения школьной инфраструктуры, в том числе планируется оборудование 250 рабочих мест для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, закупка оборудования для 83 кабинетов физики и 84 кабинетов химии, оборудование площадок 200 государственных дошкольных образовательных учреждений. Проводимая Правительством Санкт-Петербурга программа переоснащения кабинетов физики и химии способствует увеличению численности выпускников 11-х классов, сдающих ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла: почти 40% выпускников в 2010 году выбирали в качестве предмета по выбору физику, химию и биологию. Это выгодно отличает наших выпускников от их сверстников их других регионов России.

Считаете ли Вы, что сегодня не хватает специальных СМИ для сотрудников образовательных учреждений?

Материалов о школе, объективно рассказывающих о том, что происходит в системе образования, действительно немного. На панельной дискуссии Петербургского образовательного форума ваш коллега произнес фразу, которая, к сожалению, ничего, кроме сожаления, и не вызывает: «Для журналиста хорошая новость — это плохая новость». Пока установка будет такой, мы будем мечтать об образовательном агентстве и предпринимать шаги по его созданию. Уже сегодня в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга активно развивается школьная пресса, мы используем возможности интернета: например, электронное издательство Невского района «Пионер», в котором любой педагог может представить свои материалы, и многое другое. В стратегии сформулирована основная задача этого направления — скоординировать работу этих изданий.

Как вам кажется, какой путь наиболее перспективен — развитие сети коррекционных школ, обучение детей с ограниченными возможностями в массовых школах по специальным программам? Дистанционное обучение? Какие проблемы вы видите в реализации каждого их этих п

Опыт наших зарубежных коллег говорит о том, что необходимо отрабатывать все пути: и инклюзивного, и интегративного образования. Главное — предоставить возможность ребенку получать образование в соответствии со своими возможностями и потребностями. Сложности, безусловно, будут. И на уровне юридическом — необходимо сформировать законодательную базу, и на уровне финансирования — необходимо предусмотреть материальные затраты на удовлетворение нужд ребенка, и на уровне профессиональной деятельности — пока отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.). Но главным являются проблемы общественного сознания — пока не сформированы необходимые социально-психологические установки.

Как уже было сказано, для решения этих проблем формируется рабочая группа по разработке программы инклюзивного образования в Санкт-Петербурге, в которую войдут все заинтересованные лица — и педагоги, и родители, и общественные организации. 

Как Вы оцените успехи СПб школы на фоне других регионов?

Санкт-Петербург — признанный лидер образования. Не раз мы доказывали это победами и наших учителей, и наших детей. Некоторые примеры.

Высокий профессионализм петербургских педагогов неоднократно был подтвержден победами в различных конкурсах. С 2003 года петербургские учителя дважды становились абсолютными победителями Всероссийского конкурса «Учитель года» (2003 — И. А. Карачевцев, 2007 — Д. Д. Гущин) и дважды — его лауреатами (2005 — Ж. В. Ловкис, 2006 — С. А. Букинич).

Особенным для педагогов и учащихся петербургских школ стал 2010 год — Год Учителя.

Победителем Всероссийского конкурса молодых учителей «Педагогический дебют — 2010» стал учитель математики гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга Г. И. Вольфсон.

4 марта 2010 года победителем Всероссийского конкурса инновационных моделей методических служб «Методическая служба» (I место) признан коллектив Научно-методического центра Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Яркими на протяжении многих лет были победы наших учеников.

Во Всероссийской олимпиаде школьников в 2008 году сборные команды учащихся Санкт-Петербурга заняли 95 призовых мест, в 2009 году 112 школьников стали победителями и призерами, завоевав 114 призовых мест, в 2010 году 102 школьника завоевали 106 призовых мест.

Школьники Физико-математического лицея №239 Центрального района Санкт-Петербурга победили в XXV открытой олимпиаде КНР по математике, состоявшейся в г. Чунцин (Китай) с 20 по 25 января 2010 года: Станислав Ерохин и Никита Устинов — золотые медали, Иосиф Климовицкий — серебряная.

26–28 февраля 2010 в г. Бухаресте команда России заняла первое общекомандное место в международной олимпиаде Romanian Masters in mathematics, в которой приняли участие школьники 20 сильнейших стран в области математики. Школьники Физико-математического лицея N 239 завоевали золотую (Кирилл Савенков) и серебряную (Константин Тыщук) медали.

Школьники ГОУ СОШ № 572 Невского района Санкт-Петербурга Костантин Анисимов и Богдан Нетребский заняли третье место в секции «Математика» в конкурсе научных проектов для старшеклассников Intel ISEF. Конкурс проводится более 50 лет, это самое известное и престижное мероприятие для старшеклассников, занимающихся наукой и планирующих дальнейшую карьеру в области высоких технологий, медицины, биологии, информатики и естественных наук.

Эти и многие другие наши победы подтверждают нашу уверенность в том, что система образования Санкт-Петербурга движется в правильном направлении — и мы по праву можем ее гордиться!

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу