Статьи

Брысов Виталий Львович
зам. директора ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», руководитель РЦОИ


Вы можете ознакомиться с материалом в № 2 (72) 2018 года

Сдавайте ЕГЭ спокойно

Часто именно излишняя тревога родителей становится причиной стресса, перевозбуждения или депрессии их ребенка.

Прежде всего в день экзамена перед выходом из дома нужно обязательно проверить наличие паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Свидетельство о рождении, ученический билет и даже водительское удостоверение такими документами не являются.

Опоздавшие в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации» допускаются до сдачи экзамена, но время экзамена для них не продлевается.

Не стоит бояться что-то зачеркнуть или исправить в развернутом ответе, за это оценка не снижается. Кстати, в качестве черновика можно использовать не только специально выданные листы, но и сами тексты заданий.

На рассмотрении апелляции нужно быть готовым к отстаиванию своих позиций с точными аргументами.

Наступил май, выпускники школ, их родители и учителя все чаще говорят о Едином государственном экзамене, все больше переживают по поводу будущих результатов. Несмотря на почти пятнадцатилетнюю историю ЕГЭ, снова и снова возникают споры о его достоинствах и недостатках, как правило, основанные на неосведомленности или устаревшей информации. Наша задача — поделиться информацией, знание которой поможет сдать экзамены без лишнего напряжения.

Настрой на экзамен

Одним из залогов успешной сдачи экзаменов (любых, не только ЕГЭ), является спокойное, собранное состояние самого экзаменующегося и окружающих его людей, прежде всего родителей и учителей. В интернете можно найти много профессиональных советов психологов и педагогов о подготовке к экзаменам.

Психологический климат для будущего участника экзамена, действительно, крайне важен. В связи с этим главная задача родителей — сдерживать собственное волнение, оградить ребенка от своих страхов и ожиданий по поводу результатов ЕГЭ. Часто именно излишняя тревога родителей становится причиной стресса, перевозбуждения или депрессии их ребенка.

Как избежать ошибок

Мы бы хотели обратить внимание читателей на еще одну важную сторону готовности выпускника к успешной сдаче экзамена: знание процедуры экзамена. Понимание выпускниками (их родителями и законными представителями) прав и обязанностей сдающего, правил заполнения бланков, особенностей оценки некоторых заданий, на наш взгляд, позволяет избегать многих обидных ошибок, влияющих на результат.

Прежде всего в день экзамена перед выходом из дома нужно обязательно проверить наличие паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Свидетельство о рождении, ученический билет и даже водительское удостоверение такими документами не являются. Именно паспорт является «входным билетом» в пункт проведения экзамена. Если паспорт остался дома, в этом случае личность сдающего должен подтвердить сопровождающий от образовательной организации, но на это тратится время и нервы, чего желательно избегать.

Довольно частая ошибка — опоздание на экзамен. Необходимо заранее выяснить, где находится пункт проведения экзамена, его адрес. Нужно помнить, что разные экзамены могут проходить в разных местах. Важно верно оценить, сколько требуется времени, чтобы туда добраться. Конечно, опоздавшие в соответствии с «Порядком проведения государственной итоговой аттестации» допускаются до сдачи экзамена, но время экзамена для них не продлевается. Еще сложнее ситуация при проведении письменного экзамена по иностранным языкам, где сразу после начала экзамена прослушивается аудиозапись, и допуск опоздавших участников в аудиторию невозможен, пока не закончится прослушивание аудиозаписи, а персональное прослушивание для опоздавших не проводится.

К сожалению, экзаменующиеся не всегда внимательно слушают инструкцию, которую организаторы зачитывают в аудитории перед экзаменом. Кажется, что уже много раз слышали эти слова, все известно. Лучше еще раз внимательно выслушать организаторов. Возможно, вам придется подавать апелляцию, о чем будет сказано ниже. Если после инструктажа что-то осталось непонятным, лучше задать вопросы и получить полное и подробное разъяснение. Это право участника ЕГЭ.

Каждый год выявляется несколько участников ЕГЭ, попытавшихся пронести на экзамен запрещенные технические средства связи, мобильные телефоны, программируемые калькуляторы, шпаргалки и т.д. Мы не советуем так поступать. Прежде всего потому, что это просто непорядочно. Кроме того, это административно-правовое нарушение (статья 19.5 Кодекса об административно-правовых нарушениях) приводит к удалению с экзамена и потере права на его сдачу в этом году.

Не стоит пытаться разговаривать с другими участниками во время экзамена, передавать какие-то предметы, это тоже нарушение порядка проведения экзамена и тоже влечет за собой удаление.

Правильно заполняем бланки

Частая ошибка, которая встречается ежегодно, — заполнение бланков шариковой ручкой. Поскольку бланки участников сканируются и обрабатываются на компьютере, заполнять их нужно только черной гелевой ручкой, тогда отсканированное изображение будет отчетливо видно и эксперты смогут оценить содержание ответа участника, а не исследовать изображение, где половину написанного невозможно разобрать.

Теперь, когда печать и сканирование бланков происходит прямо в аудитории в присутствии экзаменуемых, все бланки черно-белые и односторонние. Писать на обратной стороне бланка не следует. Записанные там ответы не будут проверяться и оцениваться экспертами. А вот наличие посторонней информации (имена, телефоны и др.) — повод для аннулирования работы.

Все прекрасно понимают, что у каждого человека свой собственный почерк. Он не всегда четкий и легко читаемый, однако экзаменуемый должен постараться писать максимально аккуратно, разборчиво. В первой части работы, проверяемой автоматически, это важно, потому что компьютер не всегда может распознать символы, написанные не в соответствии с шаблоном, приведенном в бланке. И хотя работа компьютера проверяется верификатором, человеку тоже бывает сложно разобрать небрежно написанные буквы и цифры.

Задания с развернутым ответом проверяют эксперты. Если эксперт не сможет разобрать слова или символы, оценка может оказаться ниже, чем могла бы быть, будь почерк участника экзамена разборчивее.

Требования к ответу на задания

Важно, чтобы сдающий экзамены выпускник понимал требования к ответу на задание. Если ответ выглядит как последовательность цифр, надо знать, важен ли порядок цифр в этой последовательности или нет. Если ответом является отношение двух величин, то нужно понимать, существенно ли, какая величина находится в числителе, а какая в знаменателе и т.д. Все это подробно описано в тексте заданий и требует всего лишь элементарной внимательности.

Если задание содержит вопрос, на который надо дать развернутый ответ, то отвечать нужно точно на поставленный вопрос, не следует давать лишнюю, дополнительную и необязательную информацию.

Не стоит бояться что-то зачеркнуть или исправить в развернутом ответе, за это оценка не снижается. Кстати, в качестве черновика можно использовать не только специально выданные листы, но и сами тексты заданий.

Апелляция — что нужно знать

Форма и содержание государственной итоговой аттестации выпускников, а также требования к уровню подготовки, известны заранее, но участников экзамена и их родителей по-прежнему волнует:

  • правильно ли оценят работу;
  • не будет ли решение экспертов, проверяющих работы по определенным критериям, слишком формальным или, того хуже, субъективным и предвзятым;
  • что делать, если на самом экзамене произошло что-то непредвиденное, отступающее от заданных правил;
  • как поступить, если не согласен с оценкой, если не понял, почему результат получился ниже ожидаемого?

Для решения таких вопросов у экзаменуемых есть возможность подать апелляцию. Однако апеллировать по вопросам содержания, формулировок и структуры экзаменационных заданий, оценивания результатов выполнения заданий с кратким ответом, а также по вопросам нарушения самим участником требований оформления экзаменационной работы нельзя.

Если на экзамене случилось что-то непредвиденное, что-то, настолько помешавшее выполнять работу и, возможно, повлиявшее на итоговый результат, участник имеет право подать апелляцию о нарушении Порядка проведения ГИА — причем, только в день экзамена, не покидая пункта проведения. Очень важно, чтобы участник экзамена самостоятельно принял решение о подаче такой апелляции. При этом следует иметь в виду, что в случае ее удовлетворения результаты экзамена будут полностью аннулированы, а экзамен можно будет пересдать в резервный день.

После того, как станут известны результаты экзамена, участник может подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Ее подают в течение двух рабочих дней после дня официальной публикации результатов экзамена. Ни в коем случае не стоит бояться этого делать, идя на поводу у чужого мнения и распространенных мифов о бессмысленности этой процедуры и наличии «установок не повышать баллы». Но, подавая апелляцию, нужно не только утвердиться в своем мнении о несправедливой оценке конкретных заданий, но и в отсутствии ошибок и неточностей в других заданиях, которые, возможно, были проверены экспертами с «пограничной» степенью лояльности. При рассмотрении апелляции экспертами перепроверяются все развернутые ответы, поэтому конфликтная комиссия может не только повысить балл или оставить оценку без изменения, но и, к сожалению, понизить. На рассмотрении апелляции нужно быть готовым к отстаиванию своих позиций с точными аргументами.

Конфликтная комиссия

Для одних участников государственной итоговой аттестации «конфликтная комиссия» ассоциируется со спорами, столкновениями мнений, напряженными ситуациями. Для других – с объективной оценкой результатов и надеждой на восстановление справедливости в случае ошибки. Третья категория участников обращается в конфликтную комиссию на всякий случай: вдруг повезет получить дополнительный балл. Последних, правда, становится всё меньше.

Ответить на вопросы апеллянта, разрешить его недоумения, дать необходимые разъяснения, обратиться в Государственную экзаменационную комиссию, и в итоге совместными усилиями восстановить истину, спасительную для одного апеллянта и, возможно, неприятную для другого, — таковы задачи членов конфликтной комиссии. Сделать это необходимо, не только строго придерживаясь рамок существующих нормативных документов, но также проявляя терпение и такт. Разрешение напряженных психологических моментов, благополучное завершение процедуры апелляции — с этими сложными задачами члены конфликтной комиссии успешно справляются, опираясь на большой имеющийся опыт и профессиональное мастерство.

Уважаемые участники государственной итоговой аттестации! Уважаемые родители! Уважаемые учителя!

Нам бы очень хотелось, чтобы в ходе экзаменов ни у кого не возникало сложных проблем, не было нервозности и конфликтных ситуаций. Чтобы результаты экзаменов были честными и объективными. Чтобы во всех случаях все проявляли уважительное отношение друг другу, основанное на взаимном доверии и соблюдении закона. 

Возврат к списку