Статьи

Федосов Александр Борисович
и.о. директора ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», председатель оргкомитета конференции ИТНШ


Вы можете ознакомиться с материалом в № 2 (72) 2018 года

Конференция «Информационные технологии для Новой школы»

Конференция ИТНШ — сложившееся профессиональное сообщество, объединенное гуманистическими инновационными ценностями и смыслами. Эти ценности и смыслы отражены в созданном участниками коллаже, зафиксировавшем своеобразный глоссарий конференции, который собравшиеся используют в общении, в своей профессиональной практике.

Подготовка конференции осуществляется в сетевом режиме. Потенциальные ведущие подают заявки, которые проходят экспертизу и отображаются на сайте, где с ними знакомятся участники конференции. Для удобства выбора существует сервис закладок с его помощью можно отмечать события, которые вызывают интерес.

Выставка и презентация инновационных продуктов на конференции является полноценной площадкой для диалога педагогического сообщества и фирм-разработчиков и дистрибьюторов ИТ-продуктов.

Мастер-классы и презентации в формате ноу-хау стимулируют профессиональное развитие педагогов.

Круглый стол — одна из форм дискуссии, в которой принимают участие разные люди, имеющие различный опыт, точки зрения и равные права на их высказывание. Именно благодаря этому круглый стол символизирует плодотворную дискуссию и готовность к принятию компромиссных решений.

Подать заявку на проведение выездного семинара, стать площадкой конференции, ее партнером образовательное учреждение может по собственной инициативе. Организаторы оставляют за собой право экспертной оценки и согласования содержательных и организационных вопросов.

Организаторы намерены активно расширять возможности дистанционных участников, формируя для них программу на базе использования ИКТ-инструментов. По сути это направление конференции демонстрирует практическую ценность и значимость современных технологических решений для обеспечения доступности и качества образования.

28–30 марта 2018 года в рамках Петербургского международного образовательного форума в девятый раз прошла всероссийская конференция с международным участием «Информационные технологии для Новой школы» (ИТНШ). Организатор конференции — Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий. Партнером конференции в течение последних трех лет является школа № 509 Красносельского района, активно внедряющая идеи инновационного развития и информатизации.

На конференцию зарегистрировалось более двух с половиной тысяч человек (из них 1400 очно, остальные — дистанционно) из 63 регионов Российской Федерации и 8 иностранных государств. Особенно широко были представлены Санкт-Петербург, Ленинградская область, Москва и Московская область, Казань, Краснодар, Крым, Екатеринбург, Омск, Удмуртия, Нижний Новгород, Новгородская область, Псковская область, Вологда. Приехали участники и из отдаленных регионов — Владивостока и Камчатки. Свыше 50% педагогов и управленцев участвуют в конференции уже не в первый раз.

ИТНШ имеет традиционную, устоявшуюся структуру: в первый день проводятся выездные семинары на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга, во второй и третий работа проходит на стационарной площадке конференции.

Конференция ИТНШ — сложившееся профессиональное сообщество, объединенное гуманистическими инновационными ценностями и смыслами. Эти ценности и смыслы отражены в созданном участниками коллаже, зафиксировавшем своеобразный глоссарий конференции, который собравшиеся используют в общении, в своей профессиональной практике.

ИТ-конференция предполагает современные ИТ-решения

Каждый участник конференции имеет «личный кабинет» на сайте http://conf.rcokoit.ru, откуда можно подавать заявки на проведение различных мероприятий и формировать индивидуальный маршрут участия в событиях ИТНШ.

Подготовка конференции осуществляется в сетевом режиме. Потенциальные ведущие подают заявки, которые проходят экспертизу и отображаются на сайте, где с ними знакомятся участники конференции. Для удобства выбора существует сервис закладок с его помощью можно отмечать события, которые вызывают интерес.

За 10 дней до начала конференции на сайте публикуется тайм-схема, т.е. расписание. Соотнося закладки с расписанием, можно планировать маршрут и регистрироваться на выбранные события и активные мероприятия. А перед началом конференции в «личных кабинетах» участников формируются индивидуальные маршрутные листы посещения событий конференции в соответствии со сделанным выбором. Таким образом, участники могут пользоваться не только общей программой, но и индивидуальной, самостоятельно собранной из многообразных мероприятий (за 3 дня их более 130).

Каждый участник на входе получает собственный бейдж с QR-кодом. Специальная программа для считывания QR-кодов позволяет регулировать потоки и анализировать, какие мероприятия пользуются большей популярностью. Такие решения позволяют, во-первых, обеспечивать высокий уровень организации при больших потоках участников и разнообразии событий. Во-вторых, информация о распределении информационных потоков активно анализируется организаторами и используется при формировании программы ИТНШ следующего года.

В 2018 году впервые была успешно опробована прямая многоканальная трансляция событий «Арены», мастер-классов, презентаций ноу-хау и круглых столов. В режиме онлайн все трансляции (более 60) были доступны на официальном сайте ИТНШ, а после завершения конференции — на официальном канале ИТНШ в YouTube. Это значительно расширило возможности дистанционных участников конференции и позволило очным участникам расширить круг доступных мероприятий.

ИТНШ-2018 — это разнообразие форматов и содержания

Всегда привлекает слушателей «Арена» с выступлениями, посвященными проблемам, возможностям и перспективам использования ИКТ в обучении и управлении качеством образования.

Выставка инновационных продуктов — площадка для диалога педагогического сообщества и фирм-разработчиков и дистрибьюторов ИТ-продуктов. В 2018 году в ней участвовали 27 компаний. Современные средства информатизации на выставке демонстрировали и представители фирм, и методисты, и педагоги, использующие эти средства как в образовательном процессе, так и в управлении образовательной организацией.

Традиционный формат конференции — мастер-классы, где участники знакомятся с инновационными идеями и осваивают приемы использования ИКТ под руководством признанных в этой области специалистов. На ИТНШ-2018 за 2 дня прошло 48 мастер-классов, которые посетили около 1300 участников.

Важные проблемы в ходе конференции традиционно обсуждаются на круглых столах. В этом году их было 7 — разнообразных по тематике, но одинаково дискуссионных. Подобную форму в этом году выбрали более 600 человек.

Внимание участников, как правило, приковано к презентациям в формате ноу-хау. Они посвящены уже реализованным педагогическим и управленческим проектам, анализу полученных результатов. За два дня прошло 40 презентаций, которые посетили свыше 1500 человек.

События в формате Open Space всегда пользуются большой популярностью, в этом году они заинтересовали более 500 посетителей конференции. Сменный состав работает в режиме нон-стоп, причем участники самостоятельно определяют и время пребывания, и характер собственной активности. Именно в таком режиме функционировали «Свободный кинозал «Объясняшки», «Свободный кинозал Newtonew», три игротеки интеллектуальных и образовательных игр от автора-разработчика игр Ю.В. Гурина, от постоянного информационного партнера конференции портала «Newtonew» и от члена элитарного клуба знатоков «Что? Где? Когда?» Алены Блиновой.

Особая роль отводится партнеру конференции — Некрасовскому колледжу. 30 студентов помогали организаторам с регистрацией участников, сканировали бейджи, фиксируя активность посетителей, помогали ориентироваться, ассистировали ведущим и в то же время могли активно участвовать во всех событиях конференции.

Подробности о форматах ИТНШ

«Арена»

«Арена» как формат конференции возникла в 2014 году, но уже прочно утвердилась среди событий ИТНШ. Активность заимствована у крупнейшей европейской выставки BETT в Лондоне, посвященной информационным технологиям в образовании. Она стала своеобразной заменой традиционного пленарного заседания.

Основные отличия «Арены» от стандартного пленарного заседания:

Пленарное заседание является общим для всех участников, а посетители «Арены» могут сформировать свой собственный график посещения выступлений в зависимости от того, что им интересно.

Традиционное пленарное заседание в основном содержит выступления лекционного характера, на «Арене» возможны лекции, диалоги, дискуссии, презентации, анонсы.

Есть и то, что сближает «Арену» с традиционным пленарным заседанием: здесь выступают лидеры, профессионалы, инноваторы, представляющие сообществу свои идеи, размышления, предложения.

О чем говорили на «Арене» 2018-го года? Наибольший интерес вызвало выступление докторантов Таллиннского университета Марины и Юри Курвитс, которое носило парадоксальное название «Менять нельзя работать как прежде». Выступающие в эффектном игровом формате говорили о том,

  • почему сегодня актуальны изменения образовательного процесса в сторону интерактивности, самостоятельности, метрапредметности;
  • почему эти изменения так непросто даются сегодня и педагогам, и ученикам;
  • какие инструменты помогут внедрению этих изменений.

После эмоционального, вдохновляющего выступления участники сами поставили запятую в высказывании, вынесенном в название конференции.

Особый интерес вызвало у участников аналитическое выступление «Конференция в зеркале смыслов» (д.п.н., проф. Л.С. Илюшин и к.п.н. А.А. Азбель). Авторы выступления наблюдали за происходящим, беседовали с участниками и поделились с сообществом своими размышлениями по поводу ценностно-смыслового контекста ИТНШ-2018.

Для заочных участников конференции и профессионального сообщества в Интернете велась прямая трансляция событий «Арены».

Выставка и презентации инновационных продуктов

Это традиционный формат конференции, существующий с 2010 года. Здесь можно задать множество вопросов и получить на них увлекательные и наглядные ответы.

  • Как работает и что умеет интерактивное оборудование нового поколения?
  • Для чего нужны роботы в дошкольном образовании и в школе?
  • Как функционирует дополненная реальность?
  • Как с помощью достаточно простой технологии создать учебный мультфильм?
  • В чем особенность современных рабочих тетрадей?
  • Каковы особенности использования программируемых калькуляторов?
  • Как можно обогащать уроки с помощью материалов интернет-порталов, содержащих современный образовательный контент?
  • Как работают сетевые технологии в решении проблем выбора образовательного маршрута в дополнительном образовании и в решении проблем профориентации?
  • Какую платформу можно использовать для дистанционных курсов?
  • Какие книги будут полезны учителю, использующему современные образовательные технологии на базе ИКТ?

Выставка и презентация инновационных продуктов на конференции является полноценной площадкой для диалога педагогического сообщества и фирм-разработчиков и дистрибьюторов ИТ-продуктов.

На ИТНШ-2018 представляли свою продукцию 27 компаний- частников выставки и партнеров:

  1. Группа компаний «Образовательные технологии».
  2. Петербургский информационно-внедренческий центр.
  3. Компания Netrika.
  4. Балтийская Медиапроекционная Компания (БМК).
  5. Quality Network Appliance Provider (QNAP).
  6. Майкрософт Россия.
  7. Медиапроект NewToNew.
  8. СТД «Пеликан».
  9. ООО «Коллибри-учебник».
  10. Издательство «Физикон».
  11. ООО «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК).
  12. «Траектория таланта».
  13. Издательство «Русское слово».
  14. ООО «Аксиома» (MakeTest).
  15. ООО «ПОС78» («Волшебный экран»).
  16. Компания ТЭКО.
  17. АО РОББО.
  18. Ассоциация 3Д образования (в партнерстве с ООО «Ленгрупп»).
  19. TEGRATECH-AV.
  20. Компания Мерсибо.
  21. Casio Europe GmbH.
  22. Образовательная платформа Учи.ру.
  23. ООО «Национальный книжный центр».
  24. Форум Медиа (издательство и учебный центр).
  25. Компания «Гамма-Центр», проект АПК «Школа».
  26. НПФ «Амалтея».
  27. ООО «Норд-ЛК».

Мастер-классы: чему на них учатся?

Мастер-классы многие участники считают центральным событием конференции. Регистрацию на них открывают за неделю до проведения, и уже буквально через несколько часов свободных мест нет, хотя мастер-классов всегда немало.

Понятие «мастер-класс» не имеет единой трактовки, обобщенно говоря, это обучение у мастера. В понимании организаторов ИТНШ мастер-класс — прежде всего деятельностный жанр, событие, в ходе которого участники не только знакомятся с интересными идеями и опытом мастера, но и осваивают технологии их реального, практического воплощения. Такое понимание требует от ведущего продумывать, чему и каким образом участники научатся, с какими новыми идеями и новым практическим опытом выйдут из аудитории. Есть еще одна традиция мастер-классов ИТНШ: все материалы ведущие выкладывают в общий доступ в сообщество конференции в Google+. Большинство мастер-классов снимается на видео. Это важно, чтобы не попавшие на конкретный мастер-класс могли познакомиться с его содержанием заочно.

Многие ведущие мастер-классов хорошо знакомы аудитории ИТНШ, их ежегодно ждут с нетерпением, их идеи воспринимаются как стимул профессионального развития. Есть и те, кто в этом году впервые выступил с инициативой проведения мастер-класса, прошел экспертизу и вызвал большой интерес участников конференции.

Географические характеристики ведущих мастер-классов впечатляют: Мурманск и Владивосток, Краснодар и Челябинск, Екатеринбург и Нижний Новгород, Таллинн и Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Псков, Петрозаводск, Калуга, Балашиха и Обнинск.

Активно обсуждались на МК вопросы, связанные с сетевыми сервисами и средами, позволяющими сделать процесс обучения интерактивным, геймифицированным, занимательным, ориентированным не только на предметные, но и на метапредметные связи. Ведущие демонстрировали, каким может стать образовательный процесс с использованием возможностей портала «Учи.Ру», Национального корпуса русского языка, сервиса дополненной реальности Aurasma, программ Fockusky, Desmos, медиаколлекций «Физикон», портала «ЯКласс», цифровой среды «Умной школы». Много говорилось о STEAM-подходах. Важно отметить, что сервисы и технологии не были первичными, а рассматривались как эффективные инструменты решения педагогических задач.

Продуктивно прошли МК, где обсуждалось, какие образовательные среды и инструменты актуальны для организации проектной и исследовательской деятельности, какими ИКТ-инструментами можно успешно мотивировать детей к познанию и стимулировать их активность.

Большое внимание привлекли МК, связанные с современными бизнес-технологиями и их возможностями использования в образовании: речь шла о сторителлинге, скрайбинге, AGILE-преобразованиях современного образовательного процесса.

Тематика ряда МК была связана с возможностями средств визуализации (мультипликация, интерактивная графика, использование возможностей сети Instagram).

С интересом знакомились участники с разными подходами к дистанционному обучению.

Особый интерес вызвал мастер-класс, проведенный известным игроком интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Аленой Блиновой. Он был посвящен особенностям структуры и содержания игровых вопросов. Участники активно создавали такие вопросы и не менее активно обсуждали, как могут быть использованы задания такого плана в образовательном процессе.

Диалоги после мастер-классов перешли в Сеть. Все материалы трансляций, презентации и ссылки участников находятся в открытом доступе, активные участники выкладывают собственные конспекты, в том числе выполненные в технике скрайбинга, ведущие отвечают на вопросы.

Что знают и умеют, чем готовы делиться ведущие презентаций в формате ноу-хау

Презентации в формате ноу-хау впервые были опробованы на ИТНШ-2016 и вызвали большой интерес участников. В отличие от мастер-классов такие презентации не ставят задач, связанных с освоением конкретных практических умений. Здесь представляются реализованные проекты, связанные с обучением и управлением. Обязательное требование к ведущим — подробно описать проект, продемонстрировав результаты, которые затем анализируют вместе с заинтересованной аудиторией.

Ведущие презентаций ноу-хау представляли идеи в области современной организации образовательного процесса, в том числе систему проектной и учебно-исследовательской деятельности, бесклассную (потоковую) систему обучения, находки в области смешанного обучения, методологию Scrum в учебной деятельности, идеи инклюзивного и междисциплинарного обучения.

Интересными для участников стали презентации, где были показаны результаты реализации проектов в области оценки качества дошкольного образования, лучшие региональные практики STEAM-обучения, опыт развития технического творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Многие ноу-хау привлекли участников неформальными подходами к решению управленческих задач (электронная учительская, творческая лаборатория учителей, профессиональные конкурсы).

Живой отклик участников вызвала презентация, посвященная опыту использования электронной среды МЭШ (Московская электронная школа), перекликавшаяся с проблематикой выездного семинара, посвященного другой электронной среде обучения — Мобильной электронной школе.

Мастер-классы и презентации в формате ноу-хау стимулируют профессиональное развитие педагогов. Многие участники, обмениваясь впечатлениями, говорили о том, что конференция вдохновила их на поиск идей и активное желание совершенствовать собственную практику.

Круглые столы

Это понятие родом из Средневековья: по преданию, король Артур усадил соратников за круглый стол, чтобы они почувствовали себя равными королю, а также равноправными.

Сегодня круглый стол — одна из форм дискуссии, в которой принимают участие разные люди, имеющие различный опыт, точки зрения и равные права на их высказывание. Именно благодаря этому круглый стол символизирует плодотворную дискуссию и готовность к принятию компромиссных решений. Именно так прошли семь круглых столов ИТНШ-2018.

Большое внимание участников привлек круглый стол «Информационная среда региона: комплекс технологических концепций и решений и реализация риск-ориентированного подхода в управлении», организованный партнером ИТНШ компанией «Нетрика». Участники говорили о том, как должна быть устроена информационная среда региона, обеспечивающая разнообразные возможности управления современной системой образования. В качестве примера была рассмотрена информационная среда петербургской школы.

Собрал заинтересованную публику круглый стол «Основы Blockchain», организованный специалистами исследовательской Blockchain-лаборатории. Участники познакомились с основными понятиями, смогли выяснить у специалистов, какой образовательный и управленческий потенциал имеет эта современная технология.

Особое внимание участников привлек КС, посвященный работе с метаданными в школе. Методологию анализа БД представляли профессионалы-аналитики и школьные управленцы. В рамках круглого стола состоялся их диалог, в ходе которого был сформулирован запрос на конкретные области и категории данных, прошло обсуждение опыта их использования в области принятия управленческих решений.

Интересным для участников был круглый стол «Самопознание или гонка за компетенциями?», представленный разработчиками федерального навигатора дополнительного образования (компания «Траектория таланта»). Речь шла о поиске сфер самореализации и о поддержке ребенка в процессе самоопределения.

Уже традиционным для ИТНШ стал круглый стол, посвященный новым формам повышения квалификации педагогов. Участники констатировали, что система повышения квалификации учителей находится в состоянии поиска новых форматов и эффективных программ профессионального развития. В ходе круглого стола обсуждались вопросы, связанные с международными стандартами профессионального развития учителей, очно-дистанционными форматами повышения квалификации, формированием личного пространства профессионального развития педагога, возможностями применения блокчейн технологий и др.

Увлекательным оказался разговор в формате круглого стола «Готова ли школа к НЕобразовательным инновациям?». Участники говорили о том, что информатизация делает процессы прозрачными, управляемыми и эффективными. Но рынок IT-решений мало что предлагает школе в сферах, напрямую не связанных с обучением, таких как профессиональное развитие, мониторинг, социально-психологическое сопровождение, управление проектами и др. Участники обсудили, какие цифровые сервисы и почему востребованы школой как организацией.

Много заинтересованных участников собрал круглый стол-презентация конкурса «Открытое образование в открытой среде», организованный партнером ИТНШ международным детским центром «Артек». Участники имели возможность обсудить с организаторами и членами жюри миссию и задачи конкурса, требования к конкурсным работам и критерии оценивания, конкурсную процедуру. Организаторы надеются, что среди участников ИТНШ много потенциальный конкурсантов, т.к. конференция и конкурс связаны общностью целей и смыслов.

Презентации книг и авторских электронных ресурсов

Этот формат также стал традиционным для ИТНШ. Активные участники привозят на конференцию свои книги, знакомят с электронными ресурсами, созданными в текущем году. Почему именно сюда? Да потому, что у большинства этих материалов точка отсчета, старт именно здесь, на конференции, он начинается с успешно проведенного мастер-класса или презентации, динамичного и заинтересованного обсуждения.

Этот год не стал исключением. Многолетний участник ИТНШ Елена Квашнина из Екатеринбурга привезла на конференцию свою книгу «“Новые“ детские книги в пространстве библиотеки и школы». Автор попыталась соединить традиционные приемы работы педагога и библиотекаря с современными, легко применимыми в любой школе или библиотеке, обновляющими образовательный процесс, ориентированными на детей «цифровой эры». Именно об этом автор говорила с заинтересованной аудиторией на мастер-классах в 2015‒2017 годах.

Еще одна авторская презентация была посвящена электронным рабочим тетрадям ООО «СТОиК». Участникам был представлен проект «Интерактивные рабочие тетради» — инструментарий подготовки интерактивных заданий в форме, максимально приближенной к традиционным (бумажным) рабочим тетрадям. На ИТНШ 2016‒2017 разработчики демонстрировали отдельные возможности среды, а в 2018 году представили полноценный ресурс и рекомендации по его использованию в образовательном процессе.

В формате презентации прошло обсуждение Международного стандарта ISTE (International Society for Technology in Education). Коллектив авторов-постоянных участников ИТНШ Б.Б. Ярмахова, А.Л. Сотниковой, О.В. Тузовой выполнил перевод международных стандартов ISTE-2017 и предложил аудитории их обсуждение. Необходимо отметить, что стандарты обобщают современное понимание того, как цифровые технологии меняют школьный образовательный ландшафт. Стандарты ISTE обновляются ежегодно. В нашей стране материалы ISTE использовались в разделе «ИКТ-компетенции профессионального стандарта педагога».

Выездные семинары: куда и зачем приглашают участников конференции

Идея выездных семинаров впервые была реализована на ИТНШ-2012. Площадками выездных семинаров становятся образовательные учреждения-лидеры информатизации, готовые представить интересный, неформальный и нестандартный опыт использования ИКТ-инструментов в обучении, управлении, оценке качества образования и сопровождении образовательного процесса.

В чем смысл этой активности и как она организуется?

Понятно, что информатизация образовательного учреждения — процесс комплексный, который невозможно полноценно осуществить без взаимодействия всех сотрудников, всех участников образовательных отношений. В каждом образовательном учреждении есть своя история становления информатизации, свои механизмы, свои приоритеты, своя интересная профессиональная «кухня».

Выездной семинар в образовательном учреждении предоставляет возможность познакомиться с целостной системой информатизации ОУ, с ее содержательными, организационно-управленческими аспектами, услышать отдельные истории опыта информатизации — педагогические и управленческие. Поэтому выездные семинары интересны разным профессиональным категориям участников конференции: учителям, руководителям, специалистам службы сопровождения.

Подать заявку на проведение выездного семинара, стать площадкой конференции, ее партнером образовательное учреждение может по собственной инициативе. Организаторы оставляют за собой право экспертной оценки и согласования содержательных и организационных вопросов.

На ИТНШ-2018 действовали 18 выездных площадок, которые были отобраны из 43 заявок: 11 общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ, в том числе для детей с ОВЗ), 2 учреждения дошкольного образования, 2 учреждения дополнительного образования детей, 2 информационно-методических центра и одна необразовательная организация. Необходимо отметить, что ИМЦ (Московский и Фрунзенский районы) и необразовательная организация ООО РОББО-клуб» проводили выездные мероприятия совместно со школами.

На выездных семинарах был представлен опыт создания информационной образовательной среды для реализации задач, поставленных ФГОС дошкольного и общего образования. Информационные технологии были рассмотрены в различных контекстах:

  1. организация сетевого партнерства;
  2. оценивание образовательных результатов, диагностика и мониторинг;
  3. проектирование и организация внеурочной деятельности;
  4. формирование основ инженерного мышления;
  5. система абилитации, работа с детьми с ОВЗ.

Участники конференции высоко оценивают и опыт конкретных выездных площадок ИТНШ, и сам формат выездных семинаров. В 2018 году участников оказалось более 800.

Open Space

Площадки Open Space впервые появились на ИТНШ-2016 и стали популярны.

Что такое Open Space-активности:

  • время проведения и количество участников неограниченно;
  • участники сами определяют, сколько времени они проведут на площадке и чем будут заниматься.

На ИТНШ-2018 прошли следующие активности в формате OpenSpace:

  1. два кинозала,
  2. две игротеки,
  3. одна массовая интеллектуальная игра.

Свободный кинозал «Объясняшки» — это демонстрация роликов, созданных в технологии «Объясняшки» детьми и взрослыми. Участники имели возможность смотреть, задавать вопросы разработчику программы и учителю, активно использующему «объясняшки» в работе с учениками. При наличии планшета можно было попробовать создать простейшую «объясняшку» под руководством мастеров. Ведущий — разработчик программы Сергей Гевлич.

Свободный кинозал от портала NewToNew. Зрители могли увидеть отснятые специалистами портала материалы, посвященные уникальным школам. Среди них ФМЛ № 239, художественная школа, аграрная школа. Кроме того, демонстрировались видеосюжеты, посвященные актуальным вопросам современной школы. Организатор и ведущий кинозала — главный редактор портала NEWTONEW Людмила Ширшова.

Игротека от Юрия Владимировича Гурина. Ю.В. Гурин более 20 лет работает в качестве школьного игротехника, он автор книг про игры и разработчик игр для детей разного возраста. Участники игротеки могли поиграть и обсудить с автором перспективы использования разных игр в работе с детьми.

Игротека от портала NEWTONEW. Ведущие назвали эти игры «журналистскими». Можно также назвать их «играми со словом». Несомненно, у этих игр есть серьезный образовательный потенциал.

Массовая интеллектуальная игра. В игре приняли участие порядка 100 человек, объединившихся в команды. Вела игру член элитарного интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Алена Блинова. Участники игры на практике смогли оценить, что такое вопросы ЧГК, как строится обсуждение, какие результаты дает такая игра, а также обсудить по итогам игры возможности и перспективы ее использования в современной школе.

Дистанционная активность

Форматом конференции предусмотрены две формы участия — очная и дистанционная. Очным участниам доступен весь спектр событий и мероприятий. А что можно предложить «заочникам»? Опубликовать тезисы? Читать и смотреть материалы в сообществе Google+ и на сайте конференции? Участвовать в вебинарах? Все эти возможности заочные участники имеют уже не один год.

На ИТНШ-2018 спектр возможностей для заочных участников был значительно раширен.

На канале ИТНШ в YouTube были выложены видеопрезентации, снятые участниками конференции по материалам своих публикаций и обеспечена возможность их обсуждения. Большинство из отснятых 14 роликов уже имеют несколько сотен просмотров.

Как уже отмечалось, основные события ИТНШ шли в онлайн трансляции для дистанционных участников. В настоящее время видеоматериалы (более 70) доступны на канале ИТНШ в YouTube.

28 марта, в день выездных семинаров, дистанционные участники смогли смотреть встречу на базе школы № 515, где традиционно собралось сообщество «Учимся с Google» из разных городов. 29 и 30 марта транслировались открытие, далее — по 30 мероприятий ежедневно и затем — закрытие конференции.

Дистанционным участникам также был адресован вебинар «Опыт организации познавательных интернет-активностей в масштабах города», организованный специалистами Центра развития образования Самары.

Организаторы в будущем намерены активно расширять возможности дистанционных участников, формируя для них программу на базе использования ИКТ-инструментов. По сути это направление конференции демонстрирует практическую ценность и значимость современных технологических решений для обеспечения доступности и качества образования.

Сетевое сообщество участников конференции

С 2013 года функционирует сетевое сообщество участников конференции (в Google+), в котором зарегистрировано свыше 1500 участников. В сообществе ведущие представляют материалы своих выступлений для обсуждения. После конференции участники обмениваются впечатлениями:

  • «Я впервые проводила мастер-класс на таком уровне, очень понравилась поддержка и сооучастие аудитории. Очень впечатлила прямая трансляция в ютубе, мои коллеги из других регионов смотрели и прислали свои отзывы. Огромное спасибо за такую возможность».
  • «Хочется атмосферу конференции передать своим коллегам. Заразить всех вокруг ощущением творения чего-то важного точно так же, как на конференции».
  • «Нас очень много. С горячим сердцем, свежими идеями, готовых работать для детей. И это восхитительно!»
  • «Каждый раз, когда конференция заканчивается, я чувствую себя наполненным энергией благодаря новым идеям, которые я услышал, а также тому, что побывал на одной территории с коллегами, которые нацелены на самосовершенствование».
  • «Миссия ИТНШ — заражать творчеством».

Отзывы участников

В анкете по итогам конференции звучат такие высказывания:

  • «Конструктивный и позитивный настрой организаторов и участников. Тёплая, дружелюбная обстановка».
  • «Сочетание атмосферы серьезного труда и профессионального, но очень лично акцентированного общения».
  • «Ощущение, что нас ждали целый год».
  • «Уникальный энтузиазм, творчество и работоспособность коллег, представлявших свои разработки».
  • «Радует то, что в образовании столько творческих и неравнодушных людей!»
  • «Высокая концентрация педагогов-энтузиастов в одном месте».
  • «Много импульсов для дальнейшего развития».
  • «Утвердился в мысли, что работаю правильно».
  • «Искренность, открытость и желание делиться опытом, наработками — это то, что я чувствовала на протяжении всей конференции». 

Возврат к списку

Более 60 программ повышения квалификации по 1 475 рублей!