Статьи


Авторы:

Оксана Камакина, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга.

Мария Каштанова, методист, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППС Кировского района Санкт-Петербурга.

Вы можете ознакомиться с материалом в № 1 (71) 2018 года

Агрессия подростков: защита или нападение?

Существует различие между понятиями «агрессия» и «агрессивность». Агрессия в переводе с латинского означает «нападение», «враждебность». Под агрессией понимают некие действия индивида, направленные на нанесение физического или психического вреда, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессия может быть направлена на других, во вне, а также и на самого человека, ее (агрессию) проявляющую. 

Агрессивность представляет собой свойство, проявляющееся в готовности человека к агрессивному поведению. Эта готовность рассматривают как относительно устойчивую черту личности, и у одних она может быть высокой, а у других, наоборот, сниженной. 

Сама по себе агрессия — одна из возможных реакций индивида на нестандартную ситуацию: если для одних людей привычна стратегия «страуса» (спрятать голову в песок и не замечать проблему) или «зайца» (убежать подальше от угрозы), то другие выбирают стратегию «льва». И именно «лев» олицетворяет агрессивный тип адаптации к кризисной ситуации. 
 
Быть «львом» — это не хорошо, и не плохо. Более того, в норме агрессивность является социально приемлемым, а в некоторых ситуациях и необходимым качеством личности, отсутствие которого может стать причиной податливости, ведомости, конформности и пассивного поведения. К слову, существуют профессии, где определенная доля агрессивности — это профессионально важное качество (согласитесь, мы с вами вряд ли были рады содержать армию, в которой солдаты не способны дать должный отпор врагу по причине приверженности философии непротивления злу насилием). В повседневной жизни мы вряд ли одобрим безучастное поведение юноши или мужчины в ситуации, когда в его присутствии подвергаются насилию женщины и дети. Люди, увы, время от времени попадают в ситуации, где единственный приемлемый способ поведения – ответная агрессия, следующая за праведным гневом, возникающим в ответ на несправедливость. Поэтому уместно разделить агрессивность на конструктивную и деструктивную, потому что только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности и жестокости. И именно проявления деструктивной агрессивности со стороны детей и подростков так возмущают и пугают окружающих. 

Кто виноват?

Так почему же современные дети и особенно подростки часто проявляют именно деструктивную агрессивность? Очевидно, что причин этому немало, но мы бы хотели остановиться на социальных, а именно: на особенностях семейного воспитания и социо-культурных условиях.
Недостаточность родительской компетентности как способности правильно сориентироваться в ситуации воспитания, требующей действия, и правильно выполнить это действие (Е.А. Кабанченко). 

Зачастую именно семья, вольно или невольно, формирует агрессивные тенденции в поведении ребенка, и происходит это следующим образом:
  • Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия — это нормальный путь для удовлетворения своей потребности. Дети, наблюдающие агрессивность взрослых — особенно если это значимый и авторитетный для них человек, и особенно если ему удается добиться успеха благодаря агрессивности — как правило, воспринимают эту форму поведения. Причем такие дети ведут себя агрессивно при взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, проявляя мало прямой агрессии по отношению к родителям. 
  • Согласно данным современных исследований, родители воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность когда очень резко подавляют у него агрессивность или когда не наказывают за проявление агрессивности. 
Еще одна, чрезвычайно важная на наш взгляд, причина заключается в том, что наиболее часто практикуемую в современных семьях систему воспитания можно охарактеризовать как «детоцентрированную», когда ребенок является эпицентром жизни нескольких поколений семьи и его принято оберегать от любых невзгод и переживаний. Это приводит к тому, что у ребенка не формируется опыт сочувствия и сопереживания другому человеку и другому живому существу. А это очень важный для гармоничного развития личности опыт, который можно и нужно формировать уже в раннем детстве (только тогда он и может быть сформирован). Ведь всем нам понятно, что человек, умеющий отзываться на чужую боль, как физическую, так и душевную, и переживать ее как свою собственную, с меньшей вероятностью сознательно станет источником этой боли для другого человека или животного.

Нельзя обойти вниманием еще одну причину: средства массовой информации в изобилии демонстрируют сцены насилия, и современные дети совершенно беззащитны перед лицом настоящей информационной экспансии. Это приводит, с одной стороны, к чрезмерной осведомленности детей и подростков о событиях, со всеми подробностями освещаемых СМИ, и к совершенно закономерному росту беспокойства и тревоги, связанных с осознание хрупкости и незащищенности человека перед сегодняшней реальностью. С другой стороны, происходит социальное научение. Переживания, вызываемые пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящими на экране (как и в реальной жизни), ведут к возбуждению агрессии: ребенок проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. Даже просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать степень агрессивности. 

И последний момент, который хотелось бы осветить, — это широко транслируемая иерархия ценностей, в которой личный успех, эффективность и конкурентоспособность входят в «пятерку лидеров». Родители, особенно молодые, стремятся вырастить ребенка успешным, сильным, стремящимся к достижению цели любой ценой. Это приводит к тому, что ребенок не в состоянии оценить свои поступки, не понимает, что достижение цели всегда сопряжено с определенного рода последствиями для себя и других. 
 
Уровень агрессивности, таким образом, определяется как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за проявления агрессии.

Что делать?

Если говорить о коррекционной работе с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение, то для решения этих задач создан достаточно обширный педагогический инструментарий. 

Можно выделить следующие ключевые направления в такой работе:
  1. развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной рефлексии (с акцентом на развитие эмпатии); 
  2. обучение социально приемлемым способам проявления негативных эмоций, безопасным для себя и окружающих; 
  3. расширение поведенческого репертуара в различных ситуациях межличностного взаимодействия; 
  4. развитие позитивной самооценки; 
  5. создание условий для сотрудничества со сверстниками и взрослыми; 
  6. актуализация ценностей и вырабатывание ценностной рефлексии; 
  7. консультационная работа с родителями, направленная на коррекцию системы воспитания и развитие родительской компетентности; 
  8. консультационная работа с педагогами, предупреждающая провоцирующие факторы агрессивного поведения у детей, а также обучающая адекватному реагированию на проявление агрессии. 
Безусловно, чрезвычайно важно научить детей понимать себя, «исправлять» свое агрессивное поведение, решать свои проблемы и добиваться удовлетворения собственных потребностей без ущерба для себя и окружающих. Но это «симптоматическое лечение», которое, увы, не устраняет причин. 
 
Очевидно, что воспитательно-профилактическую деятельность нельзя ограничить лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к проявляющему агрессию несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует и неблагоприятная среда.

Дети и подростки — это «продукты» и «результаты» процесса воспитания в существующих социо-культурных условиях, своеобразная лакмусовая бумага, реагирующая на социальную ситуацию. И если поведение детей «не то», значит, это взрослые что-то «не так» делают. 

Главное — понять, что именно, сделать правильные выводы и исправить наконец «системную ошибку».

Возврат к списку

Более 60 программ повышения квалификации по 1 475 рублей!