Статьи

Терентьева
Светлана

Выпускница Президентской программы подготовки управленческих кадров для отраслей социальной сферы Ленинградской области, почетный работник общего образования Российской Федерации.

Вы можете ознакомиться с материалом в № 10 (70) 2017 года

Эффективные инструменты управления качеством образования

С первых дней реализации ФГОС педагогический кол­лектив ведет целенаправленную диагностику — кон­троль качества образования согласно новой стра­тегии государства. Проводятся входная, промежуточная (конец 1-го полугодия) и итоговая (конец года) диагности­ка обучающихся первых классов. Стандарты предусма­тривают реализацию как федеральной части учебного пла­на образовательной программы, так и части, самостоятель­но формируемой участниками образовательного процесса. В ее наполнении по направлениям (социальное, общеин­теллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное) активно участвуют учащиеся, родители. Именно они определяют индивидуальный марш­рут развития ребенка, его занятость во вторую половину дня, исходя из возможностей школы, оценивают качество его реализации.

В школе полного дня реализу­ется более 30 программ внеуроч­ной деятельности по различным направлениям образовательно-воспитательной работы. К этой работе привлечены как педагоги школы, так и сотрудники системы дополни­тельного образования детей. За по­следние пять лет школа установила тесные взаимовыгодные связи с си­стемой дополнительного образова­ния, что позволяет ей решать мно­гие вопросы в обеспечении качества и вариативности образования, тес­ной интеграции его основной и до­полнительной частей (внеурочной деятельности учащихся).

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Документация:

  • документы о планировании каче­ства образования (стратегиче­ского и оперативного);
  • документы об управлении каче­ством образования (политика в области качества образования, руководство по качеству, доку­ментированные процедуры управ­ления);
  • документы об обеспечении и улуч­шении качества образования (внешние и внутренние норма­тивные документы по обеспече­нию качества).

Они подразделяются на:

  • документы концептуального характера (миссия, стратегия образовательного учреждения);
  • документы, устанавливающие требования к процессу обучения и его результатам, к квалифика­ции и деятельности педагогиче­ского состава и т. п.;
  • документы о подтверждении качества образования (отчеты, справки, протоколы и т. п.);
  • нормативные документы (на госу­дарственном уровне, на уровне нашей организации).

Сама же система качества образо­вания в школе включает три уровня.

1. Базовый — совместное творче­ство учителя, ученика, родите­лей и партнеров школы.

2. Развивающая образовательная среда, своего рода пространство, в котором рождается и совершен­ствуется качество.

3. Деятельность администрации по созданию условий обучения, в которых творчество, педагоги­ческие инновации становятся не­обходимой предпосылкой работы в школе, а также деятельность по контролю качества образования.

Что касается обратной связи, то это по существу контроль качества образования, осуществляемый за­интересованными сторонами об­разовательного процесса: государ­ством, местными органами власти, родителями, учителями и админи­страцией образовательного учреж­дения. Модель обратной связи пред­полагает установление порядка вза­имодействия заинтересованных сто­рон и процедур выявления их мне­ния о качестве образования.

Подчеркну, что система контро­ля качества образования позволя­ет в динамике отследить резуль­тативность работы ученика, клас­са, учителя, выявить недостатки, причины, наметить пути решения. На основе целенаправленного вну­тришкольного контроля, систем­ного анкетирования учителей, уча­щихся, родителей выявляется взаи­мосвязь между уровнем квалифика­ции учителей, результативностью работы, потребностями профессио­нального развития и рейтингом про­фессионального роста. Эта деятель­ность подкреплена справочными материалами, распределенным по разделам контроля, протоколами, отчетами.

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В школе разработан и реализует­ся интересный подход к монито­рингу качества образования. При этом под мониторингом понимается аналитико-диагностическая модель оценки качества образования. Осо­бенность данной модели в том, что она позволяет устанавливать ряд за­висимостей: между уровнем профес­сионализма учителей, технологи­ями обучения и уровнем обученно­сти учащихся; между уровнем обу­ченности учащегося и показателя­ми его зрелости (мотивация к обу­чению, интеллектуальное развитие, состояние здоровья, социализация).

Мониторинг осуществляется по следующим направлениям:

  • мониторинг профессионального потенциала педагогического кол­лектива (профессиональная ком­петентность, результативность работы, позиция в рейтинге);
  • мониторинг психологического и социального развития лично­сти учащихся, класса в целом;
  • мониторинг методического обе­спечения учебного процесса (фор­мирование единых педагогиче­ских требований, состояние ком­понентов педагогического про­цесса, наличие новых техноло­гий обучения);
  • мониторинг эффективности вне­дрения образовательных линий общеобразовательной программы начального общего образования (соответствие требованиям ГОС);
  • мониторинг удовлетворенности родителей, социальных партнеров качеством обучения детей.

Созданы инструменты монито­ринга, к которым можно отнести следующие:

  • долгосрочная Программа раз­вития школы (и ее целевые под­программы: основная образо­вательная программа началь­ного общего образования, вос­питательная программа, про­грамма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекцион­ной работы, программа духовно- нравственного развития, про­грамма формирования универ­сальных учебных действий уча­щихся, информатизация образо­вательного процесса);
  • портфолио ученика, учителя, школы в целом;
  • модель годового (и полугодо­вого) анализа работы творческих групп, методических объедине­ний классных руководителей, школьной методической службы в целом и подразделений, обеспе­чивающих качество образователь­ного процесса, его вариативность, метапредметные и межпредмет­ные взаимосвязи, интеграцию (анализ работы служб сопрово­ждения, библиотеки, работы по обеспечению здоровья и безопас­ности в ОП), которые складыва­ются в единый анализ деятельно­сти школы, где вычленяется поло­жительное, достигнутая резуль­тативность, проблемы и перспек­тивы, др.;
  • годовой план работы школы по различным направлениям ее дея­тельности с обязательной поста­новкой целей и задач на основе проведенного анализа за год;
  • модель самоанализа (взаимоана­лиза) урока (общий и проблем­ный);
  • дневник учителя класса «Психолого-педагогическая диагно­стика»;
  • анкета для оценки уровня удо­влетворенности родителей каче­ством обучения детей.

Портфолио представляет собой своего рода копилку достижений, успехов основных участников обра­зовательного процесса, в нем отра­жаются результаты их деятельно­сти. Он позволяет отслеживать ди­намику достижений за период 4 года для учащегося, за более длитель­ный период — учителя и шко­лы в целом. Все результаты, отра­жающиеся в портфолио, докумен­тально подтверждены, т. е. обще­ственно признаны. Причем итого­вая оценка достижений складыва­ется из внутренней оценки школы, класса, личностных достижений учащегося и внешней независимой оценки их деятельности (участие в олимпиадах, смотрах, конкур­сах учителей и учащихся, тести­рование с помощью независимых контрольно-измерительных мате­риалов, представленных, проверя­емых и анализируемых органами Управления образования).

Создание портфолио поддержи­вает высокую мотивацию учащих­ся к обучению, формирует умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную де­ятельность, поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообуче­ния, развивает навыки рефлексив­ной и оценочной деятельности уча­щихся.

Модель самоанализа урока, раз­работанная Методическим советом школы, — инструмент, позволяю­щий учителю управлять качеством образования, творческой группе — оказывать помощь в решении воз­никающих педагогических про­блем, а специалистам (психологу, социальному педагогу) — в решении психологических или социальных проблем. В модели самоанализа уро­ка связаны между собой цель урока, виды учебных материалов, заданий, формы, методы работы с учащими­ся, диагностика усвоения материа­ла учащимися.

Дневник психолого-педагогической диагностики класса представ­ляет собой справочный материал о классе и отдельном ученике, ко­торый накапливается в течение все­го периода обучения и собирается в единой тетради по единой мето­дике, что удобно для анализа дина­мики развития учащихся. Дневник включает список класса, сведения о родителях, общую характеристи­ку класса, которая дает представ­ление о контингенте обучающихся. Есть раздел «Социальный паспорт класса», содержащиеся в нем сведе­ния помогают администрации пла­нировать работу с семьей обучающе­гося. Также имеются такие диагно­стические материалы, как карти­на здоровья учеников, описание их психологических типов, способов восприятия информации, характе­ристика уровня развития ребенка, его готовности к освоению школь­ной программы, характеристика уровня комфортности, результа­тов обучения. С его помощью обе­спечивается преемственность в мо­ниторинге развития ребенка, начи­ная с уровня дошкольного образова­ния (детский сад) и заканчивая пе­реходом на новую ступень обучения в среднюю общеобразовательную школу.

Дневник помогает учителю при­готовиться к уроку, подготовить ма­териал, правильно применить фор­мы и методы в зависимости от то­го, какие дети перед ним, т. е. инди­видуализировать образовательный процесс. И соответственно сплани­ровать ближайшие задачи, отме­тить то, что «западает».

С 2008 г. важным механиз­мом в оценке качества образования в школе, в том числе посредством обратной связи заинтересованных сторон, стало ведение электронного журнала и дневника учащихся (ре­сурс «Dnevnik.ru»), работа с ПМК «Параграф». Такая работа позво­ляет отслеживать качество процес­са обучения, его результаты в дина­мике, индивидуальную работу педа­гога с учащимися, а также осущест­влять контроль со стороны родите­лей за выполнением домашних зада­ний учащимися, получать письмен­ные комментарии к отметке и реко­мендательные советы учителя пря­мо с домашнего компьютера.

Информация о состоянии каче­ства образования постоянно публи­куется на сайте школы, доводится до сведения родителей, Совета шко­лы, родительского комитета.

ПОДСИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Чтобы система обеспечения ка­чества образования была надеж­ной, работала без сбоев, необходи­мо встроить в нее подсистему ме­неджмента качества образования. В рамках нашей школы это предпо­лагает:

  • разработку соответствующей политики;
  • формирование организационной структуры управления качеством образования;
  • определение состава документов, отражающих обеспечение каче­ства образования;
  • выбор модели обратной связи.

В политике управления каче­ством образования отражаются цели, принципы, направления деятельно­сти в области обеспечения и улучше­ния качества образования, их связь с миссией и стратегией развития об­разовательного учреждения.

Организационная структура управления качеством образова­ния включает совокупность органов управления, принимающих и реа­лизующих управленческие реше­ния в области качества образования, контролирующих эффективность управления качеством образования, а также связи между ними.

Широко известен функциональ­ный подход к формированию орга­низационной структуры управле­ния качеством образования, он под­разумевает создание структурно­го подразделения, которое отвечает за координацию деятельности в об­ласти обеспечения и улучшения ка­чества образования, а также кон­тролирует эффективность управле­ния качеством образования. Но это не исключает и другие подходы.

Сущность организации управ­ления в нашем образовательном учреждении заключается в установ­лении связей и взаимоотношений между элементами системы управ­ления, которые определяют дости­жение поставленных целей и задач в обеспечении качества образования (см. схему).

I уровень — стратегический

Высшим управляющим орга­ном является Совет школы. Он вы­ступает основным заказчиком и об­щественным контролером качества образовательных услуг. Совет шко­лы определяет ориентиры образова­тельной, кадровой, финансовой по­литики учреждения.

II уровень — среднестратегический

Или уровень руководителя шко­лы — определяет стратегию разви­тия школы, представляет ее интере­сы в государственных и обществен­ных инстанциях, несет персональ­ную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельно­сти, создает благоприятные усло­вия для развития школы. На дан­ном уровне функционируют адми­нистративный и педагогический со­веты, профсоюзный комитет, обще­школьный и классные родитель­ские комитеты.

III уровень — тактический

Он же — уровень руководите­лей функциональных служб, за­местителей директора по учебно- воспитательной, методической ра­боте — осуществляет управление функционированием школы, кон­тролирует выполнение государ­ственных стандартов образования, отслеживает уровень сформиро­ванности ЗУН, уровень обученно­сти и воспитанности учащихся, не­сет ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса в школе:

  • заместитель директора по воспи­тательной работе и социальный педагог организуют внеурочную воспитательную работу с детьми, работу органов ученического самоуправления, контролируют состояние воспитательной работы в школе, отвечают за связь с внеш­кольными учреждениями;
  • административно-хозяйственная служба оказывает помощь в орга­низации учебно-воспитательного процесса, обеспечивает функцио­нирование и развитие школы, отве­чает за материально-техническое оснащение учебного заведения;
  • заместитель директора по безопас­ности организует текущее и пер­спективное планирование дея­тельности педагогического кол­лектива по охране труда, технике безопасности и укреплению здоро­вья участников образовательного процесса;
  • совет профилактики правонару­шений;
  • службы сопровождения:
         -  медико-социально-психологическая, логопедическая служба оказывают помощь педагогам в решении проблем дифференциации учебно- воспитательного процесса школы, организуют психолого- педагогическое сопровождение учащихся при прохождении индивидуального образова­тельного маршрута, консуль­тируют родителей;
         -  медицинское обслужи­вание обеспечивает мед­сестра школы, она несет ответственность за своев­ременное проведение лечебно- профилактических меропри­ятий, соблюдение СанПиНов, режим и качество питания обу­чающихся;
         -  бухгалтерия осуществляет полный финансовый расчет функционирования и разви­тия школы.

IV уровень — оперативный

1. Методический совет — глав­ный консультационный орган школы по вопросам методиче­ского обеспечения, инновационной деятельности в учебно- воспитательном процессе.

2. Творческие группы учителей, ра­ботающих по проблемам:
     -  «Получение качественного обра­зования на высоком техноло­гическом уровне: апробация и внедрение информационно- коммуникационных технологий в адаптивно-развивающем УВП школы I ступени».
     -  «Реализация здоровьесберегаю­щих технологий в образователь­ном учреждении — путь для соз­дания равных возможностей для получения качественного образо­вания детьми с разнообразными возможностями».
     -  «Апробирование УМК “Планета знаний”».
     -  «Особенности преподавания ино­странного языка в начальной школе».

3. Методические объединения классных руководителей.

V уровень — оперативный

Или уровень учащихся. Действует Совет старшеклассников — орган ученического соуправления, кото­рый участвует в организации вне­урочной деятельности учащихся под руководством заместителя ди­ректора по воспитательной работе и при поддержке классных руково­дителей.

Активную роль играет обще­школьное родительское собрание и родительские комитеты школы в целом, а также отдельных классов.

Решения органов соуправления документируются и носят обяза­тельный характер.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Развивая далее идею инноваций управления, необходимо было создать систему управления развитием шко­лы, которая состоит в следующем.

  1. Задачи внутришкольного управ­ления:
         -  гуманизация, демократизация систем управления;
         -  создание условий, обеспечиваю­щих возможность непрерывной и стабильной работы школы в ин­новационном режиме с использо­ванием внутреннего и внешнего консультирования;
         -  поддержка творческих инициа­тив и различных форм организа­ции в коллективе;
         -  развитие тесных связей с орга­нами управления образованием различного уровня;
         -  организация психолого-социологической диагностики, поддерж­ки ученика;
         -  гибкая адаптивная организация учебно-воспитательного процес­са, создание комфортных усло­вий для обучения учащихся;
         -  поиск эффективных путей управ­ления и организации качествен­ного освоения стандарта образо­вания;
         -  разработка и реализация автор­ских программ;
  2. Управленческое консультирова­ние в условиях развивающейся школы.
  3. Управление процессом воспи­тания:
         -  нравственные ценности;
         -  формы, методы, приемы, соеди­няющие обучение и воспитание.

СОВРЕМЕННОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Существенную роль в достижении качества образования играет ре­сурсное обеспечение школы. Бла­годаря активному развитию фан­драйзинга (направлений работы по привлечению внебюджетных средств (например, средств спон­соров, организаций-попечителей, от получения грантов в конкурсах и т. д.) для реализации социально- значимых проектов, позволяю­щих решать вопросы повыше­ния качества образования, поис­ка и поддержки талантливых де­тей), администрации школы уда­лось значительно укрепить ее материально-техническую базу, оснастить каждый кабинет выхо­дом в Интернет, капитально отре­монтировать два спортивных и ак­товый залы, привести в полное со­ответствие с требованиями Сан­ПиН-2010 и ФГОС-2009 медицин­ский блок учреждения, качествен­но улучшить питание учащихся, обновив технологическое и холо­дильное оборудование столовой, отремонтировав обеденный зал и пищеблок. Сегодня 100% детей школы получают полноценный за­втрак, обед и полдник.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Идея ценности личности ребен­ка определила перед нами главные факторы эффективного управления качеством образовательного процес­са. Ими для нас стали:

  • личностно развивающие воздей­ствия на учеников, приводящие к творческой атмосфере общения и, как результат, к сотрудниче­ству с учителем;
  • психологическое сопровождение личности ученика в начальной школе и информированность о нем учителей следующей ступени;
  • развитие системы внутрикласс­ной диагностики и использование ее данных в построении учебно- воспитательного процесса;
  • наличие соответствующей обста­новки, развивающей творческие способности ученика;
  • личностный рост учителя, оценка его коллегами и самооценка;
  • регламентированность и норма­тивная обоснованность проводи­мой работы.

В личностно-ориентированной среде дети научатся понимать и осваивать новое, выражать соб­ственные мысли, создавать инте­ресные творческие проекты, осозна­вать свои возможности, общаться и помогать друг другу, быть полез­ными в высоко конкурентном мире, а весь учебно-воспитательный про­цесс непременно ориентирован на сохранение физического и психиче­ского здоровья ребенка. Такой под­ход, безусловно, работает на каче­ство образования.

МОДЕЛЬ (ПОРТРЕТ) ВЫПУСКНИКА I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

В нашей школе разработана модель (портрет) выпускника I ступени об­учения, которая служит ориенти­ром в оценке качества образования. Она составлена по результатам ис­следования внутренней среды шко­лы, требований ФГОС второго поко­ления (начальная школа).

Модель выпускника включа­ет три группы параметров: умения, личностные качества, компетенции.

Умения:

  • выполнять требования учителя, проявлять интерес к учебе;
  • выполнять правила;
  • действовать в соответствии со сво­ими убеждениями в современных условиях;
  • говорить и слушать;
  • соблюдать режим и правила лич­ной гигиены.

Личностные качества:

  • активность, прилежание, дисци­плинированность, свободное вла­дение приемами организации сво­его учебного труда, самообучения, основами компьютерной грамот­ности;
  • адаптивность, сознательная нрав­ственная позиция, наделенность чувством собственного достоин­ства — основой верного образа действий, здоровой граждан­ственности, творческого право­порядка;
  • знаком с лучшими образцами оте­чественной и мировой культуры, способен жить по законам кра­соты;
  • коммуникабельность, владе­ние основами грамотной и выра­зительной устной и письменной речи;
  • чистоплотность, готовность к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, социа­лизации в обществе.

Компетенции:

  • прочные знания образовательной программы начального общего образования и успешность обуче­ния в основной школе, способность к творческой самореализации;
  • социальная: способность полно­ценно жить и способность нрав­ственно жить в обществе;
  • коммуникативная;
  • психологическая: мотивация к всестороннему познанию, стрем­ление самостоятельно добывать знания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Дети с ограниченными возможно­стями здоровья, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не одиноки в своих проблемах.

Им обеспечена успешная соци­ализация, продуманная поддерж­ка, предоставлен выбор индивиду­ального образовательного маршру­та (ИОМ), который имеет преем­ственность на последующих ступе­нях школьного обучения (просле­живание службами сопровожде­ния ИОМ ребенка в школе сред­него звена, находящейся в микро­районе).

В школе работает отлаженная система служб сопровождения: психолого-педагогическая, логопедическая, социальная, медицин­ская. Именно она стала инициатором внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих педа­гогических технологий, бинарных уроков и занятий, тренингов и про­фессиональных консультаций.

Открыты четыре класса коррекционно-развивающего обуче­ния, предоставляется возможность индивидуальных форм и инклюзив­ного обучения для детей с проблема­ми в здоровье. Развитие сети Интер­нет позволяет осуществлять дистан­ционное обучение и взаимодействие для часто болеющих детей.

УЧИТЕЛЬ — КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Именно от деятельности педаго­га зависят результаты реализации личностно-ориентированной моде­ли обучения. Поэтому развитию пе­дагогического коллектива, повыше­нию квалификации учителей в на­шей школе уделяется очень серьез­ное внимание.

Я думаю, что именно учитель должен научиться управлять каче­ством образования. Самое главное, чтобы он был заинтересован, владел современными технологиями, прие­мами, методиками.

Задачи администрации — соз­давать образовательную среду для успешной работы учителя, для сти­мулирования его профессионально­го развития, личностного роста.

Творческие группы учителей ра­ботают над поиском современных форм, методов, технологий обуче­ния в начальной школе, помогают учителю в профессиональном росте. Они участвуют в подготовке к кон­курсам педагогического мастерства: «Учитель года», «Классный самый классный», открытым урокам, ме­тодическим семинарам.

Как видим, в школе большое вни­мание уделяется качеству достиже­ний успехов школы, учителей и уче­ников. И это не случайно, так как ученик и учитель — два равноправ­ных участника образовательного процесса, и успехи одного отразятся на успехах другого, и наоборот.

В школе есть портфолио дости­жений классов, учителя, ученика. Каждый стремится к его пополне­нию, к зримому ощущению резуль­татов своего труда, а значит, заинте­ресован в качестве образования. 


Возврат к списку