Статьи

Прутченков
Александр Сергеевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры развития образовательных систем АПК и ППРО), член Оргкомитета Всероссийского конкурса моделей и лидеров ученического самоуправления.

Вы можете ознакомиться с материалом в № 02 (62) 2017 года

Как создать совет обучающихся

Как создать совет обучающихся

Закон «Об образовании» в ст. 26 указывает, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Учитывать мнение обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся или иные органы». Это относительно новая норма, в прежних редакциях закона «Об образовании» не было такого указания.

Законодатель, определяя понятие «образование», доминирующую роль отводит воспитанию, что особенно важно для понимания необходимости соблюдать принцип самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения. 

Воспитательный эффект достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий.

Модель «Совет обучающихся»

Педагогический коллектив и руководство должны помочь школьникам организовать работу Совета обучающихся, создать условия, включая нормативно-правовые, финансовые и организационные. 

Внедрение модели самоуправления включает пять этапов:

1. Работа инициативной группы.

2. Педагогический совет.

3. Работа штаба — подготовка и запуск модели «Совет обучающихся».

4. Проведение выборов Совета.

5. Формирование структуры Совета.

Подготовка

Задача — подготовить коллектив школы к реализации модели самоуправления.

1. Сформировать инициативную группу педагогов.

Пусть группа ознакомится с предлагаемой моделью и примут решение о целесообразности ее внедрения.

2. Провести педсовет для рассмотрения вопроса о внедрении модели Совета.

3. Сформировать штаб по подготовке и внедрению этой модели. В штаб должны войти заинтересованные педагоги и ученики.

Рекомендуется привлечь активных, инициативных школьников 9‒11 классов, которые уже участвовали в работе детских общественных организаций.

Первый этап. Работа инициативной группы 

Самыми активными участниками инициативной группы могут стать педагоги, которые уже участвовали в подобной деятельности, даже если это было во время их учебы в школе.

Стоит внимательно отнестись к тому, как изменится распределение нагрузки при организации учебной и внеучебной работы обучающихся и педагогов.

Инициативной группе следует привлечь родителей учеников к подготовке и внедрению модели: провести несколько встреч с наиболее активными родителями, выяснить их возможности, поддержать желание принять участие в этой работе, включая и вопросы финансовой поддержки деятельности Совета.

Второй этап. Педагогический совет

Инициативной группе рекомендуется заранее подготовить ответы на вопросы, которые возникнут у членов педагогического совета. Что это за модель? Зачем она нам? Кто этим будет заниматься? Как это отразится на успеваемости? Не помешает ли это традиционным мероприятиям, проводимым в коллективе?

Что обсудить на педсовете

1. Информировать педколлектив о планах деятельности Совета.

Иногда подготовка к мероприятиям, запланированным Советом, может накладываться на план воспитательной работы школы. Чтобы избежать конфликтов при таких накладках, информируйте педколлектив о планах Совета.

2. Избрать членов штаба.

Обсудите, кто из педагогов готов взять на себя часть работы в штабе. Важно, чтобы это было добровольное решение.

Предложите кандидатуры учащихся — это должны быть старшеклассники, у которых уже есть лидерский опыт. Мнение педагогического коллектива об этих кандидатурах стоит учитывать, чтобы сохранить благоприятный психологический климат в коллективе взрослых.

Третий этап. Работа штаба по подготовке и запуску «Совета обучающихся»

Что делает штаб по подготовке и запуску Совета обучающихся

— Решает организационные вопросы, включая поиск дополнительных финансовых средств, необходимых для запуска самоуправления.

 — Разрабатывает проект Положения о Совете обучающихся.

Важно, чтобы положение учитывало особенности ученического коллектива школы, коллектива педагогов и родителей, социальное окружение и ресурсы.

— Готовит и проводит общее собрание для принятия Положения о школьном ученическом самоуправлении.

— Формирует избирательную комиссию и подготавливает все необходимое для проведения предвыборной кампании и процедуры выборов членов Совета.

— Проводит выборы членов Совета.

¬— Составляет организационный план и график мероприятий по подготовке актива учеников.

Они должны содержать:

консультации по нормативным основам ученического самоуправления для будущих участников — отдельно для начальной школы, отдельно для 5‒6, 7‒8, 9, 10‒11 классов, а также для избирательной комиссии, будущих членов Совета и т. д.);

конкурсы на лучшее название Совета, гимна, флага, герба, названия комиссий и комитетов;

регулярное информирование учащихся, педагогов и родителей о сути ученического самоуправления, этапах его внедрения;

выборы членов Совета;

тренинги для актива обучающихся, которые в ходе проведения выборов были избраны в состав Совета.


Важно четко распределить обязанности между членами штаба. По числу таких обязанностей определится и число членов штаба. Самый простой способ определить обязанности — это выделить направления или рабочие группы, например:

группа общей координации;

группа подготовки выборов членов Совета;

группа правового обеспечения;

группа обеспечения деятельности Совета;

группа по разработке атрибутики;

группа информационного обеспечения;

группа консультирования школьников;

группа привлечения взрослых.

Примерное число членов штаба — по 2‒3 человека в каждой рабочей группе. Отметим, что многочисленный штаб работает неэффективно. Если школа небольшая, то штаб может состоять из 8‒10 человек.

Как распределить обязанности между структурными подразделениями штаба? 

Каждый член штаба может создавать по своим направлениям дополнительные рабочие группы из числа педагогов, родителей и обучающихся, то есть еще на этапе подготовки и запуска формировать актив, который в дальнейшем сможет активно пропагандировать используемую модель ученического самоуправления.

Остановимся на конкретном содержании деятельности каждой рабочей группы:

Группа общей координации

Ее возглавляет член штаба, который осуществляет координацию всей подготовительной работы. В его обязанности входит взаимодействие с администрацией образовательного учреждения и педагогическим советом, а также с органами ученического самоуправления классов, детскими организациями и т. д. 

На время отсутствия руководителя его обязанности возлагаются на педагога — члена штаба. Это важно определить заранее, чтобы во время подготовки и в период проведения выборов не возникали административные паузы, когда решение срочных вопросов откладывается по причине отсутствия руководителя.

В группе могут работать и педагоги, и старшеклассники, и родители. Цель: координировать, помогать остальным руководителям групп (членам штаба), консультировать их по общим вопросам и т. д.

Группа готовит проведение очередного заседания штаба, формулирует повестку заседания, знакомит с ней всей членов штаба, назначает день и время его проведения, готовит аудиторию. Во время проведения заседания руководитель группы модерирует обсуждение, фиксирует все принятые решения, поручения и т. д. После заседания штаба данная группа контролирует выполнение принятых решений, помогая в случае необходимости остальным группам.

Группа подготовки выборов членов Совета

Отвечает за подготовку и проведение выборов, которые каждый год проводятся в школе. 

Если выборы проводятся впервые и еще нет специальных документов для формирования избирательной комиссии, оформленных «Положением о выборах членов совета обучающихся», воспользуйтесь принципом «Совета дела». «Совет дела» — это группа активистов, сформированная из представителей старших классов, которое готовы взять на себя обязанности по подготовке первых выборов членов совета.

После проведения первых выборов группа активно работает с группой консультирования школьников, избирательной комиссией и имеющимися в школе общественными объединениями, комиссиями и комитетами. Ее члены могут помогать в проведении обучения и консультировать будущих членов избирательной комиссии, лидеров классов как будущих членов Совета, членов групп поддержки, наблюдателей и т. д.

Кроме того, важной задачей группы является установление отношений с избирательной комиссией и привлечение ее членов для консультирования школьников и педагогов, принимающих участие в выборах нового состава Совета, т.е. в реализации модели ученического самоуправления.

Группа правового обеспечения

При запуске ученического самоуправления данная группа отвечает за разработку первичных нормативных (локальных) актов, в частности «Положения о выборах», деловой документации, необходимой для регистрации кандидатов и ведения избирательной кампании и других локальных актов и регламентов, которыми должен руководствоваться Совет. Возможно (и продуктивно) привлечь к работе в данной группе профессиональных юристов, прежде всего из числа родителей школьников.

Группа обеспечения деятельности Совета

Работа, связанная с выяснением возможностей и подготовкой условий к началу деятельности Совета. Перечень мероприятий, которые будут предложены школьникам от имени Совета, должен включать и то, что интересно обучающимся, и то, что необходимо для образовательного учреждения. Эта группа решает все организационные вопросы: определение школьных помещений для работы комитетов и комиссий Совета, получение канцтоваров и необходимой оргтехники и т. д.

Группа по разработке атрибутики

Для выбора названия Совета и определения его атрибутов в образовательном учреждении целесообразно провести несколько конкурсов. Для каждого создается специальная комиссия, в состав которой целесообразно ввести учеников, педагогов и родителей. 

Все поступающие предложения следует рассматривать и предлагать для всеобщего обозрения с целью ознакомить всех с вариантами названий, макетами герба и флага, текстами гимна. Окончательное решение о названии и других атрибутах Совета принимает специально созданная комиссия, но целесообразнее провести референдум, т.е. всеобщее голосование. Кстати, это хороший повод для дополнительного знакомства всех педагогов и школьников с внедряемой моделью ученического самоуправления. 

В дальнейшем данная группа работает всякий раз, когда необходимы изменения, дополнения или обновления символов. Кроме того, ее члены могут консультировать классы или детские общественные объединения по использованию атрибутов и их собственной символики.

Группа информационного обеспечения

Во время подготовки и проведения первой избирательной кампании группа использует любой повод для ознакомления всех участников образовательного процесса с замыслом ученического самоуправления. В дальнейшем ее задачей является поддержка инициативы учеников, направленной на позитивное информационное освещение деятельности Совета. Это и консультирование по вопросам создания средств массовой информации, и помощь в издании печатной продукции, и проработка вопросов, связанных с распределением эфирного времени, предоставляемого радиоузлом, и, конечно, с освещение работы и планов совета на сайте школы и в социальных сетях. Стоит обратить внимание на то, что данная группа вправе взять на себя и лоббирование приятия локальных актов, направленных на соблюдение этических и нравственных норм распространения информации.

Группа консультирования школьников

Очень важен вопрос о подготовке кандидатов к грамотному и корректному проведению избирательной кампании. Как правило, эта подготовка проводится в виде «Школы кандидата». Желательно пригласить в качестве консультанта кого-то из членов действующих избирательных комиссий различного уровня, или попросить провести эту подготовительную работу учителя истории. Данной группе целесообразно составить постоянное расписание своих консультаций по всем этапам подготовки и проведения выборов и довести его до сведения учеников, учителей, родителей и других заинтересованных лиц.

Группа привлечения взрослых

Членам группы предстоит найти лиц, заинтересованных в поддержке школьных выборов, установить с ними деловые контакты и получить определенную поддержку (организационную, информационную, материальную, финансовую). Желательно использовать в целях развития ученического самоуправления любую помощь, которую может оказать та или иная организация или предприятие, расположенные в городе, причем совсем необязательно только рядом со школой. Например, местная избирательная комиссия вполне может провести серию консультаций по вопросам избирательного права, а если это комиссия с самостоятельным счетом, то можно надеяться на финансовую поддержку избирательной кампании в данном образовательном учреждении.

Четвертый этап. Проведение выборов Совета

Если выборы проводятся первый раз, то вся первоначальная нагрузка ложится на избирательную комиссию и группу подготовки выборов членов Совета.

Как формируется состав избирательной комиссии

Старшие классы делегируют по одному представителю в состав избирательной комиссии. Для этого каждый заинтересованный класс проводит собрание, где решает вопрос о выборе делегата. В протоколе решения собрания указывается фамилия выдвинутого ученика. Протокол хранится в группе подготовки выборов до окончания предвыборной кампании и создания постоянно действующей избирательной комиссии.

Правила проведения выборов должны знать все

Учащихся следует познакомить с правилами проведения выборов. Этим занимается Группа подготовки выборов членов Совета или учитель истории или обществоведения. 

При необходимости можно внести изменения в правила, чтобы учесть интересы и потребности обучающихся, особенности коллектива, уже имеющегося плана воспитательной работы.

Члены избирательной комиссии должны ознакомиться с основными положениями ФЗ № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы».

Одна из главных задач предвыборной кампании — представить будущую модель ученического самоуправления как можно большему числу учащихся, педагогов и родителей. 

В процессе предвыборных процедур — пресс-конференции, митинги, встречи с избирателями, защита предвыборных программ — кандидаты неоднократно расскажут о Совете. Такое общение позволит познакомить весь школьный коллектив с предстоящей деятельностью Совета и ответить на вопросы. А самим школьникам — понять, какая большая работа предстоит тем, кто согласился в этот Совет войти.

Как начинается процесс формирования общественных объединений, которые выдвигают своих кандидатов в члены Совета? 

1. Класс регистрируется в качестве общественного объединения.

2. Протокол решения передается в школьный избирком. 

3. После регистрации кандидатов от класса начинается официальная избирательную кампания, агитация за кандидата.

«Школа кандидата»

Организуйте «Школу кандидата». Во время занятий в такой «Школе» нужно подробно рассмотреть особенности всех возможных предвыборных процедур, дать представление об особенностях проведения и участия в пресс-конференции, теледебатах, митингах, встречах с избирателями; провести практические занятия-тренинги.

Агитация

Не забывайте об использовании сайта школы, социальных сетей и печатной продукции как форм агитации.

Этап выборов завершается избранием состава Совета.

Пятый этап. Формирование структуры Совета 

Состав комиссий и комитетов формируется в течение 1,5‒2 недель после проведения выборов. Переносить сроки формирования рабочих органов Совета на более позднее время не следует, так как у школьников может угаснуть интерес к ученическому самоуправлению.

Несколько практических рекомендаций:

«Не должно быть министров без портфелей». Не следует вводить в структуру Совета должности и назначать на них учащихся, которые не знают, чем будут заниматься, а лишь имеют «должность».

Структура Совета подвижна, ее можно менять. Если у какого-либо комитета нет работы, ему лучше предложить новую.

Органы совета лучше формировать из представителей разных классов, не из одного-двух, где учатся друзья.

Регулярно обучать вновь сформированный состав Совета. В школах, где уже есть действующая модель ученического самоуправления, такое обучение могут проводить бывшие члены Совета, которые имеют опыт работы в составе его комитетов.

Обучение актива целесообразно проводить с учетом структуры созданного Совета, профиля деятельности каждого комитета. Желательно обсудить возможные направления сотрудничества нескольких школ, где функционирует та или иная модель самоуправления, договориться о формах взаимодействия, составить график встреч и консультаций.

Если в этом учебном году не планируется масштабных мероприятий, то они, вероятно, возникнут в будущем, поэтому надо сразу закладывать это в структуру Совета.

Лучше с самого начала предусмотреть большую степень свободы и ответственности, чем вносить корректировки, которые потребуют пересмотра многих положений.


Возврат к списку

Виртуальная учительская