Статьи

Медведь
Нина Владимировна

Директор гимназии №498 Невского района Санкт-Петербурга Заслуженный учитель Российской Федерации. Обладатель знака "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга".

Вы можете ознакомиться с материалом в № 05(55) 2016 года

Технологическая карта урока как источник вдохновения педагогов-новаторов

Как возникла идея разработать электронный конструктор урока?
Наша школа уже 3-й год реализует ФГОС ООО. В 2013 г., когда мы вошли в число пилотных школ и начали внедрять ФГОС ООО, система повышения квалификации не была полностью готова к новациям, нормативная база на тот момент еще тоже не устоялась. Мы должны были оперативно учить учителей сами. Сначала создали серию внутренних семинаров для учителей. Объем информации был совершенно неподъемный: ведь необходимо было изучить и осмыслить федеральную и региональную нормативную документацию. Кроме того, ФГОС ООО содержит своеобразный язык, формулировки, которые не всем учителям привычны, его не все с легкостью принимают. Приходилось заниматься не только обучением педагогов, но и психологической и даже агитационной работой, чтобы учитель понял, что ФГОС — это здорово, что это мощный шаг вперед — к самосовершенствованию, профессиональному развитию, к нахождению общего языка с новыми детьми. В ходе этой работы постепенно стали выкристаллизовываться идеи, которые позволили облегчить жизнь учителю. Мы создали локальный нормативный акт — Положение о технологической карте урока в условиях введения ФГОС ООО, в который из всех федеральных документов заложили формулировки ФГОС, прописали принципы разработки техкарты. Однако, несмотря на это, мы видели, что эта, новая для учителей работа вызывает отторжение: она кажется трудоемкой, времязатратной, а главное, непривычной и излишне формализованной. Тогда мы стали думать, как же можно сделать заготовку, облегчающую эту работу и разъясняющую ее суть. Так как мы не программисты (Инна Евгеньевна — литератор, Валентина Вячеславовна — математик. — Прим. ред.), то стали думать, что можно взять из общедоступного. Так пришла мысль использовать программу Excel, которая есть как в пакете Microsoft, так и в Openoffice. Конечно, пришлось поработать: глубже изучить Excel, чтобы сделать конструктор удобным и функциональным.
И какой функционал заложен в конструктор? Что он позволяет делать, какие процессы автоматизировать?
В окончательном варианте конструктора в него заложены готовые формулировки ФГОС, метапредметные результаты, УУД, что позволяет использовать его в том числе и как средство самообучения. Учителю становится ясно, к чему надо стремиться, что должно быть на уроке, какое составить задание и на какой результат оно должно работать, так как все элементы урока выстраиваются в логическую цепочку. 
В качестве обучающего элемента — это наша находка! — рекомендуем учителю, прежде чем создавать урок, изучить и использовать подготовленный нами кодификатор (отдельная вкладка в Excel), в котором кодифицированы УУД. 
Затем ему останется самостоятельно прописать свое содержание урока, что он и так делает, готовясь к каждому уроку. А вот формулировки деятельности учителя и ученика, результатов — он просто выбирает из списка предложенных. 

Не слишком ли это формализует процесс подготовки? Не станет ли конструктор жестким каркасом, сковывающим творческую мысль учителя?
Наш конструктор — это не мертвый объект. Учитель, который движется по своей профессиональной траектории, может дополнить конструктор или заменить формулировки, например видов деятельности учителя, на те, которые свойственны его предмету. Естественно, конструктор не может содержать исчерпывающий универсальный список: например, чтобы использовать его учителю физкультуры, его нужно адаптировать под требования к уроку именно физкультуры. Но сделать это очень легко: конструктор гибкий и легко изменяемый, нигде нет запретов на внесение изменений. И что действительно важно: он позволяет сохранить структуру, изменяя содержание. 

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу