Статьи

Соколова
Ирина Ивановна

директор Института педагогического образования и образования взрослых, доктор педагогических наук, профессор

Вы можете ознакомиться с материалом в № 05(35) 2014 года

Проект «Эффективный педагог»

Расскажите, как создавался данный проект?
Инициатива «Клуба «Учитель года» оказалась своевременной, и мы включились в совместную работу.

Мы определили понятие «эффективный педагог», разработали и утвердили Положение о проекте, создали инструментарий оценки эффективной деятельности специалистов трех номинаций «Воспитатель детского сада», «Учитель», «Педагог дополнительного образования», включающий оценку достижений, уровень профессионального и общественного признания результатов специалиста, и подготовили финансовое обеспечение проекта.

Проект сопровождался информационной поддержкой Комитета по образованию, поэтому образовательным учреждениям города была предоставлена информация об условиях проекта и этапах его проведения.

Миссия проекта — создание условий для профессионального и общественного признания талантливых и активных педагогов, имеющих значительные личные и профессиональные достижения, обеспечивающие имидж педагогической профессии.

Эффективный контракт — это нормативный механизм, дифференцирующий оплату труда в зависимости от реальных результатов работника, которые признаются эффективными. Государство, реализуя программу «Эффективный контракт», предлагает рамочный подход, смысл которого заключается в том, что определена рамка (стратегия), а тактику реализации должны определять исполнители самостоятельно. При этом главным вопросом, на который нужно ответить и теоретически и практически, является вопрос: «Какого учителя считать эффективным, а следовательно, заслуживающим высокой оплаты труда?».

По этому поводу высказывались разные суждения. Например, предлагалось:
  • рассматривать эффективную деятельность педагога в контексте ее соответствия требованиям профессионального стандарта;
  • учитывать результаты профессиональной деятельности и дополнительной работы, которая прямого отношения к профессии не имеет;
  • непременно рассматривать признание специалиста профессиональным сообществом или общественными представителями.
В любом случае такой эффективный контракт ориентирует на оценку личного вклада сотрудника, который имеет очевидные результаты. Надо сказать, что в последней версии квалификационных характеристик педагогической деятельности есть критерий «личный вклад». Например:
  • для первой категории учитывается личный вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • для высшей категории учитывается личный вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяет собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Но как именно оценить личный вклад педагога, каким образом установить за него доплату — остается неясным.

Существует и такое мнение. Когда родители решают, к какому учителю повести своего ребенка, то они советуются с другими родителями или своими знакомыми, а также с педагогами. Оказывается, иногда мнения эти не совпадают. В образовательном учреждении педагоги рекомендуют одного учителя, считая его достойным профессионалом, а родители указывают на другого. Критерий общественного мнения имеет право на существование.

Анализируя различные суждения, мы пришли к выводу, что можно рассматривать эффективного педагога не только по результатам его профессионального труда, но и по эффектам, которые дает этот труд. Личные достижения педагога проявляются в социальной, культурной, преподавательской, экспертной или авторской деятельности. Следует также принимать во внимание профессиональное и общественное признание педагога, обеспечивающее авторитет специалиста, который формирует позитивный имидж образовательного учреждения.

Размышляя о сущности понятия «эффективный педагог», мы предположили, что это специалист, имеющий значительные личные и профессиональные достижения, благодаря которым он известен в педагогическом сообществе тем, что умеет продуктивно использовать существующие средства обучения / воспитания (традиционные и нетрадиционные) или совершенствовать, создавать инновационные средства для достижения высоких результатов учащихся/воспитанников.
Благодаря профессиональной компетентности и личному вкладу педагога, его учащиеся / воспитанники имеют достаточный уровень культуры и несомненные успехи в интеллектуальной, учебной, внеучебной, творческой, практической и социальной деятельности, значимость которых формирует имидж и привлекает учащихся / воспитанников, а также их родителей в данное образовательное учреждение. Педагог активно распространяет опыт успешной авторской и профессиональный деятельности среди коллег школы, района, города. Данный опыт известен педагогическому сообществу, которое использует его в профессиональной практике. Профессионализм специалиста позволяет ему быть консультантом и экспертом в сфере образования.

Беседовала Ольга Мойся

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу