Статьи

Кузнецов
Владимир Николаевич

председатель Территориальной организации СПБ и ЛО профсоюза работников народного образования и науки РФ, кандидат экономических наук

Вы можете ознакомиться с материалом в № 05(35) 2014 года

Проект «Эффективный педагог»

Прежде всего, хотелось бы определиться с самим понятием «эффективный педагог». Как вы его понимаете?
Известно, что значение понятия «эффективность» связано с получением значительных результатов при минимальных затратах ресурсов. Эффективная деятельность сотрудника возможна благодаря компетентности и рациональному использованию средств, обеспечивающих высокий результат. Вероятно, в промышленном производстве это возможно.

Но как быть с интеллектуальным трудом, например, трудом педагога, профессиональная деятельность которого предусматривает не только компетентность, но личный вклад и достаточный ресурс времени для достижения значительных результатов учащихся? Как определить и замерить эффективной педагогической деятельности, если педагог ежедневно выполняет как основную профессиональную деятельность, так и дополнительную, функции которой прямого отношения к профессии не имеет (секретарь, организатор питания, специалист службы сопровождения, мастер по ремонтным работам, садовник, уборщик и т. д.), затрачивая на это немало времени?
Например, в прежние времена хорошим результатом работы учителей считалось поступление всех выпускников школы в средние специальные и высшие учебные заведения. Но это был результат работы педагогического коллектива за 8–10 лет, в котором не учитывался персональный вклад каждого специалиста.

Позднее показатель поступления заменился результатом ЕГЭ, к нему добавилось успешное участие школьников в олимпиадном движении и проектной деятельности. К этим достижениям педагога прибавилась аттестация специалиста на квалификацию по новой форме, предполагающая убедительную демонстрацию личных успехов педагога и достижений обучающихся за последние пять лет. Как видно, срок представления результатов деятельности специалиста сократился вдвое, само понятие результата стало индивидуализироваться.

Сегодня время диктует условия деятельности, для которых характерна оперативность, результативность и успешность за небольшой промежуток времени. Педагогу предлагается предъявлять результаты своего труда здесь и сейчас, то есть в условиях эффективного контракта. Эффективный контракт — трудовой договор, в котором конкретизированы должностные обязанности, условия оплаты труда, меры социальной поддержки, показатели и критерии оценки результативной деятельности работника.

Какого учителя считать эффективным, а следовательно, заслуживающим высокой оплаты труда? Над этим стали размышлять педагоги, руководители системы образования разного уровня, представители общественных организаций и профессиональных союзов. Одним из вариантов ответа стал инновационный проект «Эффективный педагог», идею которого предложил Санкт-Петербургский «Клуб Учитель года» в декабре 2012 года. Эту инициативу общественной организации поддержали не только профсоюзы, но и «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, а также Некоммерческое партнерство «Деловая Петербурженка».

Мы тесно сотрудничаем с общественной организацией «Клуб «Учитель года» и являемся партнерами в различных профессиональных инновационных проектах, в рамках которых рассматриваются актуальные проблемы, предлагаются возможные способы их решения. Хочется отметить, что это всегда смелые и нестандартные предложения по решению значимых для системы образования вопросов.

Беседовала Ольга Мойся

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу