Статьи

Абанкина
Ирина Всеволодовна

д. э. н., директор Института развития образования НИУ ВШЭ 

Вы можете ознакомиться с материалом в №11 за 2012 год

Заработная плата педагогов: перспективы

Хотелось бы подчеркнуть, что деньги из федерального бюджета расходуются на оснащение школ, на повышение квалификации учителей, на приобретение библиотек и методического обеспечения процесса преподавания

Если в первый год финансирования повысить учителям заработную плату до уровня средней не получается, то зарплата учителей должна быть повышена не менее, чем на 30%

Пока, системные меры в отношении школьных педагогов, обгоняют то, что делают для дошкольного образования

Средняя зарплата педагогов дошкольного учреждения, также должна быть не ниже средней заработной платы по региону.

В сентябре 2011 года заработная плата педагогических работников должна существенно увеличиться, причем, для этого даже выделены бюджетные средства. О том, каким образом это должно быть реализовано рассказывает Ирина Всеволодовна Абанкина, д. э. н., директор Института развития образования НИУ ВШЭ.

Ирина Всеволодовна, какие изменения ждут педагогов в сфере оплаты труда? Повысится ли уровень минимальной заработной платы для педагогов?

Когда мы говорим о реформе оплаты труда педагогов, то речь идет не о минимальной заработной плате. В данном случае мы говорим о том, что при расчете нормативов финансирования образовательного учреждения, ориентиром стала средняя заработная плата по экономике того региона, в котором оно находится. Можно сказать, что для образования, и, особенно, для школьного образования — это один из беспрецедентных проектов. А вот другим сферам так не повезло. Проект осуществляется на разных уровнях бюджетной системы: федеральной и региональной. Например, федеральный бюджет, выделяет 120 млрд рублей и это очень заметные деньги. Причем, в сентябре 2011 года уже было выделено 20 млрд руб. На следующий финансовый год планируется выделить 40 млрд. руб. Всего на 2011/2012 учебный год было выделено 60 млрд рублей. Столько же, 60 млрд рублей будет выделено на 2012/2013 учебный год.

Эти деньги выделяются по очень прозрачной формуле, описанной в нормативных документах и предложенной к реализации всем без исключения образовательным учреждениям. Деньги выделяются пропорционально числу учащихся в учебном заведении. Отдельно хочу подчеркнуть, что финансирование учащихся в сельской местности будет выше, при расчетах будет использован коэффициент «2». Все понимают, что его обучение обходится дороже. Дороже обходится оснащение школы, дороже стоит содержание сети сельских образовательных учреждений. Поэтому регионы, где много сельских школьников, получат существенно больше денег.

Еще одна особенность состоит в том, что, бедные регионы получат больше бюджетных денег, а богатые меньше. Сделано это на том основании, что последние могут мобилизовать имеющиеся внутренние ресурсы для полноценного финансирования оплаты труда педагогов. Тогда как у бедных регионов таких возможностей нет, для них предусмотрена куда более существенная помощь федерального бюджета. Кроме того, следует отметить, что расчет необходимого количества денег для образовательных учреждений, был произведен по единой формуле, с которой все согласились. Затем, все это было сверено на федеральном уровне, после чего был утвержден общий план финансирования образовательных учреждений. 

Каким же будет механизм выделения денег из федерального бюджета?

Первый транш, который образовательные учреждения получат из федерального бюджета в этом году, не зависит от того, насколько справляется регион с взятыми обязательствами по финансированию образования.

Второй транш будет формироваться уже с учетом их отчетности, с учетом обязательств по оказанию образовательных услуг и, в первую очередь, обязательств региона по повышению заработной платы учителей. Хотелось бы подчеркнуть, что деньги из федерального бюджета расходуются на оснащение школ, на повышение квалификации учителей, на приобретение библиотек и методического обеспечения процесса преподавания.

Если образовательное учреждение уже осуществило подобные расходы, то они смогут заместить их средствами из федерального бюджета, направив их на заработную плату. В этом случае, регионы также перерабатывают свои бюджеты. Делают они это потому, что за заработную плату учителей ответственность несет субъект федерации. Именно из регионального бюджета муниципалитетам предоставляют субвенцию на заработную плату педагогов. Поэтому, заработную плату работников образовательных учреждений, в регионе повышают либо до уровня средней зарплаты, существующей в регионе. Либо, если в первый год финансирования повысить учителям заработную плату до уровня средней не получается, то зарплата учителей должна быть повышена не менее, чем на 30%. На следующий год, как об этом уже упоминалось ранее, регион должен довести зарплату учителей до уровня средней зарплаты по региону.

Следовательно, главная задача региональных властей в том, что касается заработной платы в сфере образования — это довести ее до средней заработной платы в регионе. Мало того, теперь в том, что это было сделано, придется отчитываться.

При этом неоднократно, в т. ч. и В. В.Путиным, подчеркивалось, что уравнительного подхода к повышению заработной платы учителей не предполагается. Что повышение заработной платы должно быть связано в первую очередь с качеством образования и результатами работы школы и учителей, в т. ч. с результатами обучения. Именно поэтому часть денег, за счет которых предполагается повысить зарплату учителям, будет направлено на стимулирующую часть оплаты труда. Базовая часть заработной платы учителя остается, но стимулирующая часть теперь будет иметь огромное значение. Более того, распределение стимулирующей части зарплаты, как было, так и останется в распоряжении образовательного учреждения. Такое распределение будет производиться с учетом мнения общественного органа самоуправления школы, а также с учетом положений об оплате труда, существующего в каждой школе. 

Получается, что средняя заработная плата учителя будет разной, в зависимости от региона?

Заработная плата по регионам, действительно, дифференцирована, она, действительно, получается разной. Дело в том, что и глубина различий в уровне средней заработной платы по регионам очень большая. Есть регионы, в которых средняя заработная плата ниже, чем такая же зарплата учителей. Конечно, это отличие может составлять всего 20–30 рублей, но, тем не менее, выше. Например, в Тамбовской области, средняя зарплата составляет 12 430 рублей, а точно такая же зарплата учителя — 12 450 рублей. Кроме того, есть регионы, в которых и до начала реализации проекта, о котором мы говорим, зарплата учителей была выше средней зарплаты в регионе. Так обстоит дело не только в Москве, аналогичная ситуация сложилась в Ивановской области и республике Тыва.

Однако, есть регионы, которые нельзя на все 100% считать бедными регионами, потому что там довольно развитая экономика, но эти регионы не участвовали в Комплексном Проекте Модернизации Образования. Поэтому, в таких регионах средняя заработная плата учителей меньше, чем средняя зарплата по региону. Там сложно реализовать проект по повышению зарплаты учителей до средней зарплаты в один прием. Например, в одном из таких регионов, в Иркутской области зарплаты учителям в этом году повысят на 30 %, а будущий год они будут повышены до средней зарплаты по области.

В ряде регионов взяты обязательства повысить средние зарплаты учителей до требуемого уровня уже в этом году. Но так как все понимают, что это углубляет различия между категориями педагогических работников, тех кто работает в ДОУ, учреждениях культуры, спорта, то были взяты и другие обязательства. Речь идет о том, чтобы повысить зарплату упомянутых работников на 15%. Таким образом, повышение зарплаты учителям потянуло за собой повышение зарплаты и для педагогов, работающих не только в школах. К сожалению, разница в зарплате пока не сокращается, а увеличивается. Особенно, когда речь идет о тех, кто работает в дошкольном образовании. Пока, системные меры в отношении школьных педагогов, обгоняют то, что делают для дошкольного образования. 

Но ведь есть целый ряд проблем, решить которые можно только в раннем детстве. И потому очень важно, чтобы педагогам дошкольных учреждений платили не меньше чем школьным учителям. Будет ли решаться эта проблема?

Совершенно верно. Большому количеству детей в России нужна ранняя помощь и диагностика. Очень много может быть сделано на этом уровне методами педагогической коррекции и воспитания. Ситуация со здоровьем наших детей очень серьезная. Т. А. Голикова (министр здравоохранения и социального развития РФ) не так давно озвучивала цифры, согласно которым 20,7% детей, приходящих в первый класс имеют первую категорию здоровья. Остальные — это дети, которые, так или иначе, нуждаются в коррекции здоровья. Процессы, связанные с ростом количества детей с синдромами аутизма, заболеваний, связанных с синдромом повышенного гипертонуса, сниженного внимания, а также дислексией и дисграфией, идут во всем мире. Ученые отмечают, что в последние годы, произошел всплеск таких заболеваний, например, в Канаде он составил 30%. Именно в таких случаях важна ранняя коррекция поведения ребенка. Большое значение имеет и вариативность процесса обучения детей с синдромами.

Сейчас в государственной думе лежат два законопроекта, которые, как ожидается, будут приняты уже в этом году, как приоритетные. Благодаря этим законопроектам, не дожидаясь принятия нового закона об образовании, вносятся изменения в действующее законодательство, регулирующее сферу дошкольного образования. Один законопроект предусматривает, чтобы уже сейчас финансирование образования дошкольников, было таким же, как и школьников. Законопроект предусматривает двухуровневое бюджетное финансирование дошкольного образования, когда за оплату труда педагогов и учебные расходы отвечает субъект РФ. Ожидается, что точно также как и для школ, для дошкольных учебных заведений, будут формироваться субвенции регионального бюджета. Произойдет смещение ответственности за финансирование заработной платы работников дошкольных учреждений с федерального уровня на субъекты федераций. Мне кажется, что эта мера давно назрела, о ней неоднократно говорили. Связано это с тем, что муниципалитеты очень разные и все одновременно дотировать невозможно.

Если субъекты справятся с такой задачей, то это приведет к выравниванию дошкольного и общего образования с точки зрения оплаты труда. Тем более, что проектом закона об образовании (ст. 48, п. 9), предусмотрено, что регионы при расчете нормативов заработной платы педагогических работников не делятся по уровням образования. Таким образом, средняя зарплата педагогов дошкольного учреждения, также должна быть не ниже средней заработной платы по региону.

Специально отмечено, что образовательные услуги дошкольного учреждения должны оказываться только за счет бюджета и никаких других источников быть не должно. Не допускается финансирование таких услуг за счет родительской платы. При этом, в проекте закона об образовании довольно внятно написано о том, какие услуги относятся к образовательным. Отмечено также, что оплата труда всех педагогических работников относится к образовательной услуге без разделения на воспитание и образование. 

Справка

Статья 48. Правовой статус педагогических работников.
9. Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается.
Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу