Статьи

Куприянова
Татьяна Викторовна

Заместитель председателя Профсоюза работников образования

Вы можете ознакомиться с материалом в № 9 за октябрь 2011 года

ПРОФСОЮЗ не бездействует

Татьяна Викторовна, что делать учителям и родителям тех сельских школ, которые закрывают? Будет ли решена проблема закрытия малых сельских школ и что профсоюз работников образования делает для этого?
Наши профсоюзные организации не стоят в стороне от этих проблем. Они могут в одиночку не справиться с этой проблемой, особенно если население безмолвствует и разрешает делать с собой что угодно. У органов власти аргументов бывает очень много: что село умирающее, а бюджет му-ниципалитета нищенский и денег не хватает ни на что. Нет дороги, нет денег на то, чтобы построить жилье для учителей и тем самым привлекать молодых учителей, не хватает финансов, чтобы оснастить сельскую школу точно так же, как базовую. Вот потому и надо принимать решение о закрытии школы.

К тому же, в соответствии с нашим законодательством, школу можно закрыть и без учета мнения профсоюзной организации. Школу можно закрыть с учетом мнения схода граждан, но и тут есть одна тонкость. Что такое «сход граждан», каждый трактует по-разному, в свою пользу. Более того, нет процедуры оформления решения такого схода, каким должно быть представительство населения, чтобы признать решение схода и сам сход состоявшимся. Действующая формулировка в законе об образовании не дает возможности разрешить эту ситуацию.

Мы предложили для нового закона «Об образовании» собственную формулировку того, как долж-но приниматься решение о закрытии школы — глава 3, ст.25, часть 12. Наше предложение учли только частично. 

Статья 25. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений. 

Предложение разработчиков закона

Предложение Общероссийского профсоюза образования

12. Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Реорганизация муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

12. Реорганизация муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений (в том числе изменение их типа в связи с изменением реализуемых образовательных программ), расположенных в сельской местности, а также ликвидация филиалов образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением (филиалом), выраженного в решении схода граждан. 


Кроме того, мы предложили также изменить и формулировку части 14 той же статьи проекта За-кона об образовании. По-нашему мнению, она должна быть следующей:

Предложение разработчиков закона

Предложение Общероссийского профсоюза образования

14. Ликвидация муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо сходом граждан (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек).

14. Ликвидация муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного в решении схода граждан, а также при наличии предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органами местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей. 


А что же будет с учителем, если школу закроют или реорганизуют? Он же не по своей воле остается без работы. Что ему делать?
Что касается учителей и их судьбы. Кадровая ситуация в сельской школе очень сложная, хотя она сложна и в других школах. Нередко основанием для закрытия сельской школы является кадровый вопрос. Потому что в сельской школе нет учителей высшей квалификационной категории, вообще нет. Нет учителей первой квалификационной категории, а 2/3 учителей являются людьми пенси-онного и глубоко пенсионного возраста или уже близкого к пенсионному. 

С 2006 года в течение трех лет в России реализовывался Комплексный проект модернизации обра-зования — КПМО. Проект предусматривал модернизацию образования, его доступность, а также введение нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда и переподготов-ку учителей. Идея проекта состояла в том, чтобы увеличить наполняемость классов в каждой шко-ле за счет того, что руководитель образовательного учреждения и учитель должны были внима-тельно следить за количество учеников в их школе. Если наполняемость класса в школе — менее 25-ти человек в городе и 14-ти человек на селе, то учитель будет получать меньше, чем тот, кто соблюдает этот норматив. 
 
Профсоюз боролся с этой методикой, с таким подходом к оплате труда учителя и финансирования школы так, как только мог. Дело в том, что по этой методике на учителя фактически возлагалась ответственность за то, что количество учеников в его классе меньше, чем должно быть по норма-тиву. Было понятно, что такой подход был направлен, в первую очередь, на неумелое управление школой директором, вышестоящим органом управления образованием. Потому что они не могут так сформировать классы и сеть образовательных учреждений, чтобы наполняемость классов уве-личивалась. 
Неужели это нельзя было сделать иначе? Может быть, для начала лишить руководителя премии, возможно, даже объявить выговор или что-то еще сделать в том же духе. Только не так радикально, не так бездумно.
Наверное, можно было так сделать. Ведь не может, например, директор школы отвечать за рож-даемость в стране, это же не от него зависит. Мало того, это не зависит и от того, кто руководит образованием в том или ином регионе. При этом на деле получилось, что основную ответствен-ность нес учитель, у которого уровень оплаты труда стал зависеть от наполняемости класса. Если наполняемость класса не соответствовала норме, то при прочих равных условиях (квалификация, уровень образования) такой учитель получал меньше, чем его коллега, у которого нормы были соблюдены
Мне это не очень понятно, хотя бы потому, что даже мне ясно — сельская школа в России очень специфична и трудно поддается стандартизации, как бы нам этого ни хотелось. В та-кой школе в одном классе могут оказаться дети не только разного уровня развития, но и разного возраста. Наверное, это не совсем правильно, но наказывать рублем учителя за фак-тически сложившееся не по его вине положение вещей неправильно. 
Да, особенно когда мы говорим о так называемых классах-комплектах, где могут одновременно учиться дети первого и четвертого классов, например. Но даже в этом случае нормативной напол-няемости (14 человек) в таком классе не будет. 

Все дело в том, что мало кто будет выступать против задачи, которую ставили в этом проекте: обеспечение качественного и доступного образования для всех. Никто против этого выступать не станет, потому что это правильная, разумная задача. Проблема в том, как, какими методами будет обеспечиваться выполнение этой задачи. Действительно, очень важно и мы рады, что стали такое пристальное внимание уделять сельской школе, где для решения этой задачи требуется куда больше ресурсов и тонкости в подходах. 

Хорошо, что теперь, и это отмечалось на Всероссийском педагогическом совещании, есть пони-мание того, что нам дали проведенные эксперименты, что мы получили от эффективного расходо-вания бюджетных средств, направляемых на образование. Вот поэтому теперь, принимая решение по сельской школе, в каждом конкретном случае надо задумываться о последствиях. О том, к чему приведет то или иное решение. Например, решение о закрытии всей школы, о переводе той или иной ступени школьного образования в другое село или даже в районный центр. Какие будут по-следствия для каждого, кто имеет отношение к школе: дети, родители и учителя. Сначала, когда этот процесс (я о модернизации) только начинался, он шел очень активно. Многое делалось во имя того, чтобы изыскать внутренние резервы для повышения уровня оплаты труда учителей. Через поиск внутренних резервов в системе образования принимались жесткие, зачастую непродуман-ные решения, в том числе и без учета мнения тех, кто живет на селе. Поначалу принимались ре-шения о закрытии школ на селе, а потом начали понимать, что это не всегда верное решение. И прежде чем закрывать школу, стали думать над тем, что делать с самыми маленькими, с теми, кто учится в начальной школе. 

Да, в рамках КПМО была начата закупка автобусов, адаптированных под наши российские доро-ги, во всяком случае, это предполагалось, как предполагалось и то, что они будут способны вы-полнить задачу перевозки детей. Также выделялись деньги на материальное обеспечение, в пер-вую очередь, базовых школ. Даже в тех случаях, когда принималось решение о закрытии всей школы, то рано или поздно сталкивались со следующей проблемой. Несмотря на то, что в базовой школе материальное обеспечение было лучше, там были интерактивные доски, компьютеры, луч-шие учителя и многое другое, проблемы все равно оставались. Все дело в том, что в базовую шко-лу на одном автобусе привозили сразу всех учеников, начиная с первого и заканчивая одиннадца-тым классом. Что получалось? Пока старшеклассники доучивались, младшим просто некуда было деваться. В школе нередко не было для них места, места, чтобы они могли отдохнуть, погулять, не было условий для того, чтобы их накормить, причем качественной едой. Только после того как у учеников старших классов заканчивались уроки, всех развозили по домам. Предлагалось также помещать детей в интернаты на время учебы, чтобы не возить их каждый день в школу, но это оз-начает, что дети отрываются от семьи. 

Наконец-то стали понимать, что проблема села не только в отсутствии возможности получить ка-чественное образование. Проблема в том, что на селе зачастую нет работы для взрослых и село умирает потому, что там нет работы для взрослых. Тогда стали понимать, что не надо закрывать сельскую школу целиком, нужно оставить, по крайней мере, начальную школу. Стали понимать — надо просчитать последствия того или иного решения о закрытии школы. 
Какие еще проблемы есть у сельской школы?
Есть проблема в том, как определять неэффективные расходы в образовании, есть проблема фи-нансирования всех школ и, особенно, малочисленных. Речь в данном случае идет о выборе при-оритетов. Либо мы считаем образование и все, что связано с его получением, абсолютным при-оритетом для государства. Либо мы ставим решение задач образования в зависимость от наличия денег и приоритетов в их использовании. 

Нужно, как нам кажется, говорить о том, что в случае с дотационными муниципалитетами и ре-гионами, а также в случае отсутствия там, например, качественных дорог, транспорта и многого другого, потребуется больше денег и вмешательства в эту проблему со стороны государства. Школа не должна быть источником опасности ни для детей, ни для родителей, ни, тем более, для учителей. Реформирование школы не должно приводить к угрозе здоровью и жизни детей и учи-телей.
 
Теперь, что касается учителей. Проблема очень, очень сложная. Данные свидетельствуют о том, что за последние 10 лет не только резко сократилось количество обучающихся с 20 млн человек до 13,5 млн, но также резко, более чем на треть, сократилось количество учителей. 
Где все эти люди? Куда они ушли из школы? Что делают сейчас?
Многие учителя вышли на пенсию, зачастую она нищенская. Ушли в другие сферы деятельности, и многие не жалеют об этом. Профсоюз тщательно следит за тем, как трудоустраиваются учителя, ушедшие из школы, мы занимаемся мониторингом. Контроль над ситуацией на рынке труда в об-разовании осуществляется. Естественно, что мы пытаемся добиться хотя бы какого-то материаль-ного обеспечения вышедших на пенсию учителей. К сожалению, у нас ограниченные возможно-сти, мы не можем помочь всем, и потому меры поддержки учителей, выходящих на пенсию, есть только в 36 регионах. Тогда как в остальных не считают нужным поддержать учителя, выходяще-го на пенсию. Мы стараемся что-то делать в рамках заключения коллективных договоров и соци-ального партнерства, потому и на региональном, и на муниципальном уровне все-таки удается до-биться того, что при уходе учителей на пенсию или высвобождении по другим причинам им вы-плачиваются какие-то дополнительные средства. Чтобы хотя в самое первое время он мог спокой-но адаптироваться к новым условиям и понять, чем он может заниматься. 

В заключение некоторые данные о мерах социальной поддержки молодых учителей, приходящих на работу в сельскую школу.

Единовременная денежная выплата молодым специалистам

Однократная денежная выплата

Ежемесячные надбавки (доплаты) к должностному окладу

Ивановская область

10°000 руб.°— сельская школа на 2010–2012 гг.

10°000 руб. по окончании 1-го года работы

15°000 руб. по окончании 2-го года работы

20°000 руб. по окончании 3-го года работы

(4% от всех муниципальных образований)

1) 1500 руб.

2) 1000 руб.

3) Установление должностного оклада в соответствии со 2-й квалификационной категорией

(4% от всех муниципальных образований)

Калужская область

Сельская школа:

30°000 руб. за 1-й год работы

40°000 руб. за 2-й год работы

50°000 руб. за 3-й год работы

(для всей области)

Тульская область

10 окладов для сельских школ для всей области

1) 300 руб. (для всей области)

2) 1000 руб. (3% муниципальных образований)

3) 500 руб. (3% муниципальных образований)

4) 10–20% (3% муниципальных образований)

Кировская область

6 тарифных ставок (окладов)

100°000 руб. (для всей области)

Новосибирская область

15°000 руб. для сельских школ (для всей области)

25% от должностного оклада (97% муниципальных образований) 


В продолжение темы будет опубликован материал о проблемах заработной платы, формирования ФОТ образовательных учреждений.

Беседовала Любовь Алисина

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу