Статьи

Шмелькова
Лариса Витальевна

Заместитель начальника отдела Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Вы можете ознакомиться с материалом в № 5 за май 2011 года

ФГОС. Актуально

Как взаимосвязаны такие документы, как ФГОС, примерная основная образовательная программа общего образования, основная образовательная программа, образовательная программа школы, базисный учебный план и учебный план ОУ? Является ли базисный учебный план в

Стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт является основой для разработки примерной основной образовательной программы, содержащей в своей структуре наряду с другими компонентами базисный учебный план (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Формат примерной основной образовательной программы начального общего образования представляет собой модель основной образовательной программы образовательного учреждения и носит рекомендательный характер (так же как и базисный учебный план).

На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причем разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования:

1) основная образовательная программа начального общего образования,

2)основная образовательная программа основного общего образования

3)основная образовательная программа среднего (полного) общего образования.

Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а также дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.

Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Утверждение образовательной программы образовательного учреждения осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Учебный план образовательного учреждения как раздел основной образовательной программы школы разрабатывается на основе базисного учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения, а значит, и учебного плана осуществляется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

— Входят ли в структуру основной образовательной программы рабочие программы по отдельным учебным предметам? И если да, то к чьей компетенции относится разработка рабочих программ по предметам?

— В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.

На основании требований ФГОС начального общего образования (п. 19.5) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.

Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.

Как определить, готово ли образовательное учреждение к введению ФГОС? Кто может принять решение о переходе на ФГОС?

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального (основного, среднего (полного) общего образования.

Для этого необходимо провести экспертизу (самоэкспертизу) на соблюдение в образовательном учреждении критериев готовности образовательного учреждения к введению ФГОС. Критерии таковы:

· разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

· нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

· приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

· определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

· разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

· определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

· разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

· осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

· обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Насколько разработано учебно-методическое обеспечение ФГОС?

Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru.

Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106), федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986).

Сформирован и утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС.

Разрабатываются модели введения ФГОС в малокомплектной школе, модели реализации внеурочной деятельности, модель мониторинга введения и реализации ФГОС. 

Как будут учитываться при введении ФГОС особенности коррекционных классов (школ)?

В специальных коррекционных классах (школах) при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы реализован проект, предусматривающий разработку федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В то же время в утвержденных ФГОС начального и основного общего образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС можно заложить все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.

В настоящее время признано целесообразным включение положений, отражающих специфику получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, в ФГОС общего образования. Данный подход согласуется с восприятием системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как полноправной составляющей системы образования России в целом и приоритетным развитием различных форм интегрированного образования обучающихся этой категории.

Приведет ли введение ФГОС к существенным изменениям условий труда работников образования? Как это повлияет на прием на работу (увольнение) работников образования?

При введении ФГОС существенно не меняются место работы, трудовая функция педагогического работника (в том числе его должность и вид поручаемой работы), условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, дата начала работы, характер работы. Это позволяет сделать вывод, что существенных изменений условий труда работников образования с введением ФГОС не произойдет. Следовательно, не произойдет и существенных изменений определенных сторонами условий трудового договора. Таким образом, введение ФГОС не повлияет на прием (увольнение) на работу сотрудников образовательного учреждения.

Установлены ли минимальный и максимальный объемы внеурочной деятельности? Каков источник финансирования внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС?

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Механизм финансирования реализации внеурочной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании»[1] в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.



[1] К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) (п. 6.1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Кто отвечает за разработку программ по внеурочной деятельности? Почему отменено положение об обязательности 10 внеурочных часов в новых стандартах? Будут ли они оплачиваться?

Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»).

В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.

Поскольку внеурочная деятельность реализуется в рамках основной образовательной программы, то в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и требованиями к финансовым условиям ФГОС (п. 24 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) она подлежит финансированию.

Реализация основной образовательной программы общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Способы финансирования зависят от реализуемой модели организации внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей. 

Кто определяет содержание внеурочной деятельности и как она должна фиксироваться?

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу