Статьи

Байкова
Ирина Григорьевна

Директор ГОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга, финалистка конкурса «Предприниматель года-2010», экономист, менеджер

Вы можете ознакомиться с материалом в № 4 за март 2011 года

У меня все получается…

Ирина Григорьевна, а как вы попали в школу?

Это история сокровенная… (улыбается), так как я никогда не думала заниматься образованием, вообще никогда. Закончила Лесотехническую академию, затем работала в садово-парковом хозяйстве, потом решила, что займусь флор-искусством в интерьере.

Мы создали несколько дизайн-студий, а затем волею судьбы я пришла оформлять один из детских садов Калининского района. Мы пришли, замечательно расположились, работали, и нам предложили открыть в садике керамическую студию, студию изобразительной деятельности и студию батика.

В 90-е годы мы открыли негосударственное образовательное учреждение. А когда на территории садика было решено открыть инновационное образовательное учреждение, то руководитель органа управления образованием предложил мне возглавить этот эксперимент.

Было очень интересно, а так как к тому времени я уже получала второе высшее образование по специальности «Муниципальное и государственное управление», то это позволяло мне занять должность руководителя государственного образовательного учреждения.

Но я согласилась не сразу, взяла год испытательного срока, долго размышляла. Решила, что если я почувствую себя комфортно и смогу что-то дать системе — тогда соглашусь окончательно. Я понимала, насколько велика ответственность.

Не школа меня пугала, не менеджмент в школе, а ответственность перед ребенком. Конкретным ребенком, которого привели в это учреждение. «Покувыркавшись», я поняла, что не просто смогу работать, а, применив к образовательной системе опыт, который мне удалось накопить, работая в бизнесе, смогу даже изменить эту систему, показать, что не все так плохо, хотя на тот момент я ясно отдавала себе отчет, что денег у государства нет — это был 1998 год, дефолт.

Но я понимала, как надо двигаться, понимала, что образование не должно стоять на коленях и просить денег. Система образования должна диктовать условия этому времени, потому что это — будущее страны. И это понимание и осознание своей миссии позволило нам внедрить инновации, привнести коммерцию в образование, выстроить бизнес-процессы. Все получилось — и мы пошли вперед, развиваясь. Несмотря на то что, когда мы начинали, вокруг были школы, у которых уже были свои традиции, персонал, а у нас было только понимание того, что мы хотим. Мы были такие «выскочки» (смеется). 

И вам сразу же дали эту школу?

Нет, у нас был детский сад, мы развивались в двух детских садах — был комплекс ясли —сад —начальная школа, а когда дети подросли и родители не захотели уводить их от нас — нам дали еще одно здание.

Здание-то дали, но в нем не было ничего — пол и потолок, да и их пришлось приводить в порядок. А как нужно было убеждать учителя, которого мы приглашали на работу: «Приходи, у нас здесь здорово и интересно!»

Однако, то, что мы предлагали, было современным и соответствовало времени. Родители пошли за нашей идеологией, за нашей концепцией, понимая, что здесь ребенка вырастят так, что он будет соответствовать рынку, времени, что он будет успешным. И когда уже стало понятно, что на наше учреждение, на нашу концепцию колоссальный спрос — тогда мы замахнулись на строительство по специальному проекту, и государство поддержало этот проект. Это был прорыв, до этого 10 лет не строили школы в Санкт-Петербурге.

Нашу построили в 2007 году. И началась новая веха. Новое здание — значит, новая организационная структура, новое материально-техническое обеспечение.

Но детский сад вы сохранили в своей структуре?

Конечно, это одно из условий нашей концепции. Идея непрерывного обучения и воспитания от детского сада к школе дает столько положительного образовательной системе.

Дети в условиях одной культуры, в одном стиле существуют с двух лет до восемнадцати. Мы закладываем в ребенка основы культуры, духовности с двух лет, и он не испытывает стресса при переходе из детского сада в школу.

С малых лет дошкольники — полноправные члены нашего коллектива, участники всех наших корпоративных праздников. И с какой ответственностью старшие участвуют в работе детского сада! Это ведь тоже воспитывает и гордость, и патриотизм, и семейные ценности.

Школа — это бизнес-проект?

Да, по моему глубокому убеждению, не просто нужно, а совершенно необходимо внедрять лучшие бизнес-практики в систему образования. Законы менеджмента и психология управления неизменны.

Деньги? А разве так важно, откуда ты их получил — от государства или от потребителя? На эти деньги нужно материально обеспечить производство, нужно пригласить людей для работы, нужно произвести продукт, который был бы высокого качества и востребован.

Мы не отличаемся от бизнеса ни в чем, кроме одного — у нас колоссальная ответственность перед государством и перед будущим. Если что-то не доработал с конкретным ребенком — то эту управленческую ошибку не исправишь. Это навсегда.

Ирина Григорьевна, а какими были ваши первые действия?

Я прочла книжку какого-то американца (уже даже не помню кого), где был описан бизнес-план частной школы. И тогда мы написали первую программу развития школы, по модели бизнес-плана, понятно, лаконично, модульно, прекрасно понимая, что если что-то не работает — это надо исключать, корректировать, а не тащить за собой.

А кадры?

Тут мы тоже применяли, применяем и, надеюсь, будем применять бизнес-подходы. Мы никого не уговариваем, не переубеждаем, не тратим время на разговоры и уговоры. Мы предлагаем свои условия, свою корпоративную культуру, предлагаем все возможности для развития. Не стесняемся спрашивать об интересах, о способностях. Чем больше у человека будет возможности раскрыться в нашей организации, тем больше пользы получат как он сам, так и мы.

Наша структура соответствует нашим потребностям, наши сотрудники имеют возможность не только развиваться, но зарабатывать. Главное, чтобы человек разделял наши убеждения, был креативным, хотел развиваться — тогда это наш человек.

У вас большое хозяйство, как справляетесь?

Под нашу инфраструктуру создана оргструктура. Каждый отвечает за свой участок, у каждого сотрудника свой функционал, свои зоны ответственности, поэтому — все хорошо, никто не смотрит друг другу через плечо, не перекладывает ответственность на другого.

Как вы выстраиваете отношения с вышестоящими организациями?

Мы строим эти отношения на высоких и благородных началах. Мы всегда помним о том, что мы госструктура. Наши интересы совпадают с интересами государства, мы учреждение, которое выполняет государственное задание. Государство должно нам доверять, мы должны вести государственную политику. Других интересов у нас нет.

Любая инновация, которую мы хотим внедрить, не должна вредить ученику, должна быть уместна.

Недавно мы получали лицензию на оздоровительную деятельность. Долго, муторно… Но важно, как ты сам к этому относишься — мы должны убедить контролирующие органы в том, что наши деяния не будут наказуемы. Все, что мы делаем, должно быть прозрачно, контролируемо, проверяемо.

Вы предоставляете много платных услуг?

У нас есть лицензия на оздоровительную деятельность; 60 наших дополнительных образовательных программ имеют лицензии. Так как у нас школа полного дня, мы должны дать семье право выбора образовательных услуг, чтобы как можно полнее удовлетворить потребности в школе.

У родителей есть возможность выбрать индивидуальный образовательный маршрут. Мы готовы заниматься ребенком с 8.45 и до 19.00. В договоре детально описывается все: и питание, и оздоровительные процедуры, и развивающие занятия. Все сделано с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка. Родители за детей спокойны, здесь их воспитывают, кормят, любят.

Кроме того, для детей, которые у нас не учатся, и для населения района мы предлагаем воспользоваться нашими лицензированными, подчеркиваю, лицензированными образовательными и оздоровительными программами.

Поделитесь планами?

Сейчас мы занимаемся строительством загородного дома. Для нас это очень важно, государство нас поддерживает. Там мы предполагаем организацию круглогодичного круглосуточного пансиона, проведение модульных программ по различным предметам, проведение психологических тренингов.

Собираемся в образовательные путешествия…

В период реформ вы чувствуете себя комфортно?

Мы ни с чем не спорим. Критиковать можно что угодно, но зачем подвергать сомнению и критике то, чего еще не прожил? В любом начинании заложена здравая мысль, давайте ее вычленим и реализуем.

Мы люди, которые заставляют вещи происходить. Благодаря пристальному вниманию к ребенку, к его занятости мы выпускаем хорошего семьянина, человека, умеющего заниматься спортом, умеющего учиться, умеющего занять себя. 

На все хватает времени?

Мой рабочий день заканчивается в 18.00. Я не планирую 25 дел, я планирую одно серьезное дело на один день. И я его делаю, не мучаюсь, не страдаю, я его делаю. И у меня поэтому все получается…

Возврат к списку

Экстренная помощь педагогу