ВОПРОС — ОТВЕТ

Задать вопрос

На вопрос ответит юрист или специалист по профилю вопроса. Это бесплатно и не ограничено.

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

Предполагается ли дальнейшее расширение преподавания курса ОРКСЭ и его модификация, в связи с подготовленными юридической службой РПЦ поправками в российское законодательство?

Рассмотрение данного вопроса возможно после подведения итогов обучения по данному предмету четвероклассников в 2012/13 учебном году.

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

Где и как будет организована подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ?

За годы апробации курса ОРКСЭ (2009-2010 учебный год и 2010-2011 учебный год) выработана система подготовки педагогов. Принцип работы – федерально-региональный: на федеральном уровне идет подготовка тьюторов (тренеров-преподавателей), которые, возвращаясь в регионы, организуют повышение квалификации учителей на местах. В рамках апробации на федеральном уровне подготовлено 1000 тренеров-преподавателей из субъектов Российской Федерации – участников апробации. Для всех остальных регионов (шестидесяти двух) в ноябре-декабре 2011 года в Москве на базе Федерального института развития образования подготовлено еще 500 тренеров-преподавателей. Подготовленные тьюторы уже начали повышение квалификации учителей в регионах. По данным на начало марта 2012 года – уже повысили квалификацию 63,8 процента от общего количества преподавателей учебного курса ОРКСЭ. Работа по подготовке учителей по курсу ОРКСЭ должна быть завершена в регионах до конца августа. На федеральном уровне запланирована дополнительная подготовка тьюторов (по заявкам регионов).
В подготовке учителей активно используется практический опыт стажировочных площадок, созданных в регионах, где прошла апробация. Для консультативной и методической поддержки педагогов создан портал www.orkce.org, действует Методическое объединение учебного курса ОРКСЭ. Запланированы семинары, конференции в течение всего учебного года. 

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

.За счет каких источников будет финансироваться преподавание курса
ОРКСЭ? 

Как и все обязательные для изучения предметы в рамках основной образовательной программы, преподавание курса ОРКСЭ будет осуществляться за счет средств субъектов Российской Федерации. Механизм финансирования - выделение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Увеличение финансирования не потребуется, т.к. максимальный объем учебной нагрузки (общее количество часов в начальной школе) остался без изменений. 

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

ОТВЕЧАЕТ:

ГубановаЕленаВладимировна

к.п.н., профессор

ОТВЕЧАЕТ:

ПитулькоКсения Викторовна

к. ю. н, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, адвокат

ОТВЕЧАЕТ:

ПитулькоКсения Викторовна

к. ю. н, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, адвокат

ОТВЕЧАЕТ:

Министерство образования РФ

За счет чего в школьной программе будут найдены часы для преподавания комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)? Будет ли это простое увеличение часов на преподавание или это нужно будет сделать в рамках существующей программы. Кто будет это решать?

Минобрнауки России утвердило соответствующие приказы: о внесении изменений в федеральный компонент государственного стандарта общего образования и внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы (приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. № 74). Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в 4-м классе начальной школы в объеме 34 часов с 1 сентября 2012/2013 учебного года.
Часы для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предусмотрены в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обязательном для реализации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Ранее, в рамках апробации, данный курс изучался за счет вариативной части базисного учебного плана (часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения).

ОТВЕЧАЕТ:

Губанова Елена Владимировна

к.п.н., профессор

Сколько учебных часов имеет право вести директор школы?

В соответствии с подпунктом "е" п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» педагогическая работа в том же образовательном учреждении общего образования с дополнительной оплатой не считается совместительством и не требует заключения трудового договора. По смыслу норм Трудового кодекса РФ такая работа должна оформляться дополнительным соглашением к основному трудовому договору, т.е. как условие основного договора. 
 
При этом предельный объем такой (в той же школе) преподавательской работы директора школы действующими российскими нормативными правовыми актами не определен.
Пунктом 101 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утв. приказом Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94) предусматривается, что руководящие работники "учреждений просвещения могут вести преподавательскую работу или занятия с кружками", но не более 9 часов в неделю. Данная Инструкция может считаться действующей в той мере, в какой она не противоречит законодательству Российской Федерации. Вопрос о соответствии пункта 101 Инструкции российскому законодательству об образовании является спорным, и может быть разрешен в судебном порядке. 

По нашему мнению, учитывая, что представителем работодателя для директора школы является учредитель, учебную нагрузку директора необходимо устанавливать по согласованию с учредителем (вышестоящим руководителем) в зависимости от возможностей директора школы и потребностей школы, в т.ч. и свыше 9 часов в неделю.

По существовавшей ранее практике правоприменения допускалась дополнительная (сверх тарифицируемых 9 часов) педагогическая нагрузка руководителей школ на условиях почасовой оплаты в разрешенных для почасовой оплаты пределах (в настоящее время – не более 300 часов в год, см. пп. "в" п. 2 указанного выше постановления Минтруда РФ). Более 9 часов в неделю разрешалась также учебная нагрузка для директоров сельских школ, работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и в других случаях при отсутствии учителей по соответствующим предметам.

В вопросе об объеме учебной нагрузки директора рекомендуем придерживаться изложенной выше сложившейся практики; в случае производственной необходимости – устанавливать нагрузку сверх указанных норм на основании разрешения учредителя (дополнительного соглашения к трудовому договору с директором школы)

ОТВЕЧАЕТ:

Питулько Ксения Викторовна

к. ю. н, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, адвокат

Нужно ли в Уставе общеобразовательного учреждения после слова "обучающиеся" применять в обязательном порядке (через запятую или в скобках) слово "воспитанники"? Если да, то во всех ситуациях (правила приема и отчисления, права и обязанности...) или в каких-то конкретных?

Ст. 13 Закона «Об образовании» называет следующие обязательные ре-квизиты устава ОУ:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образо-вательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

  • а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  • б) правила приема обучающихся, воспитанников;
  • в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
  • г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
  • д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
  • е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
  • ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставле-ния (на договорной основе);
  • з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образователь-ного учреждения, в том числе в части:
  • а) использования имущества, закрепленного за образовательным учре-ждением;
  • б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
  • г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государ-ственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);
  • д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
  • е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;
  • ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального ка-значейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муни-ципального образования) (за исключением негосударственных образо-вательных учреждений и автономных учреждений);
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
  • а) компетенция учредителя;
  • б) структура, порядок формирования органов управления образо-вательного учреждения, их компетенция и порядок организации дея-тельности;
  • в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
  • г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
  • д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) исполь-зует термин «обучающиеся». Термин «воспитанники» можно отнести к уч-реждениям, предоставляющим полное государственное обеспечение, он в за-коне об образовании не раскрывается, употребляется параллельно термину «обучающиеся». Скорее всего, использовать в тексте устава оба эти слова не нужно. К тому же, будут ли у данного ОУ непосредственно «воспитанники»?

Анна Иванова, Санкт-Петербург

ОТВЕЧАЕТ:

Питулько Ксения Викторовна

к. ю. н, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, адвокат

Что является основанием для внеплановой проверки образовательного учреждения? 

31.10.2011 г. в Письме Федеральной службы по надзору в сфере науки и образования № 05-3992 даны новые разъяснения относительно внеплановых проверок деятельности образовательных учреждений.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в подпункте «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 называет основанием для проведения внеплановой проверки нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Данное основание является общим для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вне зависимости от предмета контроля (надзора).
Проведение внеплановой выездной проверки по этому основанию не требует согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности соответствующих образовательных учреждений или иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Возникает вопрос о том, кто именно является потребителем услуг в сфере образования? В п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 505, потребителем признается организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области образования, имеют правовые основания для проведения внеплановой проверки образовательного учреждения, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, на основании обращения граждан о нарушении их прав как потребителей платных образовательных услуг. Хотелось бы обратить внимание, что термин «потребитель» предполагает наличие определенной платы за предоставляемые услуги (в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. закон оговаривает возмездный характер правоотношений между потребителем и исполнителем).

По смыслу разъяснений, данных в Письме от 31.10.2011, основанием для внеплановой выездной проверки выступает жалоба, поступившая от потребителя образовательных услуг. При этом в Письме не оговаривается перечень этих услуг: дополнительные платные услуги или же образовательная деятельность как таковая. В Правилах оказания платных образовательных услуг, естественно, речь идет о возмездных услугах. Из-за несовершенства действующего законодательства возможно в достаточной степени произвольное проведение внеплановых проверок, когда любая жалоба в комитет по образованию, поступившая, например, от родителей учеников, станет условием внеплановой проверки образовательного учреждения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

1 2 3 4

Экстренная помощь педагогу